Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Роль семьи в личностном развитии ребенка с нарушенным слухом




При формировании личности ребенка с отклонениями в пси­хическом развитии, в том числе детей с нарушениями слуха, зна­чимость семьи существенно возрастает. От взаимоотношений с ро­дителями зависит, насколько адекватным будет их взаимодействие с окружающей средой. Н.Г.Морозова утверждает, что при пра­вильно организованной коррекционно-воспитательной работе, при участии в ней и поддержке со стороны родителей наиболее успеш­но преодолеваются нарушения в развитии личности, поскольку именно они оказываются наиболее удаленными от первичного дефекта.

Для формирования гармоничной личности, для развития у ре­бенка адекватной самооценки, необходимой для установления правильных взаимоотношений с окружающими людьми, рядом с ребенком должен находиться любящий и понимающий его взрос­лый человек. Э. Эриксон считает наличие в младенчестве тесного и эмоционально насыщенного контакта с матерью основой разви­тия у ребенка самостоятельности, уверенности в себе, независи­мости и в то же время теплого, доверительного отношения к дру­гим людям. В этот период ребенок должен приобрести чувство до­верия к окружающему миру, что становится основой формирова­ния позитивного самоощущения. В дальнейшем недостаток эмоцио­нального общения лишает ребенка возможности самостоятельно ориентироваться в направленности и характере отношений с дру­гими людьми, что может привести к страху перед общением.

Однако именно в семьях, где у детей есть какие-то нарушение в психическом развитии, часто возникает специфическая ситуа­ция, носящая характер личной трагедии родителей. Рождение ре­бенка с отклонением в развитии оказывается испытанием для всех членов семьи. Поскольку родители связывают с детьми свои на­дежды, в том числе по реализации своих неисполненных мечта­ний, они тем самым как бы поднимаются на более высокую сту­пень личностного развития, принимая на себя обязанности вос­питателей следующего поколения. Ребенок с отклонениями в раз­витии в силу своих особенностей лишает родителей многих воз­можностей. Создается психологическое противоречие между со­зреванием новых отношений в семье и невозможностью их осу­ществления, которое углубляется в случае единственно возмож­ного ребенка. В большей степени это затрагивает слышащих роди­телей. А. С. Спиваковская отмечает, что родительские позиции в семьях, где есть дети с нарушениями развития, отличаются не­адекватностью, ригидностью и сиюминутностью, т.е. адресуются к сегодняшним проблемам жизни ребенка, в противовес роди­тельским позициям в семьях с нормальными детьми, которые ха­рактеризуются адекватностью и прогностичностью, т.е. адресуют­ся к завтрашнему дню, к будущему ребенка.

Отношения в семьях, имеющих детей с отклонениями в разви­тии, не являются постоянными. В литературе имеются различные опи­сания так называемых фаз психологического осознания факта рожде­ния ребенка с каким-либо нарушением, в том числе с нарушением слуха (Г.Г.Гузеев, Д.Льютеман, Е.Шухард). Первая фаза ха­рактеризуется состоянием растерянности, порой страха. Родители испытывают чувство собственной неполноценности при рожде­нии ребенка с дефектом развития, ответственность за судьбу боль­ного ребенка, ощущение беспомощности и многие другие чув­ства, которые определяют их поведение. Эта сложная гамма чувств и отрицательных эмоций выбивает людей из привычных рамок жизни, приводит к нарушениям сна, изменениям в характере и во взаимоотношениях между супругами. Часто длительное заболева­ние ребенка и последующая его инвалидность, отсутствие быстро­го и видимого эффекта лечения, состояние безнадежности ухуд­шают взаимоотношения между родителями, приводят к семейным неурядицам и даже к разрушению семьи. Значимость момента со­общения диагноза заключается в том, что в это время закладыва­ются предпосылки для установления своеобразной социально-эмо­циональной связи между родителями и ребенком.

Суть второй фазы — отрицание поставленного диагноза и негативизм. Функция отрицания направлена на то, чтобы со­хранить определенный уровень надежды или чувство стабильно­сти семьи перед лицом факта, грозящего их разрушить. Таким об­разом, отрицание может быть своеобразным способом устране­ния эмоциональной подавленности, тревоги. Родители стараются вырваться из плена неприятных переживаний, отрицая факт, например, глухоты. Они становятся пленниками иллюзий и каж­дое утро спешат к постели малыша с надеждой, что он слышит, ищут врачей, которые скажут, что глухота их ребенка — меди­цинская ошибка, или дадут какое-то необычное лекарство, спо­собное вылечить ребенка. Крайней формой негативизма стано­вится отказ от обследования ребенка и проведения каких-либо коррекционных мероприятий.

Многие родители признают диагноз, но при этом становятся неоправданными оптимистами в отношении прогноза развития и возможностей излечения. Так начинают формироваться семейные мифы, искажающие реальную ситуацию, мешающие адекватной адаптации всей семьи и началу целенаправленной работы.

По мере того как родители начинают принимать диагноз и понимать его смысл, они погружаются в глубокую депрессию. Это состояние характеризует третью фазу. Родители чувствуют горе, угрызения совести и даже обиду: «Почему именно мой ребенок глухой?»

Четвертая фаза — самостоятельное, сознательное обра­щение родителей за помощью к специалистам. Это начало соци­ально-психологической адаптации, когда родители уже в состоя­нии правильно оценить ситуацию, начать руководствоваться ин­тересами ребенка, устанавливать адекватные эмоциональные кон­такты. Часть родителей способны самостоятельно достичь периода зрелой адаптации, большинство же, по мнению специалистов, нуж­даются в психологической и медицинской помощи и поддержке. На этой стадии родители изменяют свой образ жизни, меняются их цели и жизненные ценности. В их жизни появляется новая важ­ная цель — воспитать глухого малыша так, чтобы он вырос лично­стью, мог стать счастливым человеком. По мере роста и развития ребенка в семье возникают новые проблемы и новые стрессовые ситуации, к которым родители не подготовлены. Поэтому наибо­лее оправданна конструктивная и динамическая психологическая помощь таким семьям на всех возрастных этапах жизни ребенка с нарушением слуха.

В семьях, где дети имеют нарушения слуха, существуют специ­фические проблемы, осложняющие взаимоотношения между ро­дителями, детьми, другими родственниками. Известно, что глу­хой ребенок обладает практически сохранным интеллектом и, сле­довательно, желанием общаться с другими людьми. Он может быть адаптирован в социуме людей с нарушениями слуха и испытывать элементы социальной депривации в отношении общества слыша­щих. Его родители могут принадлежать к социуму слышащих лю­дей, переживших трагедию рождения ребенка с нарушением слу­ха и крах определенных надежд. Взаимное непонимание в процессе социальных контактов становится причиной значительного свое­образия в эмоциональных отношениях глухих детей с окружающи­ми. Постоянный дефицит в удовлетворении потребностей в обще­нии ведет к преобладанию отрицательных эмоций, к повышенной раздражительности или инертности. Дальнейшее следствие — воз­никновение социальной изоляции, тяжелое переживание дискри­минации. Подобная ситуация особым образом влияет на развитие личностных качеств детей с нарушениями слуха.

Сведения о психологическом состоянии членов семьи (мате­рей, отцов, братьев, сестер), имеющей ребенка с нарушениями слуха, есть в работах зарубежных психологов. Они приводят дан­ные о противоречивости позиции родителей по отношению к сво­им детям: с одной стороны, они инвалидизируют ребенка, сопро­тивляются предоставлению ему свободы и самостоятельности, с другой — желают более быстрого его развития, преодоления соци­альных последствий нарушения, болезненно воспринимают не­удачи ребенка в обучении и общении с окружающими. У матерей чаще наблюдается естественное отношение к детям: несмотря на периоды депрессии, большинство из них, ухаживая за ребенком с первых дней его жизни, любят его таким, какой он есть, готовы к самопожертвованию. Сложнее реакции и отношения отцов: мно­гие из них при рождении аномального ребенка склонны к реакции психологического отказа от него, чаще всего тогда, когда речь идет о сыне. Причинами этого, как показали исследования, являются ориентация отцов на будущее и более сильное, чем у матерей, ощущение своей ущербности перед социумом из-за дефекта ре­бенка, снижение самооценки, которое приводит к гневу и агрес­сивности по отношению к другим членам семьи.

Взаимное удачное или неудачное приспособление братьев и сестер, одни из которых имеют нарушения слуха, а другие — нет, зависит от многих факторов: пола, возраста, порядка рождения, социально-экономического статуса семьи, поведения родителей. Часто старшие сестры несут груз обязанностей по уходу за ребен­ком, младшие же братья и сестры обделены родительским внима­нием. При обследовании семей, имеющих детей с нарушениями слуха, немецкие психологи обнаружили, что слышащие братья и сестры, которые проявляли положительные чувства по отноше­нию к глухому брату или сестре, сохраняли тесную эмоциональ­ную связь с родителями. Те же, кто выказывал негативные чув­ства, считали, что их связь с родителями нарушилась из-за глухого ребенка, что эта связь была поверхностной, а забота и внимание распределяются неодинаково.

Большое влияние на внутрисемейные отношения оказывает наличие или отсутствие нарушений слуха у родителей. В исследова­ниях В.Петшака, Т.Г.Богдановой, Н.В.Мазуровой установлено, что в семьях, где глухой ребенок и глухие родители, складываются эмоциональные отношения, близкие к тем, которые характерны для семей слышащих. В начале подросткового возраста у глухих детей, имеющих глухих родителей, выявляются примерно равные поло­жительные эмоциональные отношения с матерью, отцом, братья­ми и сестрами. В несколько большей степени, чем у слышащих, отмечаются проявления отрицательных отношений к отдельным членам семьи. Эмоциональное благополучие глухого ребенка в та­кой семье обусловлено, по мнению В. Петшака, тем, что при об­щении жестовой речью, понятной обеим сторонам, достигаются более полный контакт и взаимопонимание. В отличие от них слы­шащие родители не могут наладить столь же успешное общение со своими детьми с помощью небольшого набора слов и высказыва­ний, уже усвоенных детьми, и естественных жестов.

У глухих детей младшего школьного и подросткового возраста, имеющих слышащих родителей, обнаруживается меньше положи­тельных эмоциональных проявлений к родителям, чем у слыша­щих детей или глухих, имеющих глухих родителей; у них отмечает ся примерно такое же число проявлений положительных эмоций по отношению к братьям и сестрам и резко отрицательное эмоцио­нальное отношение к отцу, что составляет их специфическую особенность. При этом наиболее благополучные эмоциональные отношения у них складываются с братьями и сестрами. Дети от­крыто выражают свои чувства по отношению к ним, хотят зани­маться с ними, играть, проводить свободное время. Отношения с матерью эмоционально обеднены, а отношения с отцом чрезмер­но насыщены отрицательными эмоциями. Можно предположить, что многие слышащие родители глухих детей не умеют устанавли­вать с ними естественные родственные отношения. Матери, веро­ятно, недостаточно одобряют своих детей за хорошие поступки и обнаруживают равнодушие при их плохом поведении. Отцы, на­против, стремятся проявить по отношению к детям «мужской ха­рактер» и внушить им правила хорошего поведения, но делают это неумело. Исследования В.Петшака показали, что в развитии эмо­циональных отношений в семьях, имеющих глухих детей, проис­ходят изменения, обусловленные развитием личности детей. К кон­цу подросткового возраста достигается сходство эмоциональных отношений в семьях, воспитывающих глухих и слышащих детей.

На развитие личности ребенка и на формирование отношений в семье чрезвычайно влияет такой фактор, как пребывание ребенка в учреждении интернатского типа. Родители, узнав о глухоте ре­бенка, помещают его в специальное детское учреждение в сравни­тельно раннем возрасте и перестают принимать достаточное учас­тие в его воспитании. Зачастую это делается из соображений обще­го порядка: из-за невозможности обеспечить дома надлежащий при­смотр за ребенком, из-за неумения справляться с задачами обуче­ния речи и т.п. Дело осложняется тем, что специальные дошколь­ные учреждения имеются лишь в крупных городах, что вынуждает родителей отдавать детей на интернатский режим, расставаясь с ними на длительный срок.

Л. С. Выготский расценивал постоянное пребывание глухого ре­бенка в стенах специального учебного учреждения как отрыв его от нормальной среды. Эта искусственная среда во многом отлича­ется от того нормального мира, в котором ребенку придется жить. В результате из-за отсутствия общения с близкими людьми не только не развиваются, но и систематически атрофируются те силы, те средства, которые могли бы потом помочь ребенку войти в жизнь. Так, семейное воспитание, с самого раннего детства формирую­щее нравственную основу личности, дающее человеку запас ласки, доброты, любви, рано уходит из жизни большинства глухих детей, и без того лишенных многого в отношениях с окружающими.

Для глухого ребенка, особенно для того, кто воспитывается в семье слышащих родителей, наличие братьев и сестер играет по­ложительную роль. Можно предположить, что глухой ребенок, безусловно, желая найти тесный эмоциональный контакт с ро­дителями и не достигая этого, переносит свои положительные эмоции и отношение на братьев и сестер. Конечно, в этом важ­ную роль играет уровень общения глухого ребенка с братьями и сестрами. В процессе игровой и бытовой деятельности дети быст­рее находят контакт между собой и легче устанавливают взаимо­понимание, что труднее происходит у них с родителями, которые не всегда способны понять и принять ребенка таким, какой он есть. В исследовании Т. Г. Богдановой и Н. В. Мазуровой были полу­чены сведения об особенностях личности детей. Слышащие дети характеризовались достаточно высоким показателем любознатель­ности (75 %), глухие дети глухих родителей — более низким пока­зателем (65%), глухие же дети из семей слышащих — самым низ­ким (45%). Незначительно различались дети всех групп по общи­тельности (60—70%): все младшие школьники с удовольствием рассказывали о своих друзьях, о желании общаться с ними, иг­рать, отдыхать.

Рассматривалась и такая особенность личности, как стремление к лидерству, доминированию в группе сверстников. Самый высо­кий показатель обнаружили глухие дети из семей глухих (45 %). Они избирали себе место в центре группы сверстников либо во главе ее. Чуть ниже показатель у слышащих (30 %). Они не всегда выбира­ли положение в центре, объясняя это нежеланием обращать на себя внимание, большой ответственностью. Самым низким был показатель в группе глухих детей слышащих родителей — 18%. Свой выбор места среди играющих сверстников они объясняли стеснительностью, неумением хорошо говорить и т.д., т.е. не хо­тели лидировать в группе. Уровень конфликтности у слышащих уча­щихся в среднем составлял 17%. Они редко стремились оказаться среди дерущихся или ссорящихся сверстников. Глухие дети из се­мей глухих имели показатель конфликтности 22,5%. Практически таким же (25 %) был показатель в группе глухих детей слышащих родителей. Но, как уже отмечалось выше, у глухих детей из семей глухих этот показатель сочетался со стремлением к лидерству, а у глухих из семей слышащих — со стремлением занять позицию под­чиненного.

По склонности к уединению, отгороженности самый высокий показатель обнаружили глухие дети слышащих родителей (40%), выбирая для себя самое удаленное положение. У слышащих детей и глухих детей из семей глухих данный показатель колебался от 0 до 20%. Они, как правило, видели себя либо внутри группы свер­стников, либо вблизи нее.

Таким образом, взаимоотношения ребенка, имеющего нару­шения слуха, с родителями, родительская позиция по отноше­нию к нему оказывают существенное влияние на развитие лич­ности ребенка. Долговременная деформация, искажение отноше ния к ребенку со стороны одного или обоих родителей становится фактором риска, способным привести к нарушениям в развитии его личности. Целенаправленная работа по психологической коррекции отношений родителей и детей может: стать важным средством воздействия на развитие личности детей, имеющих нарушения слуха.

Вопросы для самоконтроля.

1. Какие факторы влияют на установление положительных внутрисемейных отношений в семье, имеющей ребенка с нарушением слуха?

2. Как изменяются отношения в семье, имеющей ребенка с каким либо нарушениями, в период установления диагноза?

3. Какая помощь требуется родителям в этот период?

4. К каким специалистам вы бы посоветовали им обратиться в первую очередь, если у ребенка предполагается нарушение слуха?

5. Отношения разных членов семьи (матери, отца, братьев, сестер) ребенку, имеющему нарушение слуха. Приведите примеры разных типов отношений (из жизни, литературных произведений, художественных фильмов).

6. На какие личностные качества детей с нарушениями слуха влияют условия семейного воспитания?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1155; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.