Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение проектных целей




В процессе разработки концепции инновационного проекта должны быть сформулированы: миссия, цели проекта и стратегии достижения поставленных целей. Миссия проекта – главная цель проекта с точки зрения его выгоды для различных участников проекта. Для каждого участника проекта необходимо составить свой вариант миссии, где будут красиво и доходчиво расписаны их выгоды от успешной реализации проекта. В миссии затрагивается весь спектр потребностей адресата в соответствии с пирамидой Маслоу (базовые, социальные, безопасности, самоуважения и самореализации). Разработка текста миссии осуществляется командой проекта по методу мозгового штурма с привлечением консультантов и специалистов по связям с общественностью.

Цели проекта – желаемые результаты, которые должны быть достигнуты в процессе реализации проекта (например, научная разработка, новая технология, программный продукт, потребительский продукт, учебная программа, реструктурированная компания, сертифицированная система качества). Специалисты выделяют следующие ключевые свойства, которым должны удовлетворять правильно сформулированные цели:

- соподчиненность – цели подсистем вышестоящего уровня, обусловливают цели подсистем нижестоящего уровня (цели формируются сверху – вниз);

- развертываемость – общая цель конкретизируется несколькими более локальными, частными целями (по содержанию, по времени, по уровню);

- соотносительная важность – ранжирование целей по приоритетности (основные, необходимые и желаемые, или вспомогательные цели, которые желательно достичь при осуществлении проекта).

К целям также предъявляют следующие основные требования:

1) цели должны быть достижимыми, гибкими, измеримыми;

2) цели должны быть конкретными – четко фиксировать, что необходимо получить в результате реализации проекта, в какие сроки её следует достичь и кто должен достигать цель (чем более конкретна цель, тем легче выразить стратегию её достижения);

3) цели должны быть совместимыми по времени – долгосрочные цели должны соответствовать миссии, а краткосрочные цели – долгосрочным;

4) цели должны быть приемлемыми для основных участников проекта и согласованы с ними, а также цели не должны противоречить друг другу (например, цели роста и цели поддержания стабильности).

При формулировании цели необходимо учитывать специфику проекта, отрасли, особенности состояния внешней среды, характер и содержание миссии проекта. Специалисты выделяют четыре сферы, применительно к которым устанавливаются цели, исходя из интересов участников проекта. Этими областями являются: доходы организации; работа с клиентами; потребности и благосостояние сотрудников; социальная ответственность. Наиболее распространенными направлениями, по которым устанавливаются цели проекта, являются:

- прибыльность, отражаемая в показателях, типа: величина прибыли, рентабельность, доход на акцию;

- положение на рынке, описываемое такими показателями, как доля рынка, объем продаж, относительная по отношению к конкуренту доля рынка, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж;

- производительность, выражающаяся в издержках на единицу продукции, материалоемкости, отдаче с единицы производственных мощностей, объеме производимой в единицу времени продукции;

- финансовые ресурсы, описываемые показателями, характеризующими структуру капитала, движение денег в организации, величину оборотного капитала;

- мощности организации, выражаемые в целевых показателях, касающихся размера занимаемых площадей, количества единиц техники;

- разработка, производство продукта и обновление технологии, описываемые в таких показателях, как величина затрат на выполнение проектов в области НИР, сроки введения в действие нового оборудования, сроки и объемы производства продукта, сроки введения нового продукта, качество продукта;

- изменения в организации и управлении, отражаемые в показателях, устанавливающих задания по срокам организационных изменений;

- человеческие ресурсы, описываемые с помощью показателей, отражающих количество прогулов, текучесть кадров, повышение квалификации работников;

- работа с покупателями, выражаемая в таких показателях, как скорость обслуживания клиентов, число жалоб со стороны покупателей;

- оказание помощи обществу, описываемое такими показателями, как объем благотворительности, сроки проведения благотворительных акций.

С точки зрения логики осуществления действий, выполняемых при установлении целей, можно считать, что процесс целеполагания состоит из 4-х последовательных этапов.

1. Выявление и анализ тех тенденций, которые наблюдаются в окружении проекта.

2. Установление миссии и целей проекта.

3. Построение иерархии целей, или декомпозиция целей.

4. Формирование индивидуальных (частных) целей.

Первый этап. При правильном подходе к установлению целей команда проекта должна стремиться предвидеть то, в каком состоянии окажется среда, и устанавливать цели в соответствии с этим предвидением. Оценка внешней и внутренней среды известна как SWOT-анализ (сильные и слабые стороны; возможности и угрозы). Она позволяет выделить тенденции, характерные для процессов развития экономики, социальной и политической сфер, науки и техники. Иногда в окружении могут происходить изменения, которые никак не вытекают из обнаруженных тенденций. Поэтому менеджеры должны так формулировать цели, чтобы ситуационные составляющие нашли в них свое отражение. Стратегические цели задаются в качественном виде, тактические и частные цели – в количественном выражении. Наконец, решение по целям всегда зависит от тех ресурсов, которыми обладает организация.

Второй этап. При установлении целей важно определить, что из широкого круга возможных характеристик проекта следует взять за основу. К числу таковых относятся:

1) наличие альтернативных технических решений;

2) спрос на продукцию проекта;

3) продолжительность проекта – в том числе его инвестиционной фазы;

4) оценка уровня базовых, текущих и прогнозных цен на продукцию (услуги) проекта;

5) перспективы экспорта продукции проекта;

6) сложность проекта;

7) инвестиционный климат в районе реализации проекта;

8) соотношение затрат и результатов проекта;

9) конкурентоспособность организации и продукта;

10) риск реализации проекта.

Определившись с выбором показателя, следует установить общий критерий достижения поставленных целей в количественном (рентабельность 5%) или качественном (низкий уровень риска) выражении. В практике управления проектами используются три подхода к формированию общего критерия:

а) стоимостной – акцент на характеристики затрат и прибыли;

б) ценностный – нацелен на потребителя (потребительская значимость, общественная полезность, экологичность, безопасность);

в) прогрессивный – предполагает основное внимание обращать на техническое совершенство организаций, структур, технических решений, их перспективность для дальнейшего совершенствования.

Третий этап. Установление иерархии целей предполагает определение стратегических, тактических и частных целей, достижение которых будет способствовать успешной реализации проекта. В деятельности команды проекта постоянно должна присутствовать долгосрочная целевая ориентация и регулярно должна проводиться корректировка курса с учетом возникающих новых обстоятельств и возможностей. При этом иерархия должна строиться как по долгосрочным, так и по краткосрочным целям, как правило, в виде дерева целей – это способ представления, показывающий, как генеральная цель проекта разбивается на подцели каждого уровня. Представление целей идет с верхнего уровня, далее они разукрупняются, происходит декомпозиция цели (рис. 8).

Уровни декомпозиции цели создания нового продукта:

1) формулируется главная (генеральная, основная) цель;

2) устанавливаются подцели по стадиям жизненного цикла продукта: НИОКР, производства, реализации, обслуживания потребителей;

3) по каждой стадии ЖЦП устанавливаются подцели адаптации предприятия к инновационному процессу в разрезе блоков подготовки: ресурсов, технологии, управления, организационной структуры;

4) по более сложно структурированным блокам устанавливаются частные подцели по элементам (например, по ресурсному блоку: подцели по трудовым ресурсам, материально-техническим, информационным, финансовым).

Оценка важности целей может быть выражена в их ранжировании – установлении приоритета. В этом случае каждой цели приписывается порядковый номер, показывающий её относительную важность для достижения соответствующей цели более высокого уровня. Ранжирование целей часто осуществляется на основе метода экспертных оценок.

Исходная цель

 

           
     


Цели первого уровня

 

               
       


Цели второго уровня

           
     

 


Частные критерии

 

Рис. 8. Декомпозиция цели

Четвертый этап. Для того чтобы иерархия целей обрела свою логическую завершенность и стала реально действующим инструментом достижения целей проекта, она должна быть доведена до каждого отдельного исполнителя. Например, если компания, производящая компьютеры, ставит цель создать новый продукт, то ответственность возлагается на отделы маркетинга, производственный отдел и отдел научных исследований и разработок. С этого момента цель становится проектом, который нужно осуществить, например, разработать новую продукцию для рынка за 6 месяцев с бюджетом в 500 тыс. руб. Установленные цели должны иметь статус закона для управляющей организации, для всех ее подразделений и для всех членов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.