Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетная система РФ: характеристика, принципы организации




 

Совокупность бюджетов, действующих на территории административно - территориальной единицы составляет бюджетную систему.

Бюджетная система РФ основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (БК РФ ст.6)

В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней (Рис.10):

 

       
 
 
   
Рис. 10 Бюджетная система Российской Федерации


- первый уровень: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

- второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- третий уровень - местные бюджеты, в том числе:

- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

- бюджеты городских и сельских поселений.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, региональный – субъектов РФ. Бюджетам органов местного самоуправления в современной бюджетной системе отведено особое место.

Особым понятием в бюджетном устройстве России является понятие консолидированного бюджета. Консолидированный бюджет – свод бюджетов нижестоящих уровней и рассматриваемого бюджета (без учета межбюджетных трансфертов между ними). Особенность этого бюджета заключается в том, что он рассчитывается по факту исполнения, т.е. законодательно не утверждается, не является правовым актом, а используется лишь для анализа.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Консолидированные бюджеты РФ и субъектов РФ не рассматриваются и не утверждаются законодательными органами власти. Они выполняют функцию объединения бюджетных показателей территории. В первую очередь консолидированные бюджеты являются статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом РФ и отдельных субъектов РФ.

Использование показателей консолидированного бюджета:

- в бюджетном планировании (при определении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов РФ и размеров дотаций);

- при анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны, то есть суммы всех финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную систему. Рассчитывают степень централизации финансовых ресурсов в стране, отражаемых в сводном финансовом балансе государства;

- сводное финансовое планирование;

- при разработке экономико-математических моделей прогнозирования бюджетов, перспективного планирования (корреляционные связи между объемами доходов консолидированного бюджета и ВВП, НД, объем валовой продукции промышленности, сельского хозяйства и т.п.) при разработке прогнозов социально-экономического развития государства, территории;

- при расчете показателей обеспеченности жителей страны (региона) чем-либо (например, бюджетные расходы на 1 жителя на медицинское обслуживание, образование, др. среднедушевые бюджетные доходы) среднебюджетные показатели позволяют сравнивать состояние отдельных территорий или государств.

Бюджетная система РФ функционирует на основе следующих принципов (БК РФ ст. 28):

1. Единство бюджетной системы РФ – единство правовой базы, денежной системы, использование единой бюджетной классификации и единой бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов;

2. Разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ – означает закрепление доходов, расходов, источников финансирования дефицита за конкретными бюджетами и бюджетных полномочий за конкретными органами власти, а также определение полномочий по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов, установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований. Органы власти не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий;

3. Самостоятельность бюджетов – наличие собственных источников доходов и право определять направления их использования. Принцип самостоятельности бюджетов означает:

- право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

- право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

- право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

- право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);

- недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

- право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;

- недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

- недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов;

4. Равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований – означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными законодательством;

5. Полнота отражения доходов расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов – доходы и расходы отражаются в соответствующих бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме;

6. Сбалансированность бюджетов – объем расходов бюджета должен соответствовать объему доходов и источников финансирования дефицита бюджета. Если в бюджете сложился дефицит – необходимо предусмотреть источники его финансирования. Если бюджет профицитный - определяются направления использования средств;

7. Результативность и эффективность использования бюджетных средств – при составлении бюджета участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств;

8. Общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов – расходы бюджета не должны быть увязаны с определенными доходами бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

- субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

- добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

- расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;

- расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;

- отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года;

9. Прозрачность (открытость) бюджета – обязательное опубликование в СМИ утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований. Кроме того, данный принцип предполагает обязательную открытость для общества и СМИ проектов бюджетов, внесенных в органы государственной власти (органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией). Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета;

10. Достоверность бюджета - правдивость бюджетных показателей и отражение в доходах источников, соответствующих прогнозу развития экономики, а в расходах – направления финансирования, затраты по которым будут способствовать достижению прогнозных показателей экономики;

11. Адресность и целевой характер бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с установлением направления их на финансирование конкретных целей;

12. Подведомственность расходов бюджетов – получатели бюджетных средств вправе получить бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от распорядителя бюджетных средств в ведении которого они находятся;

13. Единство кассы – зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.