Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Велес как Мороз и СВ. Микола




АНАЛОГИ ВЕЛЕСА В ПОСТЯЗЫЧЕСКОМ ЭПОСЕ

 

 

1. Всеми любимый праздник "Новый год" практически совпадает с днями, когда огнищанин выводил вечером скот во двор, чтобы показать ему животным небесные чертоги "скотьего бога": домом Велеса считалось созвездие Лесной Коровы – Лося (Большая Медведица). Это дни Зимнего Миколы, т.е. Святителя Николая, что в православии принял, по – видимому, на себя функции Велеса.

2. Уже во время полевых работ, в заботе об урожае крестьянин поминает Миколу Чудотворца и убирает красочно снопы в углу избы. А Сноп есть одно из возможных имен древнего Велеса, коему оставляли клок на бороду еще в 19-ом веке – Миколина или Велесова борода.

3. Как и Велес, Никола покровительствует путникам, например: он подсказывает Садко, как спастись от Морского царя. Подобно Гермесу ("Одиссея"), Никола приходит к Садко во сне и наказывает, как выбраться на свободу. В "Каликах перехожих" св. Николай вообще становится покровителем моряков.

4. Кроме того, "стар-матер человек Микола" покровительствует при заговорах[429], и функции его, судя по заговорам, в точности совпадают с функциями древнего Велеса:

"Святый Николае отворяет морскую глубину, поднимает железные врата, залучает от раба Божия усови аду в челюсти".

"Бежит река огненная, чрез огненну реку калиновый мост, по тому калинову мосту идет стар матер человек; несет в руках золотое блюдечко, серебряно перышко... сбавляет с раба божьего семьдесят болезней" Заметим, что идет он с той стороны, из Иного мира, через реку-то смердящую (мертвую) – Смородину. Это Навий властитель идет!

"Святой Николай, ты разрушаешь горы, разрушаешь камни. Разрушь горе, колдовство, чародейство, зависть, ненависть, сделки, сглаз, от плохой минуты рабу Божьему не на час, не на два, а навсегда".

5. Миколе, как и Велесу – богу богатства, посвящает Садко золотую казну. И к нему же обращается за прибавлением богатства и удаче в торговле, причем бог явно поставлен на одну ступень со св. Николаем[430]:

 

"Да змолился Садко да господу Богу,

Как тому-то нынь Мыколы нынь святителю:

— Я построю тебе церковь соборную,

Да на-во имё Миколы нынь святителя.

Кабы тут у Садка да казны прибыло..."

 

"Пошел-то Садко да во божью церковь,

Он молитцэ Миколы Всеможайскому:

— Ты ой есь, Микола Всеможайския!

Пособи мне выкупить товары из Нова-города!"

 

Похож Никола и обликом на волохатого Велеса. Иногда Никола не назван по имени, похоже, что такой вариант былины более древний, но мы без труда поймем по образу "белыя седатыя старика", о ком идет речь:

 

"Во снях ему не спалось, грозно виделось:

Приходило старчище незнай собою;

Говорил старчище таковы слова..."

 

6. Он – могучий волшебник, взять хотя бы еще былину о спасении Михайло Потыка[431]. Михайло Потык был превращен своей женой Марьей в камень. Его едут спасать Илья и Добрыня, названные братья, по пути к ним пристает калека перехожая. Ну и понятно, напрашивается в сотоварищи. Богатыри в полный скок, калека еле шагает, а догнать его не могут (вспомним, кстати, Миколу Селяниновича и Святогора).

 

"Приводил их калека к бел-горючему камешку.

– А скидайте-ка вы, богатыри, с плеч подсумки,

А кладите вы броню на сыру землю.

Тут лежит ваш названый брат.

И заклятье на него крепко положено.

А кто-то этот здынет да камешок,

А кинет этот камень через плечо, -

Тот Мишатку-то Потыка и ослободит.

Соскочил-то тут с коня Добрынюшка Микитич-он,

Хватил этот камень, здынул его,

Здынул-то столько до колен-то он,

А больше-то Добрынюшке не по силушке,

И бросил он этот камень на сыру землю.

Подскакивал ведь тут Илья Муромец,

Здынул он этот камень до пояса,

Как больше-то Ильюшенька не мог здынуть.

Как этот калека тут подхаживал,

А этот-он ен камешок покатывал,

А сам он камешку выговаривал:

– А где-то был горючий белой камешок,

А стань-ко тут удалый добрый молодец,

Подлекчись-ко, Потык, лекким-лекко! -

Взымал-то ен, словно перышко, да кидал через плечо,

А позади там стал удалой доброй молодец".

 

Калека в конце называется Николой. Творит он чародейство, чего не могут сделать ни Илья (земная ипостась Перуна), ни Добрыня. Чары Марьяны, т.е. Мораны-Морены-Мары, богини смерти, оказываются развеяны более древним богом той же сущности, богом магии и смерти Велесом-Николаем Чудотворцем, выступающим под видом своего "жреца" калики-перехожего.

7. "Зимний Микола едет на санях". "Ехал в санях Микола, просил ночлега. Обещал приехать в мае на телеге". На санях является под Новый Год и божество Зимы – Сивый. Характерно, что в эпоху "развитого православия" гроб с телом усопшего в русских деревнях ставили тоже на сани[432]. Смерть и поныне ассоциируется с холодом, и не удивительно, что зимние боги в славянской традиции носят навьи имена Мороза и Сивого.

Велес в своей темной ипостаси – навий бог, как и Один-Вальфэдр (эддические слова с корнем Вел- или Vall- ясно об этом свидетельствуют – Вальгалла, валькирии, Вальгринд, Идавелль-поле...). Зимой Велес имеет хейти, божественное прозвище – Мороз (мор - т.е. смерть) - или, уже упомянутое, созвучное с именем ведийского Шивы – Сивый (Отметим, что фонетические знаки “С” и “Ш” во многих языках, в том числе русском часто взаимозаменяемы: нос ить – нош а, прос ить – прош у, о глас ить – о глаш ать, гас ить – гаш у или в начале слова: шав ка – сяв каи т.д.)

Велес – Водчий мертвых (как и Гермес), если не доверять Велесовой Книге, где это прямо написано, то есть еще однокоренные имена богов у прибалтов (Велс, Виелона...), а их функции "загробных пастырей" не оспариваются в науке.

Мороз – Дед Мороз в православии как раз соответствует Николаю-угоднику. Сивый-Мороз появляется как белый, седой Рождественский Дед в числе ряженых. Он, по-видимому, является также богом мудрой старости. Достаточно вспомнить волшебных коней: Сивку-Бурку Вещую Каурку или Сивого Мерина из русских сказок. Именно Сивка запряжена в сани Рождественского Деда, в Колядин день Сивого провожают, и он метлой заметает след за собой. Старость и юность сходны. Николай и Дед Мороз любят ребятишек и всячески угождают им. Они щедры и выполняют просьбы взрослых и детей. Иногда упоминают двух или трех Морозов – Синий нос, Красный нос и Белый нос – но это лишь представление некоторых месяцев одной зимы. Мороз-Коструба и Мороз-Костряник сопровождают Зиму-Сиву (или Сивого) в зимних мистериях Коляды.

 

8.Как и Велес, Дед Мороз безмерно богат, что упоминается во всех сказках, связанных с ним. Причем богатство его как природного характера (снег – чисто серебро), так и искусственного (диковинки). Мороз, как и Велес, любит хозяйствовать и хозяйственных людей. Как и Велес он устраивает героям Испытаниe, и горе тем, кто его не проходит (см. например "Морозко", "Два Мороза", "Мороз Иванович")[433]

 

Особый слой сказок, на которые необходимо обратить внимание при реставрации мифов о Велесе, – это те, в которых действует Николай Чудотворец.

Велес – северный бог, значит, и искать такие сказы необходимо в соответствующих сборниках: там меньше наслоений, Традиция жива. Среди предреволюционных изданий хотелось бы выделить собрание "Сказки и песни Белозерского края". Уже в первом томе сборника братьев Б. и Ю. Соколовых находим[434]:

 

v Николай Чудотворец и Иван купеческий сын;

v Савелей богатой и Микола Милостивой;

v Мужик несчастной и Микола Милостивой;

v Николай Чудотворец;

v Завистливый поп и Николай Чудотворец.

 

Пересказывать эти замечательные истории нет смысла: каждый может сделать это, по своему усмотрению, заметим лишь, что здесь находят полное подтверждение выявленные нами ранее такие функции Велеса-Николы, как:

 

1. Водчий и вожатый на Дороге;

2. Судья и испытатель;

3. Покровитель торговли;

4. Податель богатств;

5. Покровитель знающих и ищущих, учитель искусствам;

6. Могучий волшебник и маг.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.