Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознание и бессознательное




Сознание – это высшая, свойственная только человеку форма обобщенного отражения объективных учтойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Возникновение и развитие человеческого сознания в филогенезе обусловлено не только биологическими, но в первую очередь и социально-историческими факторами. Биологические факторы – определенные анатомо-физиологические особенности строения организма предчеловека – создали лишь возможность для появления человеческого сознания. А превратится ли возможность в действительность зависит от множества условий. Здесь следует особо подчеркнуть факторы социальной активности, определяющие возникновение и развитие сознания человека. К таким основным социальным факторам относятся: изобретение орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры, возникновение языка, речи и других знаковых систем.

Давая характеристику выше перечисленным факторам, необходимо показать, что решающим условием, благодаря которому возникло человеческое сознание, явился труд. Трудовая деятельность, в каких бы формах она ни совершалась, играет решающую роль в развитии и формировании психических свойств человеческой личности.

Характеристику исторического развития сознания следует завершить раскрытием качественных особенностей сознания человека, обратив внимание на следующие его свойства:

1) познание,

2) построение отношений к миру, к людям,

3) переживание.

Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

Выделяют два слоя сознания (В.П.Зинченко):

1. Бытийное сознание (сознание для бытия, куда входят: биологические свойства движений; опыт действий; чувственные образы).

2. Рефлективное сознание (сознание для сознания, куда входят: значение, смысл).

Отличительные особенности сознания:

Выясняя, в чем конкретно проявляется активность сознания, следует отметить его способность намечать цели деятельности, планировать ее и тем самым предвидеть будущее. Возможность же предвидеть будущее позволяет человеку активно воздействовать на социальную и природную действительность, творить новое.

Первичный акт сознания: это идентификация (человек пытается поставить себя на место другого, уподобиться другому).

Вторая отличительная особенность сознанияпознание окружающего мира, формирование отношений к окружающей среде, к другим людям.

Важной отличительной особенностью человеческого сознания является самосознание – познание других психических явлений (мышление, память и др.), самого себя. Человек производит сознательную оценку межличностных отношений, самооценку своих поступков и себя самого в целом, формирует образ собственного «Я» поэтому центром сознания является: сознание собственного «Я», т.е. самосознание.

Критерии самосознания:

1) выделение себя из среды,

2) осознание своей активности (я управляю собой),

3) осознание себя «через другого»,

4) моральная оценка себя.

Наиболее известная в современной науке модель структуры самосознания предложена К.Г.Юнгом:

- основана на противопосталвении осознаваемых и неосознаваемых элементов человеческой психики,

- в основе модели архетип «самость» (осознаваемых и неосознаваемых), «Я знаю себя», «Я ненавижу себя», «Я чувствую, что устал».

Сознание:

1) рождается в бытии,

2) отражает бытие,

3) творит бытие.

Функции сознания:

отражательная, порождающая (творчески креативная), регулятивно-оценочная, рефлексивная – основная функция характеризует сущность сознания.

8 этап развития психики - бессознательное – непременная составная часть психической деятельности каждого человека.

Многие знания, отношения, переживания, составляющие внутренний мир каждого человека, не осознаются им.

Бессознательное. Большой вклад в разработку бессознательного внес З.Фрейд. Кроме сознания или осознаваемых психических явлений у человека есть то, что назывантся бессознательным. Бессознательное – непременная составная часть психической деятельности каждого человека. Первое упоминание обессознатнльном встречается у Платона. Бессознательное представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях.

Современные представления о феноменологии бессознательного позволяют раскрыть следующие положения.

В зоне ясного сознания находит свое отражение лишь малая часть всех одновременно поступающих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Как пишет Р.М.Грановская, сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением.Остальные сигналы также ипользуются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. С т.з.современного понимания сознание и бессознательное работают в режиме гармоничного единства. Когда перед нами возникают обстоятельства, затрудняющие выбор стратегии поведения или требующие нвого способа решения, эти обстоятельства попадают в зону ясного сознания. Но как только решение принято, стратегия найдена,управление поведением передается в сферу бессознательного, а сознание освобождается для решения вновь возникающих затруднений. Хотя каждый момент лишь малая часть всех процессов регулируется осознанно, сознание может оказывать определенное внимание и на неосознаваемые процессы.Бессознательное объединяет все те факторы, которые воздействуютна регуляциюповедения, протекающего без непосредственного участия сознания.

Бессознательная память (ни один человек не в состоянии точно сказать, что на самом деле хранится в его долговременной памяти) человеку не дано знать о том, что хранит и передает по наследству его генетическая память.

Бессознательное воображение (галлюцинации, сноведения). Содержание сноведений, по Фрейду связано с бессознательными желаниями, намерениями, неудовлетворенными, но важными потребностями. Это всегда скрытые бессознательные намерения и цели

Бессознательное мышление (то, что приводит к неожиданным выводам и открытиям).

Бессознательное проявляется в оговорках (искажение смысла и звуковой основы слов), забываниях имен (происходит помимо воли говорящего).

Фрейд противопоставил бессознательную и сознательную регуляцию поведения друг другу. Представил в своих работах сознание и бессознательное как противоположные, несовместимые друг с другом части психики человека.

Бессознательное есть не что иное, как общественное бытие.

Многие исследователи считают, что бессознательное нельзя считать низшим уровнем психики, ибо это специфически человеческое психическое явление, которое детерминировано общественными условиями сознания человека и неразрывно с ним связано.

А.В.Петровский в структуре сознания выделяет следующие четыре основных характиристики [91, с.45].

1. Сознаие есть совокупность знаний об окружающем мире. В структуру сознания входят все познавательные процессы.

2. Закрепление в сознании различий субъекта и объекта. В истории органического мира только человек выделяет и противопоставляет себя окружающему.

3. обеспечение целеполагающей деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.