Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие подходы изложения теоретической части 2 страница




Этап критической оценки исходного материала при экономическом исследовании является очень важным, поскольку экономисту в подавляющем числе случаев приходится иметь дело с уже собранным материалом.

Если в результате оценки материала обнаруживается, что имеющиеся данные неполны или нетипичны, неточны или несопоставимы, то это не должно служить поводом для отказа исследователя от их использования. Надо уметь преодолевать недостатки неполноценного материала, научиться действовать в условиях неполной, несравнимой и неточной информации. При этом недостатки исходных данных следует толковать в невыгодную для себя сторону, а при формулировании выводов делать соответствующие оговорки, не скрывая несовершенства используемого материала. В одинаковой степени не правы и тот экономист, который слепо верит любым фактам и тот, который, обнаружив неполноценность фактов, признает их незаслуживающими внимания. Искусство экономического анализа заключается в том, чтобы из каждого факта взять все, что он может дать, - не меньше, но и не больше.

Экономист-исследователь, излагая выводы, должен дать характеристику использованного им фактического материала, указать на степень его полноты, сравнимости и – особенно – достоверности. Если невозможно оценить ошибки использованного исходного материала количественно, то необходимо дать им возможно более детальное качественное описание.

С другой стороны, исходя из характеристики исходных данных и той процедуры, которая была принята при их обобщении, исследователь должен оценить надежность сформулированных собственных выводов. Таким образом, экономист-исследователь выступает и как потребитель исходной информации (первичной и ранее обобщенной), и как производитель качественно более высокой информации – ее теоретических и практических выводов. Как потребитель он имеет право требовать хорошей исходной информации со всеми методологическими разъяснениями и оценками; как производитель информации более высокого уровня он обязан давать свои выводы и обобщения также со всеми пояснениями и оценками.

Статистика – основной источник экономических фактов. Факты, собранные и сведенные статистиками, - преобладающая масса материала, которая лежит в основе выводов экономиста.

Поскольку экономист-исследователь имеет дело с данными, то ему необходимы знания методологии собирания и формирования экономических данных.

Статистические данные собираются посредством статистического наблюдения, которая совпадает с первой (эмпирической) ступенью познания общественной жизни. Перед статистическим наблюдением ставится цель, исходящая из общей задачи, выдвинутой перед экономическим исследованием. Задача статистического наблюдения и экономического исследования в целом может определяться или назревшими запросами практики, или запросами экономической теории в разрешении научной проблемы.

Научная проблема – это знание о существовании такой области действительности, свойства и сущность которой нам неизвестны. Она обычно возникает из противоречия между уровнем разработки теории вопроса и новыми фактами, которые не находят объяснения в теории. Науковеды небезосновательно считают, что часто не так важно решить проблему, как важно найти и корректно сформулировать ее. Общеизвестно выражение, что умело поставленный вопрос – половина ответа. Поэтому формулирование целей и задач статистического наблюдения и всего экономического исследования представляет собой важнейший этап работы экономиста-исследователя.

Статистическое наблюдение, как и всякое собирание экономических фактов, осуществляется на основе теоретического экономического анализа, который проводится на базе философских и экономических законов и категорий. Анализ показывает, каково материальное содержание исследуемого процесса, какие в нем действуют экономические законы, что конкретно и какими методами нужно изучать, каких результатов исследования можно ожидать. В процессе предварительного анализа намечается переход от исходных теоретических положений к самому исследованию, воплощение этих положений в конкретные средства и приемы исследования. В итоге анализа, на основе которого выдвигается определенная рабочая гипотеза, и исходя из стоящих перед исследованием задач, разрабатывается проект статистической работы, в котором намечается, какие показатели должны быть получены в результате исследования, с учетом чего соответствующим образом планируется все наблюдение.

В соответствии с поставленной перед исследованием целью определяется объект и единица статистического наблюдения, устанавливается время, по состоянию на которое собираются данные, составляется программа наблюдения – перечень признаков, которые надлежит изучать у исследуемых явлений. Программа статистического наблюдения оформляется в так называемых формулярах наблюдения или статистических бланках, которые обычно сопровождаются специальными письменными указаниями и разъяснениями.

Статистическое наблюдение может проводиться по-разному. С точки зрения организации различают отчетность, переписи, единовременные учеты и разного вида обследования, выборочное и монографическое наблюдение, анкетирование. О проблемах, связанных со статистическим наблюдением, подробнее можно прочесть в учебных пособиях по общей теории статистики.

Оперативный и бухгалтерский учет. Наряду со статистикой источником экономических фактов служат оперативный и бухгалтерский учет.

Внутри каждого промышленного предприятия непрерывно осуществляются первичные учетные операции – регистрация единичных хозяйственных процессов, отдельных фактов. Такая первичная регистрация, оформляемая различного рода документами (накладными, квитанциями, актами), совершается на рабочих местах, в бригадах, цехах, отделах. Данные первичной регистрации (первичного учета) используются оперативным и бухгалтерским учетом.

Оперативный учет необходим для текущего руководства ходом работы непосредственно в процессе производства. При его помощи осуществляется контроль за выполнением календарных заданий, планов на отдельных рабочих местах, в бригадах, цехах, отделах. Оперативный учет производится, как правило, в момент совершения той или иной операции либо в период, ближайший к этому моменту. Именно это обстоятельство открывает широкую возможность для надлежащего оперативного вмешательства в ход работы в целях устранения обнаруженных недостатков и их причин.

Оперативный учет ведется, за редчайшим исключением, в натуральном выражении – штуках, килограммах, метрах. Данные его подвергаются самой простейшей обработке (суммирование отдельных показателей, вычисление коэффициентов).

В результате обработки данных оперативного учета не выявляются всесторонние связи между зарегистрированными фактами. Это объясняется прежде всего тем, что натуральные показатели, с которыми имеет дело оперативный учет, по природе своей несравнимы и поэтому не подходят для глубоких обобщений.

Для глубоких обобщений показатели должны иметь единую меру. Такой мерой выступает стоимость. Стоимостной учет дает возможность выявлять связи между различными хозяйственными процессами, делать обобщения в целом по предприятию. Но такие обобщения осуществляются уже не оперативным, а бухгалтерским учетом.

Бухгалтерский учет – это учет средств, материальных ценностей и их движения в пределах отдельных предприятий. Кроме данных о финансовых результатах счета бухгалтерского учета дают экономисту-исследователю достоверную информацию о движении и остатках основных и оборотных средств, состоянии расчетов с поставщиками и покупателями, о взаимоотношениях с банком. Эти данные служат основой для оценки работы предприятия и принятия решений на будущее.

Если статистические данные применяются для анализа экономических проблем в мировом, народнохозяйственном, региональном масштабах, то данные оперативного и бухгалтерского учета находят применение в практике конкретно экономического анализа, в основном для анализа работы предприятий.

Экономический эксперимент. Получение экономических фактов для обобщений возможно и путем экономических экспериментов. Статистика, оперативный и бухгалтерский учет основаны на наблюдении, на собирании фактов о явлениях, находящихся в естественных условиях. Наблюдение выступает типичным способом получения фактов в общественных, в том числе экономических, науках. Для естественных наук типичным способом получения фактов является эксперимент – собирание фактов о предметах, находящихся в искусственно созданных условиях. Эксперимент имеет преимущество перед наблюдением. Он открывает возможность исследователю активно вмешиваться в ход изучаемого процесса. Поэтому экономист наряду с наблюдением, может пользоваться экспериментом. Эксперимент в экономике сложен, поэтому он применяется реже.

Экономический эксперимент – это метод получения фактов, которые являются результатом изменения экономической действительности под воздействием факторов, вводимых исследователем (экспериментатором). В отличие от лабораторного эксперимента, характерного для наук о природе, экономический эксперимент проводится в условиях, близких к естественным. Объект исследования не выходит из обычных условий его существования, а в условия вносятся дополнительные факторы.

Экономический эксперимент имеет много общего с передовым опытом в экономике и тесно с ним связан. Общее у них то, что тот и другой конечной целью имеют внедрение и массовое распространение новых экономических отношений. Различие заключается в том, что экономический эксперимент организуется с ближайшей задачей научного изучения тех или иных отношений, а передовой опыт обычно возникает в ходе и результате естественного развития экономической практики.

Особенность экономического эксперимента в том, что он применим и нужен лишь для изучения многозначных, а не однозначных явлений. Если явление однозначно, имеется лишь одна возможность реализации экономической необходимости, то эксперимент здесь бессмыслен.

Как и наблюдение, экономический эксперимент проводится на основе теоретического анализа. Он может быть успешным, если осуществляется в рамках и в соответствии с познанными экономическими законами. Экономический эксперимент направлен на внедрение новых экономических отношений, и он не может относиться к общему в целом, так как законы, управляющие обществом, значительно мощнее сил человека и человек не в состоянии их изменять даже в экспериментальном порядке.

Исходя из стоящей познавательной задачи и результатов проведенного экономического анализа, исследователь формулирует определенную гипотезу, создает теоретическую модель той или иной системы экономической деятельности. Задача эксперимента заключается в изучении на практике этой модели, подтверждении или отклонении выдвинутой гипотезы.

Осуществление экономического эксперимента проходит ряд этапов:

1. Построение предмета экспериментального исследования, т.е. создание идеального прототипа экспериментальной ситуации.

2. Разработка программы проведения эксперимента, т.е. устанавливается последовательность операций, обеспечивающих решение поставленной задачи. Этот этап складывается из двух частей:

- разработка методики;

- разработка плана создания экспериментальной ситуации.

Коренной вопрос методики – определение путей получения доказательных результатов, которые характеризуются чистотой, представительностью и устойчивостью.

Чистота результата обеспечивается однородностью экспериментальных и контрольных объектов (если объекты разные) или схожестью одних и тех же объектов, если они сопоставляются во времени (один раз как экспериментальные, другой – как контрольные объекты). Для достижения однородности в соответствующих случаях вносят коррективы, устраняющие неоднородность.

Второе условие доказательности результата – представительность или типичность экспериментальных объектов. Первоначально эксперимент рекомендуется проводить на единичных объектах, на которых опробуется вся процедура экспериментирования; на следующем этапе выбирается такое число и такие виды экспериментальных объектов, которые являются типичными для исследуемого процесса.

Третье условие доказательности результатов – устойчивость. Показателем устойчивости является возможность воспроизведения эксперимента в аналогичных условиях (на сходных объектах). Один из признаков устойчивости – достаточная производительность деятельности коллективов в экспериментальной ситуации (не менее года при экспериментировании отношений между предприятиями и обществом и три – четыре месяца при экспериментировании внутризаводских отношений).

После разработки методики эксперимента составляется план создания экспериментальной ситуации, включающий в себя выбор конкретных экспериментальных объектов и определение последовательности экспериментальных процедур.

3. Реализация программы эксперимента.

Она состоит из двух частей:

- создание экспериментальной ситуации;

- наблюдение и контроль.

Экспериментальная ситуация создается в соответствии с выработанным идеальным прототипом и разработанной программой проведения эксперимента. На этом этапе происходит практическая перестройка выбранной области экономической деятельности, создается на деле определенная экспериментальная ситуация. В процессе экспериментирования необходимо постоянное наблюдение и контроль за ходом эксперимента.

4. Анализ и оценка результатов эксперимента. Экономические эксперименты дают реальные и познавательные результаты. К первым относится воздействие эксперимента на экономическую деятельность коллективов, ко вторым – получение новой информации, необходимой для теоретических выводов. Как те, так и другие результаты могут быть основными – отвечающими на вопросы, поставленные в эксперименте, и побочными – не предусмотренными при организации эксперимента. Основные и побочные результаты необходимо оценивать раздельно, выделяя при этом из суммарных результатов ту часть, которая вызвана к жизни собственно экспериментальными факторами.

Наряду с экономическими экспериментами, осуществляемыми в реальной действительности, широкое распространение получают мысленные или расчетные экономические эксперименты, важнейшей формой которых являются эксперименты на математических моделях, решаемых с помощью ЭВМ (имитационное программирование). Мысленный, или расчетный, эксперимент занимает как бы промежуточное положение между реальным экспериментом и теорией. Наличие таких экспериментов может служить свидетельством зрелости науки. Главное условие успешности расчетных экспериментов – адекватность модели той области экономики, которую она представляет.

Экономическое экспериментирование у нас еще недостаточно развито; часть экономических решений по этой причине принимается без должного обоснования.

На современном этапе протекает бурный процесс формирования новых экономических отношений. Более энергично должны осуществляться поиски нового во всех областях общественной жизни. Более широкое применение должны найти экономические эксперименты. В ряде случаев они в состоянии оградить предприятия, регионы, народное хозяйство от потерь, убыстрить ход познания и развития, облегчить предвидение.

Важной задачей экономистов-исследователей, проводящих или использующих результаты экономических экспериментов, является овладение научной методологией экспериментирования и строгое соблюдение ее.

Другие источники экономических фактов. Главные источники экономических фактов – статистика, оперативный и бухгалтерский учет, экономический эксперимент. Факты, получаемые из этих источников, выражаются в количественной форме, цифрами.

Источниками экономических фактов кроме названных могут выступать и другие. При этом факты, получаемые из других источников, могут быть не только количественные, но и описательные, не выражаемые числами. Для оценки явлений, непосредственно не описываемых количественно, экономисты иногда вводят искусственные числа (ранги, различного рода коэффициенты) или используют косвенные количественные данные.

Источниками описательных фактов выступают прежде всего неорганизованные (в статистическом плане) личные наблюдения исследователя, который живет в определенной экономической среде или участвует в экономической деятельности. Описательные факты также берутся из газет, журналов, официальных документов неэкономического характера, скажем, законодательных актов.

В книгах, газетах, журналах, а также в повседневном личном опыте могут быть найдены и использованы для выводов не только описательные, но и количественные факты, не нашедшие обобщения в учетно-статистических данных. Особенно полезны такого рода факты, обнаруживаемые в литературе по экономике родственных и соподчиненных областей.

В качестве своеобразных фактических иллюстраций экономических выводов можно использовать образы и эпизоды из художественной литературы. Подлинный художник, как и ученый, обобщает жизнь, применяя специфический прием – создание художественных образов. Поэтому, когда ученый привлекает художественные образы, он заимствует аргументацию из другой равноправной области человеческой деятельности.

В заключение следует отметить, было бы ошибкой полагать, что собранные факты – это все, что необходимо для научных выводов и обобщений. Хотя факты, экономическая информация и имеют огромное значение для исследователя, правильность обобщения зависит не только от них. Факты сами по себе не гарантируют получения правильных теоретических и практических выводов. Для того чтобы из массы собранных, критически оцененных фактов сделать научные выводы, их нужно теоретически осмыслить. Из фактов, если они не осмыслены теоретически, нельзя сделать научных выводов.

Часть вновь собранных фактов может подтверждать или иллюстрировать известные теоретические положения. Однако большинство полученных фактов кладется в основу новых теоретических обобщений.

До тех пор, пока люди занимались наблюдением, описанием и классификацией фактов, простым перечислением того, что совершается, они не могли объяснить экономической действительности.

Экономическое исследование, экономический анализ – это и есть теоретическое осмысление экономической информации, экономических фактов, выявление внутренних необходимых связей между ними. В процессе исследования отделяется главное от второстепенного, существенное от несущественного, типичное и коренное от случайного. Опираясь на теорию, исследователь в процессе анализа фактов выявляет закономерности и делает выводы, направленные на познание и изменение действительности.

Задача заключается в том, чтобы экономические работы, выводы, обобщения строились на полных, сравнимых и достоверных данных и не представляли бы собой хаоса цифр, груды непереваренного сырья.

Для организации сбора сведений на предприятии для выполнения курсовой работы по УИРС студенты самостоятельно разрабатывают «Программу учебного исследования на объекте».

Цель разработки программы и методики сбора информации – решение информационных вопросов получения информации по интересующей проблеме на предприятии.

Рабочая программа должна включать разделы:

1. Наименование темы исследования.

2. Цель проведения исследования (разработка гипотезы исследований).

3. Задачи исследования (в данном разделе должны быть представлены те проблемы, вопросы по которым необходимо собрать информацию во время практики на предприятии).

4. Методика исследования. В этом разделе необходимо указать: с каких позиций будет представлена характеристика объекта исследования (история создания и развития, финансовая характеристика или экономическая характеристика); перечень анализируемых параметров объекта исследования или области деятельности (здесь необходимо дать перечень информации, необходимой для решения постановленных задач исследования); приемы анализа предмета исследования; его параметров, области деятельности (сбора информации, методов ее обработки). Выбор приемов исследования зависит от задач, решаемых в процессе исследования, источники информации, перечень подразделений, где будет собираться информация, ожидаемые результаты исследования и формы их представления.

5. Рабочие документы программы (формы для сбора материала анализа информации, обработки данных; перечень данных, подлежащих сбору и анализу; характер зависимостей и графиков).

6. Перечень подразделений предприятия, где можно получить интересующую информацию. Пример «Рабочей программы сбора информации» представлен в Приложении 1.

Рабочая программа должна быть согласована и утверждена руководителем курсовой работы по УИРС. Она является основанием для оценки результатов сбора информации по теме курсовой работы по УИРС и выполнения заданий учебной практики.

Материалы, служащие базой для обоснования теоретических положений фактами и анализа состояния исследуемой проблемы на объекте должны быть достаточно полными и достоверными, чтобы, опираясь на них, можно было бы проанализировать положение дел, вскрыть резервы и наметить пути их использования, а также устранить вскрытые недостатки в работе. Следует избегать ненужных сведений, отбирая только те, которые будут использованы в процессе работы. Как было указано выше, характер и объем собранного материала зависит от качества разработанной рабочей программы сбора сведений на объекте и от особенностей принятой методики исследования.

Для установления объективных тенденций и закономерностей все данные по изучаемой проблеме должны быть достоверными.

Анализ и обработку собранной количественной и качественной информации необходимо проводить с помощью современных методов экономического анализа, представленных в учебном пособии «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий» / Г.А. Лавренова, Г.Н. Чернышева, Л.В. Щупак. Воронеж: Воронеж. гос. техн. ун-т, 2003. и прочей литературе по вопросам формирования методик Экономического анализа.

При выборе и применении методов анализа информации необходимо руководствоваться возможностями ЭВМ и программного обеспечения, имеющегося у кафедры.

Для лучшей аргументации выводов аналитической части основные результаты анализа целесообразно представлять в виде таблиц или графиков.

В заключение аналитической части курсовой работы должны быть сформулированы выводы, позволяющие на основании выявленных недостатков и возможностей разработать рекомендации и предложения по решению поставленной в курсовой работе проблеме.

 

4.5. Методические указания по разработке рекомендательной части курсовой работы

Основные результаты учебно-исследовательской работы студента могут отражаться в методических рекомендациях по той или иной проблеме.

Приступая к подготовке методических рекомендаций следует исходить из того, что они готовятся для конкретного адресата – экономиста, менеджера, научного работника.

Предлагается следующая структура методических рекомендаций:

· введение, где студент знакомит будущего пользователя с конкретным методическим материалом и где указывается предполагаемый пользователь методической разработки;

· основная часть, где детально раскрываются предлагаемые методики, пути и средства достижения наиболее значимых результатов в том или ином виде деятельности;

· заключение, где делаются выводы по изложенному материалу;

· список литературы, на основании которой написаны методические рекомендации, а также литература в помощь пользователю методической разработкой.

Методические рекомендации должны отвечать следующим требованиям:

· раскрывать новые методические приемы, формы и методы организации научной, производственной, учебной или любой другой деятельности;

· подтверждать эффективность предлагаемых методик материалами экспериментальной работы, иллюстрациями, таблицами, графиками.

Методические рекомендации должны быть написаны доступным для пользователя языком. Иностранные и малоизвестные научные термины следует объяснить в сносках или специальном словаре терминов.

 

4.6. Методические рекомендации по составу и содержанию заключения курсовой работы по УИРС

Курсовая работа по УИРС завершается заключительной частью, которая называется «заключение». Заключение выполняет роль концовки, обусловленной логикой проведения исследования. Заключение носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации, представляющего последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. В заключении содержится так называемое «выводное» знание, которое является новым по отношению к исходному знанию.

Выводное знание должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования. Последовательность изложения определяется логикой построения УИРС.

Заключительная часть предполагает наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. Здесь важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные результаты получены, какие появляются новые научные и практические задачи в связи с проведением учебно-исследовательской работы.

В заключении возможно указать пути продолжения исследуемой темы, формы и методы ее дальнейшего изучения.

Заключение может включать в себя практические предложения, исходящие из круга работ, проведенных студентом.

Заключительная часть курсовой работы по УИРС представляет собой не просто перечень полученных результатов проведенного исследования, а формулирование того нового, что внесено студентом в изучение и решение проблемы.

 

Заключение

Содержание учебного пособия подчинено достижению целей учебной дисциплины «Основы экономических исследований (УИРС)» - овладению студентами всеобщими и общенаучными методами проведения научных исследований в экономике, оказанию студентам помощи в овладении техникой проведения исследований, применению полученных знаний на практике.

Обучение студентов методам экономических исследований и выработка у будущих специалистов осознанной необходимости применения научных методов исследований в практической деятельности будет способствовать их эффективной работе на производстве. Выполняемая курсовая работа по УИРС способствует апробации теоретических положений проведения исследований на примере конкретного объекта.

Полученные студентами знания по дисциплине «Основы экономических исследований (УИРС)» и навыки, полученные при выполнении курсовой работы, будут также востребованы при изучении организационно-управленческих дисциплин, определяемых учебным планом подготовки экономистов в вузе.

 

Приложение 1

Пример рабочей программы и методики проведения исследований на ФГУП «ВМЗ»

1. Тема исследования: Организация управления коммерческими рисками на предприятии.

2. Цель: Исследование влияния финансовых рисков на колебание доходности предприятия.

3. Задачи: определение видов финансовых рисков на предприятии;

выявление наиболее характерных финансовых рисков на предприятии (на основе экспертного спроса работников предприятия);

поиск источников и причин возникновения финансовых рисков, при этом определение преобладающих из них;

оценка и анализ последствий финансовых рисков.

4. Методика исследования: Объектом исследования являются подразделения машиностроительного предприятия (ВМЗ): финансовый отдел, бухгалтерия, планово-экономический отдел.

Перечень анализируемых параметров объектов исследования являются следующие: выручка от реализации производственного товара, прибыль, источники собственных средств, наличие собственных оборотных средств, долгосрочные, среднесрочные и заемные средства, краткосрочные кредиты и заемные средства, общая величина формирования запасов и затрат.

Приемы анализа объекта: расчет показателей, средних величин: коэффициентный метод, графический метод, разработка таблиц, сводка и группировка.

Источники информации: информацию можно получить при работе с документами, а именно используя нормативные и плановые документы, баланс предприятия.

Ожидаемые результаты исследования: выявление значений показателей, которые позволяют выявить степень финансового риска предприятия.

5. Рабочая часть программы:

5.1. Экономическая рентабельность предприятия в 200_ - 200_ гг.

Таблица 5.1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.