Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические функции рынка услуг, его особенности




Опыт многих ныне развитых стран мира показывает, что развитие сферы сервиса в условиях глубочайшего экономического кризиса может дать толчок началу экономического роста. Влияния этой сферы на экономическую или социальную жизнь общества обусловлено важнейшими функциями, которые она выполняет в системе общественного воспроизводства:

- экономические (увеличение валового национального продукта, содействие плавной диверсификации экономики, увеличению объема и расширению ассортимента производимых услуг, пополнение финансов региона, экономия доходов населения),

- социальные (получение дохода работниками, обеспечение занятости населения, особенно уязвимых ее слоев, увеличение свободного времени населения),

- политические (формирование и воспроизводство широкого слоя мелких собственников).

Экономическое значение сферы услуг объективно возрастает в годы кризисов в силу того, что она призвана значительно, и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских услуг. Она дает возможность приблизить производство к потребителю, помочь выравниванию условий жизни, вовлечь в производство часть материальных и финансовых ресурсов населения, ранее использовавшихся исключительно для личного потребления, создать новые рабочие места, ускорить демонополизацию, развивать конкуренцию, служить источником ощутимых бюджетных поступлений.

Одним из самых весомых факторов воздействия сферы услуг на повышение эффективности общественного производства многие экономисты называют ее влияние на воспроизводство рабочей силы.

Подавляющее большинство сервисных предприятий – малые. Для них характерна относительно большая доля затрат живого труда на единицу продукции. В условиях кризиса на первый план вышла их способность впитывать рабочую силу, ускоренно высвобождаемую в ходе реорганизации крупных предприятий. Это было характерно для Америки, Германии, Японии, России в периоды кризисов. Во всех ведущих странах в годы мирового энергетического кризиса обнаружилась обратно-пропорциональ­ная связь между размерами предприятий и динамикой численности их персонала. В США с 1970 г. по 1985 г. на малых и средних предприятиях было создано 35 млн. новых рабочих мест, в то время как крупные фирмы и государственные структуры потеряли около 6 млн., при этом почти 1/3 прироста пришлась на фирмы с числом занятых до 20 чел. В странах ЕС с 1988 по 1992 г. сектор малых предприятий увеличивался почти на 300 тыс. предприятий ежегодно. Особенно быстро расширялась сфера производственных и потребительских услуг.

Немалая часть таких предприятий создается социально уязвимыми группами населения - женщинами, молодежью без особой квалификации, вынужденными переселенцами и т.п. При этом количество женщин, работающих в сфере услуг, составляет большую часть от общего числа занятых. Кроме того, наемный женский труд часто используется как надомный, временный, или "частичный".

Часто мелкое предпринимательство в сфере сервиса служит способом избавиться от безработицы. Во Франции почти 1/3 новых предприятий создавалась в годы кризиса людьми, какое-то время остававшимися вне рынка труда. В сервисе активно используется труд инвалидов, пенсионеров, молодежи без опыта работы. Это связано с гибкостью графика работы, возможностью работать неполный рабочий день или сезонно, брать работу на дом. Поэтому дальнейшее развитие отраслей сферы сервиса является одним из направлений по росту занятости.

Характерно, что темпы роста производительности труда в расчете на одного занятого в секторе услуг нередко оказывался выше, чем в крупном бизнесе, а темпы роста зарплаты - ниже. В этом проявляется свойственная малому бизнесу экономия на трудовых издержках и сдерживание роста заработной платы при опережающем росте производительности труда, которую крупным предприятиям с их сильными профсоюзами осуществлять труднее и которая составляет одно из основных конкурентных преимуществ в периоды спада конъюнктуры.

Достаточно большая доля ручного труда, в том числе и высококвалифицированного, относительно небольшие удельные капитальные затраты на развертывание производства сделало службу сервиса источником новых рабочих мест, что благоприятно повлияло на социальную и внутриполитическую обстановку, особенно в период всплеска безработицы.

Ситуация, в которой оказалась страна в результате реформирования, значительно изменила и усилила социальную роль сферы сервиса. Малая приватизация первой волны стала базой для создания в нашей стране слоя мелких частных предпринимателей. Этот слой – основа любого государства с рыночной экономикой. Их интересы – спокойная политическая обстановка, законность, порядок. Они – основа политической стабильности в обществе.

Сфера сервиса оказывает значительное влияние на рост производительности труда в общественном производстве. Это происходит в направлении совершенствования социально-бытовых условий на производстве, рационального использования и высвобождения для самосовершенствования внерабочего времени трудящихся. К числу таких социально-бытовых условий наряду с организацией питания, оказанием медицинской помощи, созданием санитарно-гигиенических условий на производстве относят и обеспечение соответствующего бытового обслуживания. Создание коммунально-бытовых объектов на предприятии (пункты питания, медицинского обслуживания, торговые точки, организация системы продуктовых заказов, выездное обслуживание, введение системы приема заказов на бытовое обслуживание и др.) в значительной степени способствует повышению работоспособности каждого работника.

Избавление трудящихся от необходимости самостоятельно решать существующие потребности в услугах с помощью сферы сервиса при комплексном подходе позволяет не только улучшить производительность труда на предприятии, но и дополнительно высвободить внерабочее время трудящихся. Развитие способности человека к труду предполагает наиболее эффективное проведение и внерабочего времени, так как именно в тот период осуществляются многие жизненно необходимые функции человека.

И последнее, временно утраченное качество, характерное для бытовых услуг, – экономия денежных доходов населения. В связи с изменением структуры потребительских расходов наблюдается постоянный прирост доли расходов на бытовую технику, компьютерную технику, автомобили, индивидуальное строительство. Соответственно возрастающий объем потребностей в их ремонте и обслуживании требует своего удовлетворения на достойном уровне. Привлечение специалистов службы быта для выполнения всевозможных бытовых работ позволяет оказывать высококачественные услуги, экономя при этом средства населения. Нормальное обслуживание и качественный ремонт существенно продлевают жизнь технике, экономия средства ее владельцев на приобретение новой в случае поломки. Раньше существенную значимость играло также и восстановление потребительской стоимости одежды, обуви и т.п. Стирка, химчистка, ремонт обуви, часов, сумок и т.п. экономили денежные доходы населения, продлевая жизнь самых необходимых вещей. Однако сейчас положение несколько изменилось из-за сближения стоимости новой вещи и ее ремонта. С одной стороны, развитие массового промышленного производства существенно снизило цену на эти товары. Выпуск вещей малыми партиями с учетом индивидуальных особенностей потребителей снизил число клиентов ателье индивидуального пошива или изготовления, так как удовлетворил тех, кто желал использовать нестандартные модные вещи. С другой стороны, не умея мыслить стратегически, многие предприниматели взвинчивают цены на ремонт и теряют потребителей. Частично в этом есть вина не только предпринимателей, но и государства. Непомерные налоги, высокая арендная плата определяют уровень цен на услуги. Льготы для малорентабельных услуг, оказываемых предприятиями бытового обслуживания беднейшим слоям населения, не только улучшили бы социальное положение населения, но и способствовали бы росту поступлений в бюджет за счет существенного расширения числа клиентов, способных оплачивать эти услуги.

Таким образом, сфера сервиса имеет большую социальную, экономическую и политическую значимость, а также очень прочно связана с задачей повышения качества жизни населения.

Качество жизни в сознании практически любого человека ассоциируется, прежде всего, с определенным уровнем благосостояния: достаточно высокие доходы, благоустроенное комфортное жилье, возможность заниматься любимым делом, хорошее здоровье, здоровый образ жизни, семья, дети и т.д. Качество жизни - интегральное понятие, комплексно выражающее количественный и качественный аспект удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.

Качество жизни характеризует в количественно измеряемых единицах (социальных показателях и индикаторах) состояние целевой группы (население муниципального образования), субъективные и объективные стороны ее жизнедеятельности (образ жизни) и объективные условия этой жизни. Структура системы "качество жизни населения территории"[1] может быть представлена в следующем виде:

- состояние экологической среды и здоровья населения.

- права и свободы человека, безопасность.

- уровень жизни населения (доходы и расходы населения, общий объем потребляемых населением благ и услуг, пользование товарами и услугами, жилище, социальные возможности и неравенство, социальная защита)

- труд и занятость (занятость, безработица, условия и безопасность труда, социальное партнерство)

- показатели воспроизводства гуманитарно-личностного потенциала субъекта" (образование, культура, физкультура и спорт, досуг и отдых)

Выделенные блоки качества жизни выступают как основные функциональные сферы деятельности и ответственности социально-бытовой и культурной политики местной администрации

В данной структуре ясно прослеживаются блоки и направления, непосредственно связанные с уровнем развития сферы сервиса на территории. Взаимное влияние развития услуг и качества жизни населения ясно прослеживаются в большинстве блоков. Доходы и расходы населения, общий объем потребляемых населением услуг, занятость и безработица, досуг и отдых в значительной степени зависят от развития сферы сервиса в регионе. Перечисленные аспекты жизни без сомнения вносят определенные положительные нюансы, но они хороши и действительно определяют «качество жизни», если у человека, семьи, группы населения имеются определенный уровень жизни.

Понятие «качество жизни» очень тесно связано с понятием «уровень жизни». Иногда эти понятия воспринимаются как синонимы, хотя определенные отличия конечно имеются. Уровень жизни - категория количественная, тогда как «качество жизни» воспринимается как оценка, точнее художественная оценка.

На практике чаще употребляется термин «уровень жизни», который характеризуется целым рядом количественных показателей, в том числе:

- валовой внутренний продукт на душу населения;

- соотношение доходов и расходов;

- обеспеченность населения и каждого человека жильем;

- объем потребления продуктов питания на душу населения;

- доля населения, с доходами ниже прожиточного минимума;

- безработица и т.д.

Еще в 70-80гг XIX века немецкий экономист Э. Энгель заметил определенные закономерности; чем меньше доход, тем большая его часть тратится на питание, причем питание ухудшается; чем меньше доход, тем большая часть его идет на удовлетворение физических потребностей и меньшая часть доля дохода направляется на удовлетворение духовных потребностей. Духовные потребности человека или общества в целом проявляются в увеличении потребляемых услуг: услуги культуры, здравоохранения, услуги спорта, образования и т.д. стали и становятся необходимым атрибутом жизни, точнее качества жизни. Таким образом, рост благосостояния является базой для физического и духовного развития общества.

Здесь целесообразно отметить, что не только сервисные предприятия оказывают разнообразные услуги, но и материальное производство во все большей степени становятся «услуго -оказывающими», о чем свидетельствуют изменения в соотношении «цена-качество-сервис». Усложнение вещи, потребительной стоимости, смещает значимость цены и выдвигает на первый план качество, а в отдельных случаях и обслуживание; по мере роста благосостояния цена перестает играть основополагающую роль, ее замещает качество и сервис.

Для технически сложных объектов, особенно для средств производства цена практически уступает свое место сервису, гарантийный срок и гарантийное обслуживание, предпродажная обработка, возможность обучения работников для работы на приобретаемом объекте – вот, что, а первую очередь, и с учетом качества оценивает потребитель.

По мере роста благосостояния населения произошли определенные сдвиги в области сферы сервиса, обусловленные с одной стороны ликвидацией государственного монополизма собственности, а с другой – наличием спроса на новые современные услуги, в т.ч. юридические, аудиторские, консультационные, рекламные, страховые, банковские и другие. Наряду с этим по многим видам услуг стал развиваться рынок, сформировалась конкурентная среда, которая представляет потребителю право выбора: цена или качество. Рынок услуг играет большую роль в социально-экономическом развитии общества. В нашей стране структура рынка услуг, как нового развивающегося явления, еще не сложилась и находится в стадии становления.

Переход на рельсы рыночной экономики произошло резкое расслоение общества на очень бедных и очень богатых людей. Однако с улучшением социально-экономической ситуации в стране прогнозируется рост потребления услуг, поэтому органам государственного управления необходимо планировать размещение и количество предприятий сферы услуг, так как их наличие, качество работы и цены являются весьма существенным критерием, по которому население оценивает комфортность жизни и качество работы органов государственного управления.

Сформулируем основные требования, предъявляемые современным уровнем развития экономики крупных городов к сфере услуг:

- полнота охвата населения ассортиментом услуг (более 20 видов, включая новые, в диапазоне цен и условий предоставления – от льготных до эксклюзивных);

- высокое качество услуг;

- учет особенностей территории (например, микрорайона) и маркетинговой политики при определении структуры сервиса;

- оперативность (быстрота) обслуживания;

- близость предприятий сферы услуг от мест проживания;

- соизмеримость или превышение ответственности за предоставление некачественных услуг с потерями клиентов.

Количество однородных социально-ориентированных предприятий бытового обслуживания целесообразно планировать исходя из численности местного населения, возрастного состава населения, уровня доходов населения.

 

 

Рынок – сфера товарного обращения, где формируются спрос, предложение и цена на товары и услуги. Это совокупность экономических отношений между продавцами и покупателями. Рыночная экономика – это организация, структура и состояние хозяйственной жизни, основанное на рыночных отношениях. Рыночная экономика включает в действие триаду: рынок - конкуренция - мотивация, которая дает позитивную отдачу – устойчивый рост производства товаров, эффективность общественного производства. Главной целью рыночной экономики является удовлетворение потребностей в товарах и услугах. Главным средством реализации этой цели является повышение эффективности производства. Хорошо организованная рыночная инфраструктура – это комплекс предприятий, организаций, учреждений обслуживающих рынок (товарные, фондовые биржи, биржи труда, банки, аудиторские фирмы и т.д.). Создание этой инфраструктуры в нашей стране обеспечило появление целого ряда новых высокорентабельных быстроразвивающихся видов услуг.

Создание современного рынка в нашей стране началось с 1990г., когда был принят целый ряд законодательных актов, определяющих общие правовые, экономические и социальные основы перехода экономики страны к рыночным отношениям: гражданский кодекс РФ, законы "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "О занятости населения РСФСР", "Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в РФ", "О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий", "О привлечении и использовании рабочей силы" и др.

Произошедшие в РФ преобразования в первую очередь коснулись сферы сервиса. Так называемая "малая приватизация" привела к разукрупнению и переформированию значительного числа предприятий, ликвидации органов хозяйственного управления и регулирования деятельности предприятий бытового обслуживания, торговли и других отраслей сферы сервиса. Например, в Санкт- Петербурге и Ленинградской области, как и в большинстве других регионов России, в соответствии с законом РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" практически все предприятия бытового обслуживания, включая самые крупные, пройдя через стадию деятельности в качестве арендного предприятия, были преобразованы в коммерческие организации различных организационно-правовых форм частной собственности. Большая часть предприятий была выкуплена трудовыми коллективами этих предприятий. Одновременно с приватизацией предприятий были ликвидированы городские и региональные органы управления бытовым обслуживанием. Часть из них была преобразована в акционерные общества, в состав которых вошло незначительное количество бывших подведомственных предприятий. Количество предприятий сервиса сильно сократилось, многие перепрофилировались либо сдали свои помещения коммерческим структурам.

В конце девяностых годов возросло количество предприятий сферы услуг, осуществляющих предпринимательскую деятельность, под которой понимаются "самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке". Это было обусловлено тем, что экономика нашей страны более или менее стабилизировалось, темпы инфляции снизились, стал зарождаться средний класс, который мог себе позволить пользоваться дорогими услугами. Все это спровоцировало отечественных и иностранных предпринимателей вкладывать свои средства в сферу сервиса.

Деление экономического пространства на частный (рыночный) и общественный (нерыночный) сектора экономики позволяет выделить платные, бесплатные и смешанные услуги.

Бесплатные (чистые общественные) услуги относятся к государственному сектору экономики. Они предоставляются населению бесплатно или на льготных условиях, однако не являются даровыми благами. Их производство реально требует немалых затрат общественного труда и финансируется за счет налогообложения населения и организаций. Отделение во времени и пространстве потребления бесплатных услуг от их оплаты приводит к тому, что население охотно поддерживает все программы по их развитию, однако серьезно возражает против повышения налогообложения. Формируется нерациональный подход к их потреблению.

Признаки таких услуг:

– совместный характер их потребления, неделимость, отсутствие избирательности;

– объективная техническая невозможность исключения из потребления, возможность потребления без оплаты;

– отсутствие конкуренции и высокая загрузка исполнителей.

В отличие от бесплатных, платные услуги обладают следующими свойствами:

– индивидуальный характер потребления, делимость и избирательность;

– конкуренция производителей;

Большое количество социально-значимых услуг пока занимает промежуточное положение. Соотношение этих групп услуг не является постоянным, а зависит от степени развития рыночных отношений в стране. Можно выделить следующие факторы, влияющие на объемы рыночного сектора услуг:

– технические условия производства (например, новые технологии позволяют ограничить естественные монополии);

– рост материального благосостояния и платежеспособности населения (позволяет заплатить за услуги, оплата которых ранее не представлялась возможной);

– усложнение процесса взаимодействия между различными производственными и сервисными функциями (ключевую роль стало играть не объединение их в одну фирму, а воздействие через финансово-денежные отношения, поэтом государство может поручать обслуживание по социально-значимым видам услуг частным фирмам, выбирая того, кто сделает это более эффективно).

– политический фактор (история страны, продолжительность войн, революций весьма серьезно сказывается на развитии рыночных отношений, так как в условиях разрухи социально значимые услуги перемещаются в общественный сектор);

– практика создания акционерных обществ с контрольным пакетом акций, принадлежащим государству либо автономных некоммерческих учреждений (формально рыночные организации снимают тяжесть с бюджета, однако государственные структуры имеют возможность воздействия на их деятельность).

Улучшение социально-экономического положения в стране сопровождается ростом спроса на услуги, что можно проследить на примере данных Федеральной службы государственной статистики[2] (Приложение 1)

Рынок –сущность, функции, классификации, определение границ рынка и отрасли

Рынок выражает совокупность отношений по поводу купли-продажи отдельных видов товаров. На каждом из рынков возникают отношения купли-продажи между разными субъектами, выступающими либо в роли продавцов, либо в роли покупателей. К основным элементам рынка относятся: спрос, предложение, цена.

Для того чтобы рынок успешно функционировал, необходимо три условия: наличие в экономике частной собственности, свободных цен и конкуренции.

Рынок выполняет следующие функции:

- регулирующая - рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение, через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике;

- стимулирующая - посредством цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг;

- информационная - дает объективную информацию об общественно-необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются;

- посредническая - в рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции;

- санирующая - ранок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм;

- социальная -- рынок дифференцирует доходы участников рынка.

Классификации рынков:

1. по объектам рынка: рынок товаров и услуг, рынок капиталов, рынок труда, финансовый рынок, рынок информации

2. по географическому положению: местный, региональный; национальный, мировой;

3. по механизму функционирования: рынок свободной конкуренции; монополизированный рынок; регулируемый рынок;

4. по степени насыщенности: равновесный рынок, дефицитный рынок,;избыточный рынок

5. в соответствии с действующим законодательством: легальный рынок, нелегальный рынок

6. по соотношению продавцов и покупателей (Таблица 2)

В различных отраслях сферы сервиса складываются различные виды таких отношений. Так на железнодорожном транспорте действует естественная монополия поставщика, в автомобильных и аэро- перевозках - олигопол, то же можно сказать пока и про рынок жилищно-коммунальных услуг, где пока реформы не осуществлены до конца. Классическое полное множество наблюдается в бытовом обслуживании и торговле в крупных городах.

Таблица 2. - Рыночные отношения между производителями и потребителями услуг (товаров)

Производители Потребители
Много малых Немного средних Один большой
Много малых Полное Множество (полипол) Ограниченное множество (олигопсон) Монополия потребителя (монопсон)
Немного средних Частичное ограничение (олигопол) Взаимное ограничение Ограниченная монополия потребителя
Один большой Монополия Поставщика Ограниченная монополия поставщика Взаимная монополия

7. по внутреннему строению различают однородные (покупателю безразлично, товар какого предприятия он купит) и неоднородные (отдельный покупатель отдает предпочтение товару какого-то предприятия) рынки.

Понятия «рынок» и «отрасль» тесно взаимосвязаны. С точки зрения экономической теории отрасль представляет собой группу предприятий. Предприятия, входящие в состав отрасли, предлагают свои товары на одном отдельном единичном рынке.

Многие экономисты используют для определения отдельных, единичных рынков и отраслевой принадлежности различных производств перекрестную эластичность. Э. Чемберлин предложил использовать для выделения и классификации отдельных рынков и отраслей два критерия. В качестве первого критерия была предложена оценка взаимозаменяемости товаров, предлагаемых разными предприятиями. В качестве другого — оценка взаимозависимости этих предприятий.

Первый критерий может быть представлен коэффициентом ценовой перекрестной эластичности спроса на товары, предлагаемые предприятиями i и j: , где

- qi – величина спроса на товар предприятия i;

- pj – цена товара предприятия j;

- d – знак дифференциала

Второй критерий может быть представлен коэффициентом объемной, или количественной, эластичности: .

Первый критерий характеризует влияние изменения цены товара j-ого предприятия на продажи товаров i-ого предприятия, а второй – влияние продаж j-ого предприятия на цену i –ого предприятия. Чем выше ценовая перекрёстная эластичность, тем более жестка взаимозависимость предприятий и тем больше оснований отнести эти предприятия к одной отрасли. Если объемная перекрестная эластичность высока, взаимозависимость продавцов значительна, каждый из них не может игнорировать реакцию других на свое поведения, даже если предлагаемые товары неоднородны. Исходя из этого, к одной отрасли (по характеристике рыночной ситуации) относят предприятия, предлагающие свои товары на одном единичном рынке, где высоки их ценовая и объемная перекрестная эластичности.

На практике для определения границ рынка часто используется оценка корреляции цен на товары во времени. Высокая положительная корреляция (близкий к 1 коэффициент корреляции) движения цен товаров в течение продолжительного времени свидетельствует о том, что товары являются близкими субститутами и образуют один единичный рынок, а предприятия, предлагающие услуги на этом рынке, образуют отрасль.

 

Прин Одним из двигателей развития экономики выступает рынок, под которым понимается форма взаимоотношений, связей между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами. Это совокупность экономических отношений между продавцами и покупателями.

Современные рынки можно классифицировать по следующим признакам:

∙ По общественному разделению труда (местный рынок, национальный, международный);

∙ По объектам рыночного хозяйства (рынок товаров, рынок услуг);

∙ По форме организации рыночного обмена (оптовый, розничный, экспортный, импортный);

∙ По видам конкуренции (рынок совершенной конкуренции, рынок несовершенной конкуренции).

Формирование рыночной модели хозяйствования в сфере сервиса началось в период качественных преобразований национальной экономики в 90-х годах ХХ века, когда был принят ряд законодательных и подзаконных актов, определяющих общие правовые, экономические и социальные основы перехода экономики страны к рыночным отношениям, а именно: Гражданский Кодекс РФ, законы “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР”, “О конкуренции и ограничении монополистический деятельности на товарных рынках”, “Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в РФ” и другие.

Приватизация в сфере сервиса привела к разукрупнению и переформированию значительного числа предприятий, ликвидации органов хозяйственного управления и регулирования деятельности предприятий бытового обслуживания, торговли и других отраслей сферы сервиса. В 97-98 годах возросло количество предприятий сферы услуг, осуществляющих предпринимательскую деятельность, под которой понимается “самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке”.

Понятие “рынок услуг” подразумевает экономические отношения, связанные с обменом услуг, в результате которых формируется спрос, предложение и цена.

Рынок услуг не похож на другие рынки главным образом по двум причинам:

∙услуга не существует до ее предоставления, что делает невозможным сравнение и оценку услуг до их получения. Сравнивать можно только ожидаемые выгоды и полученные;

∙услугам присуща высокая степень неопределенности, что ставит клиента в невыгодное положение, а продавцам затрудняет продвижение услуг на рынок.

Таким образом, отличия рынка услуг от рынка товаров вытекают из основных характеристик услуг, а именно: их неосязаемости, неотделимости, непостоянства качества и невозможности хранения. Неосязаемость услуг вызывает некоторую неопределенность, поскольку если свойства товара можно почувствовать, попробовать на вкус, услышать или уловить их запах до тех пор, пока они не будут приобретены, то об исходе оказанной услуги можно будет узнать только после ее получения. Для успешной продажи услуг потребуется умение “материализовать неосязаемое”, некоторые материальные доказательства и образы абстрактного торгового предложения. Неотделимость подразумевает, что в отличие от материальных товаров, которые производятся, хранятся на складах, распределяются через многочисленных посредников, услуги обычно предоставляются и потребляются одновременно. Так как потребитель (клиент) является непосредственным участником процесса обслуживания, взаимодействие продавца услуги и потребителя является отличительной характеристикой услуги. Непостоянство – следующая черта услуги – проявляется в различном качестве однотипных услуг, в зависимости от того, кто их предоставляет, когда и где. Несохраняемость проявляется в том, что если, например, самолет оторвался от земли или начался киносеанс, все не занятые места пропадают. Каждая характеристика услуги требует от продавца дополнительных усилий, стратегических приемов. Предприятия сервиса вынуждены искать способы сделать неосязаемое весомым, добиться роста производительности, повысить качество услуг, освоить методы регулирования предложения услуг в периоды повышения и спадов спроса. Таким образом, предприятия сферы обслуживания должны уделять серьезное внимание персоналу, наглядному подтверждению и способам оказания услуг. Так как большинство услуг предоставляется людьми, то важную роль для реализующего услуги предприятия сервиса играет отбор, обучение и мотивация персонала. Сервисные предприятия должны демонстрировать, подтверждать высокий уровень обслуживания, внимательное отношение к клиентам.

Выделяют экономические и социальные функции рынка услуг. К экономическим функциям следует отнести следующие:

∙ Обслуживание процесса производства материальных благ;

∙ воспроизводство рабочей силы;

∙ создание дополнительных материальных благ;

К социальным функциям относят следующие:

∙ удовлетворение потребностей населения в различных видах обслуживания;

∙ реализация высвободившегося свободного времени;

∙ обеспечение безопасности и нормального функционирования государства, охраны общественного порядка.

Под экономическими функциями рынка услуг понимается деятельность, направленная на создание дополнительных благ в форме материальных благ, а также деятельность, обслуживающая процесс материального производства и способствующая тем самым росту экономического потенциала общества.

Первой экономической функцией является обслуживание процесса производства материальных благ. Предполагается предоставление различных услуг сфере материального производства, которая нуждается в услугах транспорта и связи, юридических консультациях и услугах технического обслуживания оборудования.

Вторая функция, относящаяся к экономическим – воспроизводство рабочей силы – осуществляется посредством услуг, предоставляемых населению. К ним относятся услуги образовательных и просветительских заведений и т.д.

К третьей функции этой группы относят создание дополнительных материальных благ путем производства на заказ предметов длительного пользования или путем восстановления ранее утраченных ими потребительских свойств. Эту функцию выполняют предприятия службы быта.

Социальные функции включают, во-первых, удовлетворение потребностей населения в различных видах обслуживания.

Рациональное использование высвобождающегося свободного времени реализуется с помощью услуг культурно-зрелищных учреждений.

Следующая социальная функция относится к обществу в целом и заключается в обеспечении безопасности и нормального функционирования государства, охране общественного порядка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 5152; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.