Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управленческие традиции Древнего Востока




К

Р

Учебное пособие

Становление, развитие, перспективы

 

 

Ярославль

 


ББК 65.9

УДК 336.012.24

 

 

Рецензент: Платов О. К., доктор экономических наук, профессор

Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова

 

Разумов И. В., Кудрявцева Т. Ю. История менеджмента: становление, развитие, перспективы: Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2008. – 136 с.

 

В учебном пособии в краткой и доступной форме рассматривается эволюция понятия «менеджмент» в контексте управленческих революций. Раскрываются особенности формирования менеджмента как науки, нашедшие отражение в развитии школ научного управления и в практике становления национальных моделей менеджмента. Анализируются проблемы менеджмента на современном этапе и перспективы его развития в будущем.

Учебное пособие предназначено для использования в учебном процессе при изучении курса «История менеджмента». Для студентов и преподавателей экономических специальностей.

 

ISBN

 

 

© И. В. Разумов, 2008

© Т. Ю. Кудрявцева, 2008

© Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, оформление, 2008

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ ………………………………………………………..........5

ГЛАВА I. Эволюция управленческой мысли периода

античности и средневековья ……………………………………………..9

§ 1.1. Управленческие традиции Древнего Востока …………………………. 9

§ 1.2. Экономико-правовые основы управленческих идей и практики Древней Греции и Рима……………………………………………………………..13

§ 1.3. Управленческие воззрения средневековья. Роль Н. Макиавелли в формировании знаний об управлении……………………………………………. 15

Вопросы для обсуждения на семинаре…………………………………………..19

Список литературы………………………………………………………………....19

ГЛАВА II. Становление и развитие науки управления …………….....21

§ 2.1. Накопление знаний об управлении в период промышленного производства…………………………………………………………………………..21

§ 2.2. «Принципы научного управления» Ф. Тейлора и развитие теории менеджмента……………………………………………………………………………..29

§ 2.3. Принципы эффективности управления Г. Эмерсона и М. Кука……..35

Вопросы для обсуждения на семинаре…………………………………………...38

Список литературы…………………………………………………………………. 39

ГЛАВА III. Классическая (административная) школа управления . 40

§ 3.1. Административная теория А. Файоля…………………………………..40

§ 3.2. Теория бюрократии М. Вебера и социология менеджмента………...45

§ 3.3. Концепции управления У. Ньюмана, Дж. Муни и А. К. Рейли. Систематизация положений классической школы………………………………. 49

Вопросы для обсуждения на семинаре…………………………………………...54

Список литературы…………………………………………………………………. 54

ГЛАВА IV. Человеческий фактор в теории управления ………………..56

§ 4.1. Школа человеческих отношений и Хоторнские эксперименты

Э. Мэйо в развитии теории менеджмента……………………………………..56

§ 4.2. Философия управления М. П. Фоллет……………………………………. 60

§ 4.3. Влияние школы поведенческих наук на теорию управления………… 65

Вопросы для обсуждения на семинаре…………………………………………...74

Список литературы…………………………………………………………………. 75

ГЛАВА V. Количественная школа управления …………………………....76

§ 5.1. Количественные методы и «исследование операций»

в управлении…………………………………………………………………………… 76

§ 5.2. Ситуационный подход и его вклад в развитие

теории управления…………………………………………………………………… 79

§ 5.3. Формирование системного подхода к управлению……………………. 83

Вопросы для обсуждения на семинаре…………………………………………..87

Список литературы…………………………………………………………………. 87

ГЛАВА VI. Национальные особенности и модели менеджмента ……… 89

§ 6.1. Становление и развитие американской и западноевропейской моделей менеджмента……………………………………………………………… 89

§ 6.2. Формирование Японской модели управления……………………….....103

§ 6.3. Становление рыночной модели управления

в России: национальные особенности и традиции………………………… 108

§ 6.4. Проблемы и перспективы развития менеджмента на

современном этапе…………………………………………… ………………..114

Вопросы для обсуждения на семинаре………………………………………… 129

Список литературы………………………………………………………………..130

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................131

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................................................................133

Предисловие

Изучение менеджмента, также как и изучение цивилизаций и культуры, представляет собой исследование эволюции взглядов на природу управления.

Предметом «Истории менеджмента» является общественно-исторический процесс возникновения, развития и изменения системы знаний, взглядов, представлений и суждений об управлении.

Английское слово «management» в переводе означает «управление». В классическом представлении слово «управление» шире понятия «менеджмент». Однако в отечественной литературе «менеджмент» и «управление»определяются как слова-синонимы. Вместе с тем следует отметить, что семантика слова «менеджмент» очень сложна и истинный объем и содержание данного понятия можно увидеть, только проследив эволюцию взглядов на управление.

Так в период древних цивилизаций не существовало аналога понятию «менеджмент». В основе взглядов на управление лежали сложившиеся обычаи и традиции, которые получили закрепление в законодательных актах и древних письменных источниках.

В эпоху средневековья происходит оформление взглядов на управление, обусловленное развитием цеховой организации ремесленного производства.

Промышленная революция привела к переосмыслению воззрений на управление, которое стало рассматриваться в контексте технологического обеспечения предприятий, внедрения на них машин и концентрации людских ресурсов в рамках промышленного производства.

В XX в. осуществляется систематизация накопленных знаний об управлении, и появляется первое определение содержания понятия «менеджмент» - «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц»[1]. Кроме того, в 1910 г. в обиход вводится понятие «научное управление».

На современном этапе понятие «менеджмент» трактуется как:

· умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей[2];

· управленческая деятельность, включенная в качестве составляющей в деятельность организации в целом[3];

· способ, манера обращения с людьми, особого рода умения и административные навыки, орган управления[4];

· совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и прибыльности[5];

Эволюция содержания понятия «менеджмент» связана с качественными изменениями функций и принципов управления, что нашло свое отражение в управленческих революциях. На сегодняшний день можно выделить пять управленческих революций.

Первая управленческая революция, хронологически охватывая период Древнего мира, связана с необходимостью централизации хозяйственной деятельности древних государств, обусловленной крупномасштабными строительными и мелиорационными работами. Именно на этот период приходится зарождение первых представлений об управлении, которые с позиций современности правомочно рассматривать как оформление такой управленческой функции как организация. Первая управленческая революция характеризуется возникновением формальной системы организации и регулирования отношений людей.

Вторая управленческая революция приходится на период средневековья. Эволюции взглядов на управление в рассматриваемый период способствовало развитие цехового производства, которое оказало существенное влияние на становление и развитие такой функции управления как контроль. Реализация данной функции в эпоху средневековья нашла свое отражение во взглядах на регулирование производственной деятельности, посредством координации и контроля цеховой структуры производства (контроль за объемом выпускаемой продукции, координация деятельности подмастерьев и др.)

Третья управленческая революция совпала с промышленной (XVIII – XIX вв.), последняя была обусловлена развитием фабричного производства и его механизации. Фабричная система производства породила новые проблемы, связанные с соблюдением работниками жестких производственных требований, определяемых стремлением предпринимателей максимизировать уровень производительности, с тем, чтобы оправдать свои капитальные вложения. В связи с этим возникла необходимость в жестком учете всех стадий промышленного производства, от сырьевых запасов до технического оснащения и уровня профессиональной подготовки рабочих.

Четвертая управленческая революция, хронологические рамки которой, по нашему мнению приходятся на конец XIX – 80-е гг. XX в. была вызванаслиянием финансового и промышленного капитала, повлекшего за собой образование и развитие крупнейших корпораций. Усложнение хозяйственной практики потребовало систематизации накопленных знаний об управлении и обусловило зарождение принципиально новой функции менеджмента – планирования, нашедшей свое отражение в поиске выгодных вложений капитала. Кроме того, именно на этот период приходится возникновение теории администрирования, которая центральным звеном своих исследований сделала роль управляющих в корпорации.

Пятая управленческая революция, котораяведет отсчет с конца XX в. связана, прежде всего, с развитием информационных систем, которые посредством применения новейших экономико-математических методов в управлении обусловили зарождение такой функции менеджмента как прогнозирование.

Рассматривая развитие теории и практики менеджмента, следует отметить, что не существует никаких универсальных приемов или твердых принципов, которые бы делали управление эффективным. Однако на протяжении веков выработались подходы, которые помогают руководителям повысить вероятность эффективного достижения целей организации. Каждый из изложенных далее подходов внес заметный вклад в понимание целей, задач и принципов современного менеджмента.

К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления: подход с позиций выделения различных школ в управлении ( школа научного управления, классическая школа, поведенческая школа, количественная школа управления); процессный подход; системный подход; с итуационный подход.

Таким образом, эволюция понятия «менеджмент» непосредственно связана с особенностями формирования управления как науки, развитием школ научного управления и практикой становления национальных моделей менеджмента.

 

 

ГЛАВА I. Эволюция управленческой мысли периода античности и средневековья.

§ 1.1. Управленческие традиции Древнего Востока.

§ 1.2. Экономико-правовые основы управленческих идей и практики Древней Греции и Рима.

§ 1.3. Управленческие воззрения средневековья.

Роль Н. Макиавелли в формировании знаний об управлении.

Исторические корни управленческой мысли уходят в глубокую древность. В древних обществах Месопотамии и Египта, древнем Китае и Индии уже существовали начальные знания об управлении. Однако эти знания не являлись самостоятельной областью науки и основывались преимущественно на традициях и обычаях, закрепленных в законодательных актах древности.

Зарождение и развитие управленческой практики Древнего Востока непосредственно связано с Месопотамией. Месопотамская цивилизация представляет для исследователей исключительный интерес, так как позволяет увидеть механизм становления управления.

Около 3000-2900 гг. до н.э. храмовые хозяйства Месопотамии становятся настолько сложными и обширными, что понадобился учет их хозяйственной деятельности, то есть появилась необходимость выполнения того, что сегодня в системе управления называется функцией контроля и учета. В связи с этим в храмах зарождается письменность. Появление письменности в Месопотамии было вызвано потребностями управления хозяйством и результатом создания больших и сложных хозяйств.

Одной из известных нам попыток внесения изменений в систему управления национальным хозяйством является деятельность правителя Гудеа во второй половине XXII в. до н.э. в Лагаше.

Анализируя реформы Гудеа с позиций теории управления национальным хозяйством, а также с позиций организации общества, можно отметить ряд нововведений, которые представляют интерес не только теоретический, но и практический. Прежде всего, в его деятельности четко прослеживается приоритет общей цели создания единого хозяйства в масштабах всей страны над целями. Об этом свидетельствует следующее:

· организация центральных ремесленных мастерских, которые обеспечивали своей продукцией и государственные структуры, и храмы и самих работников;

· изменение традиционной административной структуры;

· привлечение общинников и работников царского хозяйства в государственное хозяйство.

Таким образом, правление Гудеа представляет безусловный интерес с точки зрения процесса и механизмов становления государственного управления.

Значительный вклад в развитие практики управления внесли египтяне. Однако становление государственности и образование национального хозяйства в долине Нила отличались от тех, что имели место в Месопотамии. Зарождение первоначальных знаний об управлении в Древнем Египте было обусловлено построением центральной ирригационной системы, которое ставило главной целью порядок, высочайшую централизацию и тотальный контроль. Высокая степень регламентации общественной жизни соответственно, предполагала существование огромного управленческого аппарата.

В многоступенчатой пирамиде социального и хозяйственного управления Египта особо следует выделить самый многочисленный слой управленцев - писцов, которые от имени фараона тщательно следили за движением всех материальных ценностей, формированием и расходованием бюджета государства, периодически производили переписи населения, перераспределяли людей во время крупного строительства.

Для египетского управления уже на ранней стадии его развития характерна специализация, как по видам работ, так и по отдельным направлениям, которые сегодня мы называем функциями менеджмента. Многочисленный штат различного рода служащих: писцов, надсмотрщиков, учетчиков, хранителей документов, управляющих, возглавляемых домоуправителем, который осуществлял общее руководство всей хозяйственной жизнью, организовывал и контролировал труд многочисленных работников. Это было начало рождения функций современной модели управления.

Главным руководителем, от которого зависела судьба всей цивилизации, был фараон, получавший хорошее управленческое образование с ранних лет. Имеются случаи, когда в десятилетнем возрасте они принимали на себя ношу управления страной.

Фараон делегировал часть своих полномочий своему первому помощнику - чати. Под чати была создана сложная бюрократическая система: для измерения уровня реки, от которой зависела вся экономика, прогнозирование урожая зерна и доходов, размещения этих доходов по различным подразделениям государства, наблюдением за всей промышленностью и торговлей.

Древнее египетское общество обогатило знания об управлении и многими другими находками, среди которых можно выделить определение таких функций управления как планирование, организация и контроль, осознание преимуществ централизации и делегирования полномочий, направленность на совместный поиск решений и достижения компромисса в конфликтных ситуациях.

Приблизительно в тот же период, что и в Египте, основные функции и принципы управления применялись и в древнем Китае. Наряду с признанием необходимости организации, распорядительства и контроля, в Китае были выделены принципы специализации, децентрализации и множественности подходов в решении идентичных проблем. Увидев в управлении один из основных инструментов воздействия на все стороны общественной жизни и изменения ее в требуемом направлении, китайцы создали академию, выпускники которой, как правило, становились управленцами. Таким образом, они начали подготовку специалистов в области управления за два тысячелетия до появления современного менеджмента.

Китайскую цивилизацию и ее систему управления характеризует исключительный прагматизм. Китайский прагматизм сказался и в том, что философы в качестве советников правителей участвовали в практическом, экспериментальном поиске наилучших систем управления. Исключительно важным, на наш взгляд, является и то обстоятельство, что древние мыслители Китая с самого начала предложили множественный подход к решению управленческих проблем. Широкая дискуссия по проблемам управления обществом, которая велась в Китае на протяжении ряда веков, оказала влияние на современное китайское общество, а также на его реформирование в различные периоды вплоть до сегодняшнего дня.

Заметный вклад в развитие практики и теории управления внесла индийская цивилизация. Для нее характерно активное государственное регулирование, контроль за хозяйственной жизнью, многосторонняя государственная поддержка новых хозяйственных субъектов.

Индийцы обогатили мировую управленческую практику внедрением иррациональных методов принятия управленческих решений.

Индийская цивилизация дает нам и первый известный учебник по управлению - найденную в начале ХХ в. книгу под названием Артхашастра, что означает в переводе учение о хозяйстве и государственном управлении. Она представляет собой системное изложение основных принципов и методов управления, должностных инструкций чиновников, осуществлявших организацию и контроль за деятельностью основных отраслей и предприятий.

Таким образом, данный литературный памятник можно рассматривать как пособие для обучения законам и правилам управления государством, так и пособие по организации и руководству национальным хозяйством.

Государственное регулирование хозяйственной жизни имело место во многих государствах и цивилизациях, но наиболее ярко и последовательно оно проводилось в Индии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3075; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.