Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика логистических систем и их элементов




Эффективность выполнения логистических функций и операций предопределяется особенностями используемой логистической системы, обеспечивающей управление логистическими потоками.

Движение товара в экономическом пространстве (переход товара от одного владельца к другому) совершается в форме товарооборота, обмена товара на деньги.

Товарооборот – совокупность актов купли-продажи товаров в коммерческих системах, в том числе в системах обеспечения предприятия ресурсами и реализации продукции и услуг).

Товарооборот измеряется в стоимостных единицах и в натуральном выражении. В стоимостных единицах величина товарооборота (Q) зависит от количества проданных товаров (q) и цены единицы товара (с)

 

Q = q * c. (2.1)

В зависимости от типа покупателя (приобретающего крупные или мелкие партии товара) различают оптовый и розничный товарооборот.

Оптовым товарооборотом называется совокупность актов купли-продажи товаров крупными партиями, которые осуществляются коммерческими и промышленными предприятиями с целью дальнейшей их перепродажи (переработки).

Розничным товарооборотом называется совокупность актов купли-продажи товаров, осуществляемые физическими или юридическими лицами с целью их потребления.

Различают две формы движения ресурсов:

- складскую, при которой ресурсы движутся от поставщика к потребителю через одно или несколько складских звеньев (торговых посредников);

- транзитную, при которой ресурсы движутся к местам реализации, минуя склады.

Складская форма движения ресурсов применяется на предприятиях, потребляющих небольшие количества отдельных видов материалов (меньше транзитных и заказных норм). Такая форма движения ресурсов позволяет предприятию-потребителю заказывать ресурсы в нужном количестве независимо от транзитных и заказных норм.

Так как ресурсы со складов торгово-посреднических организаций поставляется с большей частотой, чем при транзитной форме движения ресурсов, то складская форма способствует значительному сокращению запасов у потребителя.

При расширении коммерческой деятельности предприятий запасы на них увеличиваются. Однако общий абсолютный размер запасов в результате расширения складской формы движения ресурсов уменьшается. Запасы на складах обладают большой маневренностью и позволяют обслуживать широкий круг потребителей. Преимуществом складской формы движения ресурсов является возможность более широкого применения комплексного обеспечения предприятий.

Транзитная форма движения ресурсов является более простой, а потому более экономичной, т.к. способствует сокращению накладных расходов, дает возможность при правильной организации транспортировки снизить запасы на складах потребителей. Однако она может применяться лишь в тех случаях, когда в адрес одного потребителя в течение определенного периода отгружается каким-либо поставщиком достаточное количество ресурсов, позволяющее полностью загрузить соответствующее транспортное средство и осуществить отгрузку ресурсов с небольшим интервалом времени.

Возможность применения транзитной формы поставки определяется объемом потребления данных ресурсов, а также установленной для него транзитной нормой, под которой понимается минимально допустимое количество ресурсов, отгружаемое предприятием-поставщиком в адрес потребителя по одному заказу. Транзитная норма движения ресурсов применяется в тех случаях, когда потребитель находится недалеко от поставщика (на расстоянии примерно 150 - 200 км), и доставка ресурсов может осуществляться автомобильным транспортом. Следовательно, транзитная форма движения ресурсов успешно применяется в тех случаях, когда потребителю доставляется партия ресурсов через промежуток времени, не превышающий установленной величины запаса в днях для данного вида ресурсов.

При проектировании, формировании и оптимизации логистических систем возникает проблема определения их структуры, в первую очередь, длины цепей, а также ширины и количества уровней эшелонов.

Уровень логистической цепи (логистического эшелона) – это любое звено логистической системы, являющееся посредником между поставщиком и потребителем, которое выполняет функции и операции по приближению продукции и права собственности на нее к конечному покупателю.

Длина логистической цепи (логистического эшелона) определяется по числу звеньев логистической системы - уровней между производителем и потребителем ресурсов.

Шириной логистического эшелона называется количество звеньев логистической системы на любом её уровне, выполняющих близкие по номенклатуре и содержанию логистические функции и операции по приближению продукции и права собственности на нее к конечному покупателю.

В соответствии с данными рисунка 1.45 и таблицы 1.9 логистические каналы не имеют длины и ширины, а логистические фронты – длины. Тем не менее, в некоторых случаях можно допустить количество звеньев логистического канала более трёх, но это должно рассматриваться как частный случай, возникающий по требования потребителя конечной продукции и/или услуг.

Уровнями логистического эшелона как наиболее сложного вида логистической системы являются:

- предприятие – поставщик ресурсов;

- торговые и логистические посредники;

- предприятие – потребитель ресурсов.

Поставщик – юридическое или физическое лицо, обеспечивающее ресурсами (продукцией) другое юридическое или физическое лицо на определенных условиях.

Поставщиком может быть изготовитель продукции или посредник, получающий продукцию от изготовителя или другого посредника (уровня логистического эшелона).

Различают основных поставщиков и поставщиков-дублеров.

Основной поставщик– поставщик, являющийся для данного потребителя важнейшим или единственным источником ресурсов. Работа с одним поставщиком определенного вида ресурсов характерна, например, для машиностроительных предприятий, работающих по системе «kanban» и выпускающих сложную, наукоемкую продукцию. Однако в этом случае теоретически повышается вероятность простоя промышленных (или коммерческих) предприятий из-за отсутствия необходимых ресурсов. Если эта вероятность велика, то следует предусмотреть возможность использования поставщиков-дублеров, обеспечивающих потребителю страхование поставок (в основном, это касается сырья и материалов массового спроса). Однако при этом могут резко возрасти затраты на формирование логистической системы, могут также возрасти затраты на транспортировку ресурсов, начальными и конечными звеньями которой являются:

- грузоотправитель – физическое или юридическое лицо, действующее от своего имени и выполняющее вытекающие из договора перевозки обязанности, включая предъявление надлежащим образом упакованного груза перевозчику или его агенту для доставки в место назначения и выдачи грузополучателю;

- грузополучатель – физическое или юридическое лицо, правомочное принять в месте назначения доставленный перевозчиком груз.

Транспортировку продукции осуществляет перевозчик – юридическое или физическое лицо, использующее собственные или взятые в аренду транспортные средства для транспортировки грузов, пассажиров и др., действующее на основании соответствующих нормативных актов или имеющее на такую деятельность соответствующее разрешение. Услуги перевозчика могут предоставляться в рамках договора перевозки или на других условиях, предусматривающих права, обязанности и ответственность сторон (перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя и др.), и в необходимых случаях оформляются перевозочными документами.

В необходимых случаях грузоотправителю предоставляется транспортно-экспедиторское обслуживание, т.е. вид деятельности специальных посредников (экспедиторов и др.) по предоставлению грузоотправителю дополнительных услуг, связанных с подготовкой продукции к перемещению: оформление необходимых перевозочных документов, заключение договора перевозки с транспортными предприятиями, расчеты за транспортировку груза, организация погрузочно-разгрузочных работ, информация для участников транспортного процесса, страхование, консолидация мелких партий груза, упрощение таможенных процедур и т.д.

Экспедитор – физическое или юридическое лицо, являющееся, как правило, агентом перевозчика, действующее на основе договора-поручения и организующее транспортно-экспедиторское обслуживание, но не принимающее непосредственного участия в перевозочном процессе.

Доставка продукции потребителю может потребовать страхования – использования особой системы обеспечения интересов юридических или физических лиц от тех или иных рисков (последствия стихийных бедствий и несчастных случаев, утрата продукции, потеря трудоспособности и т.п.) путем переложения их последствий одной стороной (страхователем) на другую сторону (страховщика) за определенное вознаграждение.

Складская форма движения ресурсов требует применения складов – зданий, сооружений, устройств и т.п., предназначенных для приемки, размещения и хранения поступившей на них продукции, ее подготовки к потреблению и отпуску потребителям. Склады обеспечивают сохранность продукции и позволяют накапливать необходимые запасы.

По данным международных источников 70–80 % мирового оборота продуктов и услуг осуществляется при участии посредников.

Посредник – физическое лицо или организация, стоящее между производителем и потребителем продукции и услуг и содействующее его товарообороту.

Привлечение посредников дает изготовителям, продавцам и покупателям продуктов и услуг следующие преимущества:

- посредники, действуя в определенном секторе рынка и специализируясь на определенном наборе продуктов и услуг, быстрее, чем сами поставщики могут найти предприятия, заинтересованные в приобретении таких продуктов и услуг, обеспечивая тем самым ускорение оборачиваемости производственного и торгового капитала;

- постоянно находясь в рыночной среде, изучая динамику спроса и предложения на продукты и услуги, посредники могут заблаговременно ориентировать изготовителей, в каком направлении им следует развивать производство продукции и услуг, т.е. посредники осуществляют непрерывный мониторинг рынка;

- посредники вкладывают в сферу обращения собственный капитал, т.е. авансируют изготовителей продуктов и услуг, создавая им условия для увеличения прибыли за счет экономии производственного капитала;

- посредники нередко принимают на себя финансовые гарантии исполнения платежных и других обязательств сторон, повышая надежность товарного обмена, кооперации, арендолизинговых операций;

- по желанию продавцов, покупателей, кооперирующихся сторон и других участников рынка посредники могут оказать содействие в организации транспортировки ресурсов, их растаможивании и страховании;

- посредники повышают конкурентоспособность товаров, сокращая сроки поставки данных товаров путем их продажи с созданных ими складов;

- посредники повышают конкурентоспособность товаров по техническому уровню и качеству, осуществляя предпродажную доработку продукции и ее техническое обслуживание в гарантийный и послегарантийный периоды;

- посредники способствуют повышению эффективности рекламы товаров, которую они осуществляют с учетом национальных и других особенностей рынка;

- специализируясь на работе с определенным набором товаров, посредники способны за счет значительных объемов товарооборота снизить издержки обращения на единицу продукции.

При выявлении возможных вариантов структуры логистической системы необходимо определиться с типом используемых посредников. Посреднические организации могут быть классифицированы по ряду признаков, два из которых представлены на рисунке 2.16.

Как видно на рисунке 2.16, возможно выделение четырех видов торговых посредников.

Дилер – независимый торговый посредник или биржевой посредник, который по отношению к поставщику продукции выступает как покупатель, т.е. приобретает продукцию на основе договора купли-продажи. Таким образом, он становится собственником продукции и может реализовывать ее по своему усмотрению на любом рынке и по любой цене, если иное не оговорено в договоре купли-продажи. Исходя из этого, различают два вида дилеров:

- эксклюзивные дилеры, которые являются единственными представителями предприятия-поставщика в данном регионе и наделены исключительными правами на реализацию его продукции;

- авторизованные дилеры, сотрудничающие с поставщиками на условиях франшизы. Под франшизой понимается форма сотрудничества между двумя юридически самостоятельными, но связанными между собой контрактом предприятиями (франшизным контрактом). В силу этого контракта одно предприятие (франчайзер) передает за определенное вознаграждение другому предприятию (франчайзи) право на использование торговой марки, оказывает ему маркетинговую поддержку, участвует в финансировании капитальных вложений и берет на себя часть текущих затрат франчайзи.

Схема взаимодействия между предприятием-поставщиком и дилером приведена на рисунке 2.24.

 

 

 


Рисунок 2.24 – Взаимоотношения между предприятием-поставщиком и дилером

 

Независимых посредников (дилеров) целесообразно использовать при внедрении предприятия-поставщика на новые сегменты рынка, когда собственная логистическая система еще не создана. Использование дилеров необходимо и на основном рынке, если данная система представлена предприятиями, которые могут составить конкуренцию сбытовым подразделениям предприятия-поставщика как в силу их финансовой мощи, так и по причине хорошего знания рынка и наличия тесных контактов с потребителями. Кроме того, дилер может способствовать вытеснению с рынка конкурирующих организаций, которые сотрудничают с поставщиком на менее выгодных для него условиях. Целесообразно использовать дилеров, когда производитель не в состоянии самостоятельно осуществить комплекс торгово-посреднических услуг потребителям продукции.

Дистрибьютор – посредник, осуществляющий оптовые (реже оптово-розничные) торговые операции с продукцией, услугами или с ценными бумагами. В логистической цепи дистрибьютор обычно занимает промежуточное положение между производителем и дилером.

По форме движения ресурсов различают дистрибьюторов:

- имеющих (или арендующих) складские помещения;

- не имеющих (не арендующих) складские помещения (иногда их называют торговыми маклерами).

В зависимости от товарной специализации выделяют:

- многотоварных дистрибьюторов, не имеющих строго определенной специализации и реализующих многопрофильную продукцию;

- дистрибьюторов, связанных с переработкой ограниченного ассортимента продукции.

Использование дистрибьюторов может быть эффективным, если:

- потребители продукции и услуг и поставщик находятся друг от друга на значительных расстояниях, что приводит к тому, что объем их реализации в определенных зонах потенциального сбыта недостаточен для оправдания расходов, связанных с прямыми поставками продукции;

- число оптовых посредников обычно превышает количество региональных базовых складов предприятия-поставщика;

- продукция доводится до потребителей, выполняющих различные виды экономической деятельности;

- потребителям необходима продукция в малых объемах поставки, экономически неоправданных для предприятия-поставщика;

- уровень рентабельности продукции не позволяет содержать собственную логистическую систему.

В ряде случаев предприятиям-поставщикам выгодно включать торговых посредников в свой производственно-сбытовой цикл через систему договоров, к которым относятся:

- договор-поручение, который заключается с торговыми агентами (поверенными);

- договор-комиссия, определяющий полномочия комиссионера;

- договор-консигнация;

- договор простого посредничества.

Торговые агенты (поверенные) – это физические или юридические лица, действующие на основе договора-поручения, когда продавцы и покупатели привлекают посредников к совершению сделок от имени и за счет доверителя (принципала). По объему полномочий торговые агенты подразделяются:

- на универсальных, совершающих любые юридические действия от имени доверителя;

- на генеральных, заключающих определенные виды сделок, указанные в доверенности.

Наиболее распространенным видом агентского соглашения являются комиссионные выплаты в виде процентов от суммы заключенных торговым агентом сделок.

Схема взаимоотношений между предприятием-поставщиком и торговым агентом (поверенным) приведена на рисунке 2.25.

 


Рисунок 2.25 – Взаимоотношения между предприятием-поставщиком и торговым агентом (поверенным)

 

Брокеры – это физические или юридические лица, которые занимаются поиском заинтересованных продавцов и покупателей, сводят их, но не используют в сделке ни свое имя, ни свой капитал. Основная функция брокера – свести покупателя с продавцом и помочь им договориться.

Брокер не содержит запасов, не принимает участия в финансировании сделок, ограничен в принятии на себя риска. Работа с брокером целесообразна в тех случаях, когда соотношение спроса и предложения создает возможность продать крупную партию продукции тем покупателям, которые в период избытка этой продукции желают купить ее по низкой цене и не требуют обслуживания данной продукции или в период дефицита продукции нуждаются в срочном ее получении.

Схема взаимоотношений и расчетов между предприятием-поставщиком и брокером приведена на рисунке 2.26.

 
 

 

 


Рисунок 2.26 – Взаимоотношения и расчеты между предприятием-поставщиком и брокером

Комиссионер – оптовый или розничный посредник, ведущий операции от своего имени и за счет предприятия-поставщика, который остается собственником продукции до ее передачи и оплаты конечным потребителем. Договор о поставке продукции потребителю заключается от имени комиссионера, на счет которого перечисляются денежные средства. Предприятие-поставщик обычно получает доход в виде процентов от денежной суммы, поступившей на счет комиссионера.

В последнее время достаточно широко распространено использование договоров - консигнаций. Деятельность консигнатора базируется на соглашении, по которому предприятие поставляет продукцию на склад консигнатора, а он, в свою очередь, обязан продавать продукцию со склада от своего имени, но за счет продавца (фактически являясь комиссионером) к определенному сроку. По сути предприятие-поставщик кредитует консигнатора на срок реализации продукции.

Схема взаимоотношений между предприятием-поставщиком и консигнатором приведена на рисунке 2.27.

 
 

 


Рисунок 2.27 – Взаимоотношения и расчеты между предприятием-поставщиком и консигнатором

 

Одной из форм торгового посредничества являются торговые дома. В большинстве западных стран торговые дома являются банковскими учреждениями, специализирующимися преимущественно на международных операциях, в основном на финансировании и кредитовании экспорта продукции и услуг. На отечественном рынке торговые дома прежде всего занимаются обслуживанием внутреннего рынка и импортом товаров; большинство торговых домов работает с зарубежными товаропроизводителями, поставляющими свою продукцию на российский рынок. В качестве посредника торговый дом выполняет функции оптовой торговли, приобретая продукцию для ее дальнейшего перемещения в цепях поставок.

Торговый дом – это тип крупного торгового посредника, особенностями деятельности которого являются:

- активное проникновение в сферы производства продукции;

- организация кооперации производства продукции;

- участие в кредитно-финансовых операциях.

В зависимости от выполняемых функций и набора предоставляемых услуг посредники могут быть разделены:

- на универсальных посредников;

- на специализированных посредников.

Универсальные посредники осуществляют весь комплекс функций организационно-коммерческой деятельности: покупку товаров, их транспортировку и хранение, преобразование производственного ассортимента в торговый, кредитование потребителей и авансирование поставщиков продукции, проведение рекламных кампаний, консультативно-информационное обслуживание потребителей и др.

Специализированные посредники концентрируют свою деятельность на отдельных функциях движения ресурсов и, в свою очередь, подразделяются:

- на информационно-контактных посредников;

- на информационных посредников;

- на контактных посредников.

Информационно-контактные посредники содействуют установлению хозяйственных связей между поставщиками и потребителями ресурсов. Так комиссионеры подыскивают партнеров по коммерческим операциям и подписывают договоры на поставку продукции от своего имени, но исполняют их за счет поставщика или получателя ресурсов.

Информационные (или чистые) посредники не имеют в своем распоряжении товаров и выполняют условия их реализации, продиктованные предприятием-поставщиком. В качестве таких поставщиков на рынке выступают брокеры. Специализируясь на узком ассортименте товаров, они обладают информацией о конъюнктуре рынка, возможностях закупки и сбыта продукции, благодаря чему способны обеспечивать высокую прибыль в своей деятельности.

Поисковые посредники – это, как правило, агенты промышленных предприятий, которые занимаются поиском потенциальных покупателей товаров в определенных регионах. Поисковых посредников зачастую называют торговыми агентами.

Более подробная классификация торговых посредников представлена на рисунке 2.28.

Потребитель – физическое или юридическое лицо, использующее продукцию и услуги для удовлетворения личных нужд или для изготовления иной продукции, оказания иных услуг и т д.

Участники логистической системы выполняют несколько очень важных функций:

- информационную: сбор и распространение информации, полученной в ходе маркетинговых исследований, об имеющихся и потенциальных покупателях, конкурентах и других субъектах и факторах маркетинговой среды;

- продвижения: разработка и распространение обращений к покупателям;

 

 


- ведения переговоров: достижение согласия по ценовым и другим вопросам для обеспечения передачи прав владения и распоряжения товаром;

- заказа: заключение соглашений с другими участниками логистической системы на предмет приобретения товаров у производителя;

- финансирования: изыскание и распределение средств, необходимых для покрытия издержек, возникающих на различных уровнях логистической системы;

- принятия риска: принятие на себя ответственности за функционирование канала;

- владения товаром: последовательное хранение и перемещение продуктов от склада производителя до конечных потребителей;

- оплаты: перевод денег покупателя на счет продавца через банки и другие финансовые учреждения;

- передачи собственности: передача прав владения и распоряжения товаром от одного физического или юридического лица к другому.

Примеры логистических цепей (цепей поставок) различной длины приведены на рисунке 2.29.

 
 


Рисунок 2.29 - Основные виды логистических цепей (цепей поставок)

 

Если предприятие стремится упрочить свое положение на рынке, оно может осуществлять экспансию, приобретая предприятия аналогичного профиля деятельности. Это позволяет данному предприятию увеличивать объемы коммерческой деятельности, эффективнее использовать средства массовой информации и методы обеспечения ресурсами/реализации продукции.

В логистических цепях (цепях поставок) можно наблюдать различные варианты конкуренции, которые подлежат устранению (рисунок 1.16, сектор С 1.2):

а) горизонтальная конкуренция, которая существует между торговыми посредниками одного типа, действующими на одном уровне логистического эшелона;

б) межвидовая горизонтальная конкуренция. Эта форма конкуренции существует между посредниками, находящимися на одном уровне логистического эшелона, но различающимися по характеру действий (использующими складскую и транзитную формы движения ресурсов, проводящими политику самообслуживания вместо полного обслуживания сторонними организациями). Это в свою очередь часто приводит к большим различиям в ассортименте и стоимости продукции и услуг предприятий-конкурентов;

в) вертикальная конкуренция наблюдается в тех случаях, когда посредники, находящиеся на различных уровнях логистического эшелона, выполняют функции посредника более высокого или низкого уровня. Например, розничные торговцы могут осуществлять функции предприятия оптовой торговли, и наоборот, оптовые торговцы могут заниматься розничной продажей (покупкой) ресурсов.

г) конкуренция между отдельными каналами и/или логистическими цепями.

Стремление ограничить негативное влияние конкуренции на про­цессы реализации продукции и услуг привело к появлению вертикальных логистических каналов и цепей, т.е. каналов и цепей, образующих микро-, и мезологистические системы обеспечения ресурсами / реализации продукции и услуг, одно из звеньев которых, как правило, является собствен­ником остальных звеньев, либо осуществляет определенный контроль их деятельности. Вертикальные каналы и цепи экономичны и исключают дублиро­вание членами канала (цепи) некоторой части функций и операций.

Существуют многочисленные разновидности логистических систем. На рисунке 2.30 приведен пример четырехуровневой логистической системы реализации продукции и услуг, которая включает:

- девятнадцать логистических каналов: 1-1, 1-2, 1-21; 1-22, 1-23, 21-3, 21-4, 22-8, 22-31, 22-32, 23-5, 23-6, 23-33, 31-9, 32-10, 32-4, 33-7, 4-11, 4-12;

- пять трёхзвенных логистических цепей: 1-21-3, 1-21-4, 1-22-8, 1-23-5, 1-23-6;

- три четырёхзвенные цепи: 1-22-31-9, 1-22-32-10, 1-22-33-7;

- две пятизвенные цепи: 1-22-32-4-11, 1-22-32-4-11;

- пять логистических фронтов: (1-1, 1-2, 1-21; 1-22, 1-23); (21-3, 21-4); (22-8, 22-31, 22-32); (23-5, 23-6, 23-33); (32-10, 32-4);

- четыре логистических эшелона, поглощающих один другой: один с началом - в пункте 1; два - с началом в пунктах 22 и 23; один - с началом в пункте 32;

Разнообразие логистических систем предопределяет необходимость их кодификации с использованием, как минимум, пяти признаков:

- вид логистической системы (обеспечения (Об), реализации (Ре), обеспечения/реализации (ОбРе));

- количество каналов и цепей, в которых происходит передача прав собственности на ресурсы;

- количество уровней логистических цепей (логистических эшелонов);

- наличие горизонтальных и вертикальных подсистем обеспечения ресурсами/реализации ресурсов;

 

 
 

 

 


Рисунок 2.30 - Пример четырехуровневой логистической системы реализации продукции и услуг

 

- переход права собственности на продукцию и услуги;

 

- посредник с ограниченными сбытовыми возможностями;

 

- посредник, сбывающий продукцию других поставщиков

 

 

- наличие посредников, закупающих (реализующих) продукцию другим (других) предприятиям (предприятий);

- наличие посредников с ограниченными коммерческими возможностями (например, использующих возможности сторонних организаций или реализующих ограниченный ассортимент продукции данного предприятия).

Например, для описания характеристик логистической системы реализации продукции и услуг, представленной на рисунке 2.30, может быть использован следующий код:

 

Ре (2,1,-1/+1) - (5,-1/1,1) - (3,+1,0) - (2,0,0).

 

Основу кода составляют выражения, стоящие в скобках. Четыре выражения означают четырехуровневую систему реализации (Ре) ресурсов. В скобках последовательно указываются:

- количество логистических каналов (цепей), непосредственно «замкнутых» на потребителя (если сложить первые значения во всех четырех выражениях, то можно получить число каналов (цепей) – 12);

- количество каналов, в которых происходит передача прав собственности на ресурсы (количество горизонтальных логистических каналов реализации ресурсов); сложное выражение, стоящее во второй части кода, означает, соответственно, количество посредников с ограниченными сбытовыми возможностями и посредников, сбывающих полный ассортимент продукции данного поставщика, не вступая в контакт с его конкурентами;

- количество каналов (цепей), которые непосредственно подчиняются выше стоящим торговым посредникам (предприятию) (количество вертикальных каналов (цепей) реализации ресурсов); сложное выражение, стоящее в первой части кода означает соответственно количество посредников с ограниченными сбытовыми возможностями и наличие посредников, сбывающих кроме продукции предприятия, также продукцию его конкурентов или других предприятий.

Аналогичным образом может быть представлен код любой микро- и мезологистической системы.

При выборе наиболее эффективной логистической системы необходимо учитывать множество факторов, которые можно сгруппировать, исходя из характеристик:

1) предприятий: поставщиков и потребителей (количество, размеры, опыт работы на рынке, объем поставляемой (покупаемой продукции, места расположения, осведомленность о ситуации на рынке, обеспеченность необходимыми ресурсами, уровень подготовки менеджеров в области коммерческой деятельности и др.);

2) внешнего окружения (количество конкурентов, уровень конъюнктуры, тип рынка, наличие входного барьера на рынок, тип рынка, уровень регулирования рынка и др.);

3) продукции (жизненный цикл, технические параметры, стоимость, необходимость подготовки к эксплуатации (потреблению), целесообразность пред- и послепродажного обслуживания, наличие продуктов – заменителей, технология изготовления, наличие модификаций и типоразмеров, объем разовой поставки и др.);

4) маркетинговой стратегии предприятия (необходимость контроля действий конечного потребителя (поставщика), возможность и стоимость получения информации, наличие договоров с другими хозяйствующими субъектами, желательный охват рынка, активность продвижения продукции на рынок и др.).

Эффективность логистических систем может быть определена с помощью следующих показателей:

а) коэффициент связи «поставщик-потребитель» – величина, отражающая эффективность связи данного потребителя с тем или иным поставщиком. Вычисляется как отношение количества сырья, материалов и др. (ресурсов), поступивших к потребителю за отчетный период от данного поставщика, к общему количеству сырья и материалов (ресурсов), поступивших к потребителю;

б) коэффициент синхронности поставок ресурсов – показатель, отражающий степень одновременности поступления к потребителю сырья, материалов и др. (ресурсов) от поставщиков на протяжении заданного временного интервала и требующихся потребителю для выполнения собственной программы сбыта продукции. Данный коэффициент исчисляется как отношение наименьшего процента фактически выполненных поставок к наибольшему проценту, взятому по всем закупаемым ресурсам;

в) коэффициент готовности к поставке определяется как отношение количества выполненных заказов данным предприятием к количеству поступивших заказов на данное предприятие или как отношение поставляемого объема продукции к ее запрашиваемому объему со стороны потребителей, выраженное в процентах.

Увеличение коэффициента готовности к поставке в ряде случаев для предприятия-поставщика является экономически не оправданным (рисунок 2.31);

 

W,

Z,

P

 

Объем продукции W

 

Затраты Z

 

 

Прибыль Р

 

Готовность к поставке

 

Рисунок 2.31 – Влияние коэффициента готовности к поставке на прибыль предприятия

 

г) коэффициент звенности логистической системы – среднее число торговых звеньев (посредников), через которые проходит материальный поток от производителя к конечному потребителю ресурсов (готовой продукции). Данный коэффициент показывает, сколько раз продукт был продан в сфере обращения и рассчитывается как отношение валового товарооборота внутри логистической системы (Ов) к чистому товарообороту (Оч) за определенный период. На величину коэффициента звенности логистической системы может влиять изменение суммы запасов как в оптовом (DЗопт), так и в розничном (DЗрозн) звеньях. Изменение запасов в оптовом звене учитывается только в валовом товарообороте, а в розничном – как в валовом, так и в чистом товарообороте. Товарооборот следует уменьшить на сумму уменьшения запасов, а на сумму увеличения – увеличить:

 

Кзв = (Ов ± DЗопт ± DЗрозн) / (Оч ± DЗрозн). (2.2)

 

Коэффициент звенности логистической системы отражает эффективность ее структуры. Так установление прямых каналов между хозяйствующими субъектами способствует уменьшению данного коэффициента. Различают два вида коэффициентов Кзв:

- торгово-организационный, который рассчитывается по формуле (2.2);

- складской, который отражает количество посредников (баз, складов, магазинов), которые проходит продукция до конечного потребителя.

Эти и другие показатели, характеризующие качество работы логистической системы при заданном уровне логистических издержек, отражают эффективность логистической системы. С точки зрения потребителя, являющегося ориентиром для логистической цепи, данная эффективность определяется в первую очередь двумя показателями:

- качеством обслуживания;

- ценой обслуживания.

Качество обслуживания в свою очередь является комплексным показателем, исчисляемым по совокупности критериев, состав которых может варьироваться от одной системы к другой. Важнейшими из них являются критерии, определяющие способность логистической системы обеспечить:

а) доставку нужной потребителю продукции в обусловленный срок и в требуемое место;

б) должный уровень послепродажного обслуживания потребителей;

в) длительность логистического цикла, включая время ожидания потребителем поставки партии заказанной продукции и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1755; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.153 сек.