Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Медитация




Постановка сказок с помощью кукол

«Оживляя» куклу, ребенок чувствует и видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Таким образом, ребенок получает оперативную недирективную обратную связь на свои действия. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и сделать поведение куклы максимально выразительным. Ребенок «реально» становится волшебником, позволяя ранее неподвижной кукле двигаться и жить на сцене. Более того, «оживляя» куклу, ребенок первый раз в своей жизни ощущает взрослую ответственность за ее действия, ее сценическую жизнь. Процесс кукловождения развивает произвольное внимание, ибо при этом нельзя отвлекаться, иначе кукла будет «выключена» из жизни.

Работа с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать мелкую моторику рук и общую координацию движений, воспитывать чувство ответственности, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может или не позволяет себе проявлять, научиться находить адекватное телесное выражение различным эмоциям. Подготавливая сцену к спектаклю, ребенок учится организовывать пространство вокруг себя.

С помощью кукол возможно развертывание диалога между ребенком и взрослым в случае, если ребенок по каким-то причинам испытывает трудности. Также целесообразно использование кукол в тренинговых занятиях в родительской группе. Для постановки спектаклей могут быть выбраны авторские сказки, народные сказки, сказки-экспромты, сказки, написанные самими детьми и совместно со взрослыми.

Эта форма работы со сказкой является средством для снятия напряжения. Медитация представляет собой полное погружение в какой-либо процесс. Когда мы что-то увлеченно делаем – рисуем, сочиняем, играем, – это можно назвать медитацией. Если мы самозабвенно колдуем над каким-либо блюдом, стираем любимую вещь, думая о том, как "волшебно" проявляется чистота, какая приятная вода и нежная мыльная пена, - это тоже медитация.

Медитации на сказку могут быть двух видов: статические и психодинамические. К первым можно отнести прослушивание сказок с позитивным образным рядом под спокойную релаксационную музыку; вторые часто связывают с психогимнастикой, ибо эта форма предполагает большое количество перевоплощений, движений, а также связана с развитием различных видов чувствительности и получением позитивного двигательного опыта.

Главное назначение медитативных сказок – сообщение нашему бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие конфликтов и злых героев.

Общие условия для проведения медитаций

В помещении для занятий должно быть тепло, но не душно, т.к. холод вызывает непроизвольное напряжение мышц. Кроме того, в процессе медитации человек может замерзнуть, поэтому лучше сразу укрыть его.

Освещение должно быть мягким и теплым. Не нужно добиваться полной темноты – это многих пугает.

Специально подобранная музыка для релаксации (звуки природы с наложенной мелодией).

Удобная поза. Положение «лежа, руки вдоль тела» вовсе не обязательно. Клиент располагается так, как ему удобно (сидя, лежа, в «эмбриональной позе», на боку). Если человек не хочет закрывать глаза, не нужно настаивать на этом (нередко люди опасаются потерять контроль над ситуацией и не могут расслабиться с закрытыми глазами, особенно в незнакомой обстановке).

Если клиент во время медитации заснул, не расстраивайтесь: его бессознательное все равно "впитало" положительные сказочные образы, и он хорошо отдохнул.

Ритуал «входа» и «выхода» из медитации предполагает неторопливость и постепенность.

Медитативные сказки [21]

Медитативные сказки на осознание себя здесь и сейчас

Такие сказки ориентированы также на развитие различных видов чувствительности: зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной и кинестетической. Характер этих сказок – путешествие. Сама сказка похожа на «чукотскую песню»: «Что вижу, о том пою». Для того чтобы создать такую сказку, необходимо вспомнить ситуацию, когда мы чувствовали себя счастливыми, спокойными, радостными, а далее формировать положительные образы по всем пяти модальностям (создать положительные зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и тактильно-кинестетические образы). Принцип построения текста сказки прост, например: «Мы с вами переносимся в удивительную сказочную страну, в самое ее сердце – на Волшебную поляну. Мы лежим на Волшебной поляне и видим над собой высокое чистое голубое небо (зрительный образ)... Слушаем, как поют птицы и переговариваются деревья, журчит ручей (слуховой образ)... Чувствуем рядом аромат спелой земляники и свежевыпеченного хлеба – его только что испекла Добрая Волшебница, живущая неподалеку (обонятельный образ)... А если мы протянем руку, то сорвем и положим в рот (кинестетический образ) крупную ароматную ягоду и ощутим сладость спелой земляники (вкусовой образ)... И шелковая молодая трава, устилающая Волшебную поляну, нежно щекочет наши руки, ноги, лицо (тактильный образ)...»

Подобные сказки, рассказанные под музыку, развивают воображение и произвольное внимание. Но главное, при систематических занятиях они учат ощущать Настоящее. Дело в том, что множество проблем у взрослых людей возникает оттого, что жизнь, как правило, протекает только в двух временах: в прошлом и будущем. Думая о прошлых ошибках и достижениях, мы психологически находимся в Прошлом. Строя планы на будущее, генерируя опасения и тревоги, мы фактически находимся в Будущем. А где же настоящее Настоящее? Что же называется жизнью? Быть может, только «миг между Прошлым и Будущим». А он включает в себя наши ощущения, мысли, эмоции, «здесь и сейчас».

Медитативные сказки для засыпания

Медитативная история для 3-летних детей перед сном.

Давай представим, что лежим мы не в постели, а на белом облачке. Оно очень мягкое, нежное и слегка нас покачивает. На небе много звездочек. Они напевают нам свои любимые мелодии и своим сиянием освещают голубую прозрачную речку. Весь день в ней плескались и играли рыбки, а сейчас они устали и плывут отдыхать. У них закрываются глазки, они засыпают прямо на ракушках… Над речкой пролетает птичка. Она смотрит в воду и видит на дне сонное царство. Птичка тоже зевает и летит спать в свое теплое, уютное гнездышко. Стихает шум ветра, перестает журчать ручеек. На речке уже нет волн, она стала тихой и спокойной. Вместе с речкой уснул и лес. Все его зверюшки попрятались в свои норки, потому что им, как птичкам и рыбкам, до утра нужно набраться свежих сил, а эти силы дает сон. Рыбки и зверюшки очень любят смотреть сны, поэтому засыпают раньше всех.

Когда засыпают люди, им снится что-нибудь интересное и волшебное. Во сне раскрываются многие секреты и тайны, и чем быстрее ты заснешь, тем больше интересного увидишь во сне. Облачко медленно опускает тебя в постельку, желает спокойной ночи и тоже засыпает. Спит и солнышко. Проснется оно только утром и разбудит тебя своими теплыми лучиками. Не спит одна луна. Она рассказывает сказки всем спящим. Когда ты уснешь, луна расскажет сказку и тебе. Я тоже пойду спать и видеть сны, а завтра расскажу, что мне приснилось. Спи спокойно, малыш. Сладких тебе снов.

Медитативная сказка “Гномик”.

Медленно уходит свет. На темном небе зажигаются звезды. Их много-много. Но только одна так ярко и нежно светит тебе. Ведь у каждого человека своя звезда. Она есть и у тебя. На всех звездах живут гномики.

На твоей звезде живет твой Гномик. У него добрые глаза и нежные маленькие ручки, белая бородка, а на голове – колпачок. На конце колпачка – крохотный серебряный колокольчик. Кофточка подпоясана ремешком, и пряжка переливается таинственным лунным светом. На ногах – башмачки с золотыми бантами.

Ты ложишься спать. Твоя головка касается подушки, и твоя звезда протягивает к тебе свои лучики. Это звездная лесенка, по которой к тебе спешит твой Гномик. Он несет тебе сон, превращет твою подушку в белое мягкое облако. Оно нежно качает тебя, маленькие ручки Гномика нежно гладят твою голову, глазки. Он любит тебя, всю ночь тихо шепчет тебе на ушко добрые сказки. Тихо-тихо. Только тебе. Ведь это – твой Гномик. Он рассказывает, как днем твоя звездочка купается в золотых лучах доброго солнца, какие волшебные цветы растут в его звездном саду, сколько солнечных зайчиков пробегает по их лепесткам, какие сказочные песни поют его друзья-птицы, с какой любовью и заботой он смотрит на тебя весь день! И как терпеливо ждет наступления вечера, чтобы спуститься к тебе, услышать твое дыхание, ощутить теплоту твоей кожи... и говорить, говорить с тобой...

А утром, когда звездочка спрячется в волшебных нитях солнца, только тихий звон серебряного колокольчика будет говорить тебе: «Я здесь, я жду тебя, я храню тебя, я люблю тебя».

Медитативные сказки об «идеальных» отношениях между людьми.

Образы, принесенные сказкой, могут стать впоследствии духовными ориентирами. Сказки об идеальных отношениях особенно необходимы детям и подросткам из «неблагополучных» семей, в которых существует дефицит эмоционального принятия, поддержки и тепла. Как известно, от этого многие дети становятся озлобленными, «ершистыми». Позитивные образы медитативных сказок проникают в бессознательное и формируют там настоящий «энергетический фундамент личности», компенсируя дефицит родительского тепла. Кроме того, такие сказки создают у ребенка образ альтернативных отношений. Конечно, их нет в реальности, но это не означает, что их вообще не существует. Знание о том «как может быть» дает ребенку Веру и потенциальную возможность когда-нибудь построить такие отношения. Сказки этого вида важны и в работе с детьми с материнской депривацией (находящимися в детских домах или приемных семьях).

Сказка о позитивных детско-родительских отношениях

«Золотой шар»

Давным-давно в одной далекой волшебной стране жили-были Король с Королевой. Они очень любили друг друга. У них был прекрасный дом и верные преданные слуги. И вот однажды, гуляя по саду, Королева вдруг почувствовала необыкновенную радость. Она поняла, что у них будет ребенок. Через некоторое время у Короля с Королевой родился сын. Он рос не по дням, а по часам. Он был как маленькое солнышко для всех, кто жил во дворце. Его учили большие мудрецы, а он был очень внимательным учеником. Он много гулял, слушал, как поют птицы, наблюдал за животными. Очень скоро он научился понимать и чувствовать то, что происходило вокруг него.

Шло время, Принц вырос. Он почувствовал внутреннюю потребность посмотреть мир, увидеть, какие люди живут в других странах, узнать как они живут. Принц сказал о своем желании родителям. Король с Королевой опечалились, узнав о решении сына. Но они понимали, как важно для него отправиться в путешествие, и, конечно, благословили его в путь. На прощанье Король с Королевой протянули Принцу Золотой шар: «Возьми его с собой, в нем вся наша любовь к тебе и та радость, которую ты всегда приносил нам». Принц поблагодарил родителей, взял Золотой шар и положил его в карман дорожкой куртки, поближе к своему сердцу.

И вот Принц отправился в путь. Он объездил множество стран, познакомился с разными людьми, и везде его согревало тепло Золотого шара. Однажды он ехал через поле. Вокруг летали бабочки, стрекозы. Жужжали пчелы – они собирали мед. Пели птицы – они радовались, что через их поле едет Прекрасный принц. Пахло цветами и спелой земляникой. И вот на холме Принц увидел дворец. Что-то внутри подсказало Принцу, что для него очень важно поехать именно туда, и он направил своего коня по дороге, ведущей к дворцу.

Когда Принц вошел во дворец, то был поражен его красотой. Все здесь было удобно и красиво. Как будто кто-то строил этот дворец специально для него. Золотой шар, который находился все время около сердца Принца, затрепетал, и Принц понял, что в этом дворце он найдет что-то очень важное для себя. Он пошел по дворцу своей легкой и уверенной походкой.

Сейчас и мы с вами тоже находимся в прекрасном дворце. Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что хотите...»

Через 7-10 минут можно постепенно выводить детей из медитации, например, так: «Все, что вы нашли для себя в этом прекрасном дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться... А сейчас вы делаете глубокий вдох... и выдох. Возьмите с собой все то хорошее, что было с вами, и, потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам.

Медитативная сказка для беременных женщин

Эта сказка может быть прочитана в процессе психодинамической медитации на проживание эмбрионального опыта и процесса рождения. Ее может читать мама ребенку перед сном в ответ на вопрос: «Расскажи, как я был маленьким»

«Про маленького комочка»

(автор – Ю. Куликова)

Жил-был маленький комочек. Он был совсем маленький, теплый и удивительно хорошенький. Он жил в уютной, теплой маленькой норке, где ему было удобно и спокойно. Он просыпался, кушал, играл, кувыркался, снова засыпал и снова просыпался.

Иногда комочек просто лежал в своей норке и слушал звуки, доносившиеся снаружи. Эти звуки, знакомые и приятные, завораживали его и были такими родными. Он слышал шум воды, журчание ручейков, ритмичное постукивание. А иногда издалека до него дoноcилcя еле слышный нежный голосок, похожий на звон серебряного колокольчика.

Но шло время, комочек подрастал, и ему уже становилось тесновато в своей уютной норке, он уже не мог так свободно кувыркаться, как раньше. Теперь кроме знакомых, родных звуков в норку стали проникать и новые, незнакомые. Они были странными, удивительными и необычайно разнообразными. Некоторые звуки были особенно приятные, и комочек подолгу слушал их, затаив дыхание. Но были и не очень приятные звуки, и тогда комочек ворочался, стараясь заткнуть ушки, или стучал в стенки своей норки, желая прекратить их. Но стоило ему забеспокоиться, как он снова слышал тот нежный приятный голос. Теперь он звучал громче и отчетливее, и комочек сразу успокаивался.

Прошло еще какое-то время, комочек стал уже совсем большим и, конечно, уже совсем не помещался в своей маленькой норке. Теперь каждый день он слышал множество разнообразных звуков, доносящихся снаружи. Ко многим он привык. И стало ему очень интересно, что же там, за стенками его норки? А еще ему очень хотелось посмотреть на того, кто обладал таким чудным серебряным голосом. Но как только малыш подходил к дверке своей норки, ему становилось страшно, и он не решался выйти.

И в один прекрасный день к малышу явилась добрая Фея. Она взяла его за руку и сказала:

– Ты уже вырос и хочешь выбраться отсюда? Я могу проводить тебя. Знай, что путь предстоит нелегкий, но я буду постоянно с тобой и помогу тебе. Мир, в который ты войдешь, будет не таким уютным и спокойным, как твоя норка. Он большой, он наполнен разными звуками, красками, запахами, вкусами и ощущениями. А когда ты подрастешь, у тебя появятся друзья. Ты научишься всему, чему захочешь, и увидишь много удивительного!.. Ну что ж, ты готов?

Сердце у комочка застучало, он крепко ухватил теплую руку Феи, открыл дверцу норки и, вдохнув побольше воздуха, сделал шаг наружу... Его принял огромный и прекрасный мир, и чудные трели серебряного голоса-колокольчика наполнили его радостью. Малыш чувствовал себя любимым и желанным...

Приложение 17




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.