Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоговые доходы бюджета




Экономическое содержание бюджета и его функции

Любое государство в процессе своего становления и развития испытывает потребность в финансировании расходов на выполнение определенных функций и задач. К ним относятся: государственное управление, обеспечение внешней безопасности, поддержание правопорядка, функционирование судебной системы, международная деятельность, содействие научному прогрессу, социально-культурному развитию, повышению экономической мощи страны и др. Для выполнения всех этих функций государство должно иметь соответствующие денежные ресурсы. Для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства формируется бюджет. Он является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта с учетом интересов государства и общества в целом. Именно бюджет позволяет создавать условия для повышения качества жизни населения, развития экономики и обеспечения национальной безопасности.

Термин “бюджет” происходит от старинного нормандского слова bougette, означающего карман, сумку, кожаный мешок. От него произошло budget, которым англичане обозначали кожаный мешок (затем портфель), содержащий документы (счета), касающиеся государственных доходов и расходов. Отсюда выражение “открыть бюджет”, что означало представление этих документов на утверждение парламента. Позднее этим словом стали обозначать речь канцлера казначейства, посвященную финансовым делам государства, а с конца XVIII века – уже сам документ, содержащий роспись доходов и расходов государства.

В настоящее время слово «бюджет» употребляют для обозначения любого денежного хозяйства. Поэтому говорят о бюджете государства, бюджете субъекта Федерации, бюджете муниципального образования, бюджете организации и даже отдельного домохозяйства, лица или семьи.

Однако, в практике использования термина «бюджет» возможны несколько значений и применение его в разных смыслах. При употреблении слова бюджет на практике под ним понимается и денежный фонд, находящийся в руках государства, и документ, определяющий порядок его образования и использования. С терминологической точки зрения более правильно разделять эти понятия. Выделяют следующие подходы к определению категории «бюджет» (Рис. 7):

а) как экономической категории;

б) в материальном смысле;

в) с финансовой точки зрения;

г) с юридической точки зрения.

 
 

 

 


Как экономическая категория бюджет – это совокупность экономических отношений, которые возникают в связи с формированием и распределением бюджета как денежного фонда государства. При этом различаются два вида экономических финансовых отношений: приходные и расходные. Первые отношения опосредуют движение денежных средств от плательщиков в бюджет и выражают его формирование как денежного фонда. Как сторона этого отношения государство выступает в качестве получателя денежных средств. Примером могут служить налоговые отношения, которые выражают одностороннее движение стоимости в денежной форме от плательщика в бюджет Российской Федерации, не сопряженное встречным движением стоимости в товарной форме. Вторые - расходные - экономические отношения выражают расходование (распределение) бюджета и выражают движение денежных средств из бюджета к получателю бюджетных средств. Как сторона данного отношения государство выступает в качестве поставщика денежных средств. Таким образом, совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета.

В материальном смысле бюджет – это денежный фонд, находящийся в собственности данного субъекта.

При этом под денежным фондом понимается обособленная совокупность денежных средств, распределенных по определенным группировкам, имеющих свое целевое назначение, свой порядок использования и орган, который распоряжается этими денежными средствами.

Бюджет как денежный фонд предназначен для финансирования задач и функций органов власти. Он является основным и крупнейшим в суммарном выражении денежным фондом государства. В отличие от других, внебюджетных фондов, которые носят специализированный характер (то есть, предназначены для финансирования определенного направления деятельности или специальных задач), бюджет носит характер универсального денежного фонда.

Таким образом, в материальном смысле бюджет - это имущество (в денежной форме), принадлежащее Российской Федерации на праве государственной собственности и входящее в состав ее казны.

В финансово-организационном смысле бюджет Российской Федерации – это финансовый план формирования и распределения централизованного (на уровне государства) денежного фонда, предназначенного для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам его ведения. В системе финансовых планов бюджет выступает основным финансовым планом, так как он посвящен крупнейшему в системе финансов денежному фонду. В этом смысле бюджет – это утверждаемая в особом порядке роспись денежных доходов и расходов определенного денежного фонда.

Как правовая категория бюджет – это финансово-правовой акт, посредством которого утверждается финансовый план формирования и распределения создаваемого на уровне Российской Федерации денежного фонда, предназначенного для финансирования задач и функций данного субъекта. Данный финансовый документ имеет силу закона.

Правовая форма, в которой представляется бюджет как финансовый план, предопределяется тем, о каком бюджете – федеральном, субъекта Российской Федерации или местном – идет речь. Федеральный бюджет утверждается федеральным законом, бюджеты субъектов Российской Федерации – законом соответствующего субъекта, местный бюджет – решением представительного органа местного самоуправления (городским, районом, сельским поселковым советом и др.).

Таким образом, бюджет является одновременно и правовой, и экономической категорией. В современных условиях он является основным инструментом государственного регулирования экономики, играет активную роль в обеспечении ее стабильности и развития. Реализация любого направления политики государства в экономической или социальной сфере требует соответствующего ресурсного обеспечения. Именно поэтому бюджет объективно необходим каждому государству для выполнения возложенных на него функций. Отдельные его элементы, такие как прямые и косвенные налоги, займы, расходы на государственное управление, оборону и др., существовали на протяжении истории человечества при различном общественном строе и сохраняются в наши дни.

Бюджетный кодекс РФ трактует понятие бюджет с экономической точки зрения:

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (БК РФ, ст. 6).

Сущность бюджета как экономической категории проявляется в его функциях. К их числу относятся:

1. Аккумулирующая функция. Основное назначение бюджета заключается в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ. Реализация данной функции происходит посредством специальных фискальных органов государственного финансового контроля: Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, Федерального Казначейства, различных органов исполнительной власти, аккумулирующих неналоговые доходы.

2. Регулирующая функция. В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами. Осуществляя расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, государство регулирует социальное развитие и уровень жизни населения страны. С помощью расходов на поддержку отдельных отраслей экономики обеспечивается производство общественно-значимых товаров и услуг, которое с точки зрения рынка может быть неэффективным. Бюджет является инструментом региональной политики, поскольку за счет средств регионов-доноров осуществляется поддержке депрессивных и кризисных территорий, имеющих недостаточный экономический потенциал или испытывающих последствия чрезвычайных ситуаций.

Влияние бюджета не ограничивается государственным сектором экономики и выходит далеко за его пределы. Регулирующее влияние оказывают не только бюджетные расходы, но и налоги, стимулирующие или сдерживающие развитие отдельных отраслей или сфер деятельности. Так, введение специальных налоговых режимов способствовало, по мнению правительства, развитию малого предпринимательства. А, например, увеличение ввозных таможенных пошлин на бывшие в эксплуатации импортные автомобили, безусловно, повлияет на снижение объемов их реализации в России.

3. Контрольная функция. Бюджет позволяет осуществлять контроль за действиями исполнительной власти, который может осуществляться в различных формах – со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями (например, Счетная палата), со стороны вышестоящей организации и др. В странах с развитыми демократическими традициями важное значение отводится общественному контролю, для развития которого принимаются специальные программы повышения прозрачности бюджетной системы. Бюджет принимается как закон и тем самым накладывает ограничения на действия правительства. В нем законодательно закреплены лимиты отдельных статей доходов и расходов, которые государство должно четко соблюдать при проведении социально-экономической политики.

4. Информационная функция. Бюджет является индикатором текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете на очередной год составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане. Закладываемые в закон о бюджете планово-прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными.

5. Реализация общественных предпочтений. В демократических государствах принятию закона о бюджете обязательно предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики. Избиратели, отдавая свой голос на выборах за конкретного депутата или политическую партию реализуют свои предпочтения в том числе и по финансированию расходов бюджета про приоритетным направлениям, предлагаемым кандидатами в депутаты. Посредством механизмов представительной демократии эти предпочтения воплощаются в конкретных цифрах доходных или расходных статей.

Данная функция бюджета в разных странах реализуется по-разному. Она зависит от того, насколько развиты процедуры участия граждан и их представителей в разработке закона бюджете и контроле за его исполнением. Важное значение имеет установленный порядок бюджетного процесса, степень реального участия в нем органов представительной власти, а также контроль избирателей за действиями выборных органов.

В г. Красноярске в 2008 году, причем впервые в Российской Федерации, был осуществлен проект «Народный бюджет», в основу реализации которого заложено проведение общественного опроса. Для каждого района города был разработан особый бланк с перечнем задач, претендующих на финансирование из городского бюджета в очередном финансовом году. При подготовке бюллетеней власти прежде всего ориентировались на предложения горожан. При этом в бланках для голосования была и «свободная строка», куда жители могли вписать свои предложения, не вошедшие в основной список. Общественный опрос был совмещен с выборами депутатов Государственной Думы РФ. Участие в опросе было добровольным. В результате в голосовании приняло участие более 70% тех, кто пришел на выборы. Итоги голосования учтены при формировании городского бюджета.

Рассмотренные функции бюджета являются объективными и имеют место в любой стране мира, независимо от уровня развития демократических институтов и характера государственной экономической политики. Некоторые из них могут противоречить друг другу. Например, для успешной реализации контрольной и информационной функции бюджет должен быть стабильным, а регулирующая функция, наоборот, предполагает его изменение в зависимости от текущих условий социально-экономического развития. Выбор между стабильностью или гибкостью бюджета определяется задачами политики государства, сложившимися традициями и общественными предпочтениями, а также рядом других факторов.

Как инструмент государственный бюджет можно представить в форме баланса доходов и расходов государства. Как специфический финансовый план бюджет представляет собой юридически оформленный документ, в котором в количественном выражении отражается процесс получения и распределения государством денежных ресурсов, необходимых для выполнения его основных функций.

Выделяют следующие виды бюджетов:

а) По уровням бюджетной системы: федеральный бюджет, региональные бюджеты и местные бюджеты.

б) по характеру решаемых задач:

Минимальный бюджет – расчетный бюджет, задачей которого является покрытие минимально необходимых расходов. Этот бюджет служит базой для формирования межбюджетных отношений: определения сумм бюджетных субсидий, кредитных ресурсов и т.д.

Чрезвычайный бюджет – бюджет с особым правовым режимом, используемый при введении чрезвычайного положения в стране. Введение такого бюджета регламентируется законодательством.

Консолидированный бюджет – свод бюджетов нижестоящих уровней и рассматриваемого бюджета (без учета межбюджетных трансфертов между ними). Особенность этого бюджета заключается в том, что он рассчитывается по факту исполнения, т.е. законодательно не утверждается, не является правовым актом, а используется лишь для анализа.

В системе государственных финансов учет и систематизацию информации о состоянии бюджета обеспечивает бюджетная классификация.

Бюджетная классификация – группировка доходов, расходов, источников финансирования дефицита бюджета для обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней.

Бюджетная классификация включает:

- классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;

- классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

- классификацию операций публично-правовых образований (сектора государственного управления).

 

5.2 Доходы бюджетов различных уровней: содержание, классификация

Доходы бюджета отражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда.

Доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением источников финансирования дефицита бюджета.

В соответствии с бюджетной классификацией доходов в бюджетах всех уровней выделяют следующие группы доходов:

- налоговые доходы;

- неналоговые доходы;

- безвозмездные поступления.

Кроме того, Бюджетный Кодекс РФ выделяет в составе доходов бюджетов собственные доходы, к которым относятся:

- налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;

- неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений за исключением субвенций.

 

 

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Нормативы распределения налогов по уровням бюджетной системы закрепляются в БК РФ и законе о бюджете на соответствующий финансовый год.

Налоговые поступления являются основным источником доходов государственного бюджета. Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и др. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства» (К. Маркс).

Налоговая система РФ – совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны. Через нее происходит обеспечение государства финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, а также налоговых льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью налоговой системы, государство воздействует на экономическое поведение предприятий в процессе общественного производства.

Основным элементом, характеризующим налоговую систему государства, является налог. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

Налог – обязательный, индивидуально – безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. (НК ст. 8)

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (НК ст. 8)

Особенностью сборов является то, что они носят целевой характер и служат для формирования целевых денежных фондов. Поэтому сборы также называются маркированными, или целевыми обязательными отчислениями. Налоги же, не являются целевыми отношениями, и поступают в централизованный бюджетный фонд.

Налоги выполняют следующие функции:

Распределительная – выражает сущность налогов, как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений. Посредством налогов, например, осуществляется финансирование предприятий бюджетной сферы. Распределительная функция налогов обладает рядом свойств: изначально, распределительная функция носила чисто фискальный характер. Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать организации хозяйственной жизни в стране, у функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом регулировании возникли подфункции: стимулирующая (через предоставление льгот) и воспроизводственная (платежи за пользование природными ресурсами, налоги в дорожный фонд, на производство минерально-сырьевой базы)

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.)

Контрольная функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

Налоги и сборы классифицируются по ряду признаков:

1. В зависимости от уровня установления и изъятия налоги в Российской Федерации подразделяются на три вида (рис.8):

 


 

 


Рисунок 8 – Система налогов и сборов в РФ

 

Федеральные налоги и сборы - обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации;

Налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы) - обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации;

Местные (муниципальные) налоги и сборы - обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

2. В зависимости от объекта обложения все налоги можно подразделить на две основные категории: прямые и косвенные. Это деление известно еще с древности, однако его критерии не являются однозначно определенными.

Прямые налоги - такие налоги, которые выплачиваются налогоплательщиком со своих доходов или имущества и являются его прямым взносом в бюджет. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество (прямая форма обложения). Прямые налоги являются исторически более ранней формой налоговых платежей. В современных условиях к ним относятся налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на имущество и другие.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, которые взимаются путем включения налога в цену товара (тариф на услуги). К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф (например, налог на добавленную стоимость, акцизы).

Владелец товара и услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству (косвенная форма обложения). В данном случае связь между плательщиком (потребителем) и государством опосредована через объект обложения.

Особенностью косвенных налогов является то, что они вытекают из хозяйственных актов, оборотов, финансовых операций и преследуют целью переложение налогового бремени с производителей товаров или услуг на их потребителей. Субъектом налогообложения в данном случае выступает непосредственно покупатель товара;

3. По цели использования:

Специальные налоги – используются на конкретные цели, чаще всего обозначенные названием налога.

Общие налоги – обезличенные налоги, поступающие в бюджет на финансирование разных мероприятий;

Налог как экономическая категория характеризуется определенными элементам.

1. Субъект налога (плательщик). Субъектами налогообложения в РФ являются физические и юридические лица, выполняющие обязательства по уплате налога. От понятия субъект налога следует отличать понятие носитель налога – конечный налогоплательщик, несущий на себе фактическое бремя по уплате налога. Носитель и субъект налога не совпадают в случае косвенного налогообложения.

2. Объект налога - экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, устанавливаемый налоговым законодательством:

- прибыль (доход)

- стоимость определенных товаров

- добавленная стоимость продукции, работ, услуг

- имущество юридических и физических лиц

- передача имущества (дарение, наследование)

- операции с ценными бумагами

- отдельные виды деятельности

- другие объекты

Часто название налога вытекает из объекта налогообложения, например земельный налог, налог на прибыль, налог на имущество и т.п.

3. Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения (НК РФ, ст. 53). В более общем случае ее можно определить как часть объекта, в отношении которой непосредственно исчисляются налоги. Разница между понятиями налоговой базы и объекта связана с тем, что определенные части объекта могут облагаться в льготном режиме или вообще не облагаться налогом (например, необлагаемый минимум доходов или имущества). Таким образом, налоговая база не может превышать размер объекта налогообложения.

4. Налоговым периодом считается календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, например для налога на добавленную стоимость календарным периодом считается месяц, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых производятся авансовые платежи по соответствующим налогам. Если предприятие создано после начала календарного года, первым налоговым периодом для него является период со дня его создания и до конца года. Днем создания является день государственной регистрации. В случае ликвидации (реорганизации) до конца календарного года последним налоговым периодом является период от начала календарного года до дня завершения ликвидации (реорганизации).

5. Источник уплаты налога - средства, за счет и из которых производится удержание налоговых платежей. Всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо от объекта налогообложения является ВВП, который образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства, как организатора хозяйственной жизни в национальном масштабе: оплата труда работников, прибыль хозяйствующих субъектов и централизованный доход государства. Источник и объект налога могут совпадать (например, при уплате налога на прибыль предприятий), но могут и быть различными (налог на имущество предприятий: объект – среднегодовая стоимость имущества, а его отнесение производится на финансовые результаты)

6. Единица обложения (единица измерения)– часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога (1 руб. дохода, 1 га земли и т.п.)

7. Налоговый оклад – общая сумма налоговых изъятий на одного плательщика с единицы обложения за определенный период времени

8. Налоговые ставки - величина налога в расчете на единицу обложения. Устанавливается либо в процентном отношении к налоговой базе, либо в абсолютном измерении в зависимости от величины от налогооблагаемого объекта. Различают налоговые ставки:

- прогрессивные – чем больше налогооблагаемая база, тем больше ставка налога. Примером может служить ставка транспортного налога, устанавливаемая по специальной шкале в зависимости от мощности транспортного средства в лошадиных силах;

- регрессивные – ставка налога, уменьшаемая с увеличением налогооблагаемой базы. Например, ставка единого социального налога в РФ;

- пропорциональные – ставка налогообложения не зависит от величины налогооблагаемой базы. Этот вид налоговых ставок используется для большинства налогов в РФ (налог на прибыль организаций, НДС и т.п);

- твердые ставки – устанавливаются в твердой сумме (например, лицензионные сборы).

9. Налоговые льготы - установленные законом вычеты из налоговой базы, наступающие при тех или иных условиях, и сокращающие как размер налоговой базы, так и размер уплачиваемого налога. В соответствии с российским законодательством нормы, определяющие основания, порядок и условия применения налоговых льгот, не могут носить индивидуального характера. Это означает, что закон должен ставить в равные условия всех налогоплательщиков, относящихся к одной и той же категории или осуществляющих определенный вид деятельности.

Можно выделить следующие основные виды налоговых льгот:

- установление необлагаемого минимума объекта налогообложения (пример - стандартные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц;

- освобождение от уплаты налогов отдельных лиц и категорий плательщиков (льготы по налогу на доходы физических лиц для инвалидов, Героев Российской Федерации и др.);

- применение пониженных налоговых ставок (например, пониженные ставки НДС на продовольственные товары и товары детского ассортимента);

- целевые налоговые льготы;

- инвестиционный налоговый кредит;

- другие виды налоговых льгот.

10. Способ уплаты налога – способ расчета и взимания налогового платежа, зависящий от распределения функций по исчислению и внесению в бюджет налога между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Действующая в Российской Федерации налоговая система предусматривает три способа взимания налогов (учета и оценки объектов налогообложения): кадастровый, декларационный, административный.

Кадастровый способ предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта налогообложения, (земли, домов), которые используются при исчислении соответствующего налога.

Так, например, для земельного налога действует земельный кадастр, при составлении которого однотипные участки земли группируются в зависимости от качества, местонахождения, использования. Для каждой группы устанавливается средняя доходность на единицу площади за ряд лет, остальные земельные участки приравниваются к той или иной категории, для которой устанавливается ставка налога с единицы площади.

Декларационный способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления - декларации о величине объема налогообложения, в которую обычно включаются данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления величины налога.

Предприятия представляют в налоговые органы в составе бухгалтерской отчетности декларации по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль, налогу на пользователей автодорог и другим налогам.

Административный способ (или способ уплаты у источника) предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта налогообложения.

Обычно этот способ осуществляется бухгалтерией предприятия или другим органом, который выплачивает доход. Таким способом взимается налог на доходы физических лиц. Сумма изъятого налога перечисляется предприятием-сборщиком (налоговым агентом) сразу в бюджет.

Бюджетный Кодекс РФ с 1 января 2008 г. (гл. 13) в составе налоговых доходов выделяет нефтегазовые доходы федерального бюджета, используемые для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 5032; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.