Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коллегиальные органы управления




Основные признаки общественного управления.

Проблемы создания государственно-общественной системы управления образованием.

Теория научного управления образовательной системой развивается как самостоятельная отрасль знания. Обзор научно-педагогической литературы, посвященной вопросам управления образованием, позволяет установить, что над проблемой работали многие авторы, в том числе: Г.Г.Габдуллин, Ю.А.Конаржевский, В.С.Лазарев, М.М.Поташник, П.И.Третьяков, Т.И.Шамова и др., которые разработали механизм управления образовательными системами, представляющий собой совокупность закономерностей и принципов, а также применяемых на их основе форм и методов взаимодействия объекта и субъекта управления в конкретных условиях.

Система образования является разновидностью социальной системы:

- с одной стороны, она обозначает определенную целостность, упорядоченность и взаимную связь разных частей структуры образования;

- с другой стороны, это понятие включает и совокупность общественных отношений, складывающихся в системе образования.

Следует отметить, что в современной России функционируют образовательные системы разных уровней – федеральная система образования, системы образования субъектов РФ, муниципальные системы образования и образовательные системы учебных заведений.

Государственно-общественного управления образованием состоит:

1) объединение усилий государства и общества в решении проблем образования;

2) предоставление педагогам, учащимся, родителя больше прав и свобод в выборе содержания, форм, и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений.

Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят родители, представители общественности, представители педагогического и ученического коллективов.

Следует отметить, что функции и содержание работы коллегиальных органов управления определяются типовым положением об общеобразовательном учреждении.

Высшим руководящим органом учебного заведения является конференция, которая имеет широкие полномочия:

- на конференции принимается Устав учебного заведения;

- избирается Совет образовательного учреждения, Управляющий совет образовательного учреждения.

Совет образовательного учреждения утверждает основные направления развития, пути повышения качества образования, определяет язык обучения, организует выполнение решений конференций, обеспечивает социальную защиту учащихся при рассмотрении в государственных и общественных органах вопросов, затрагивающих интересы учащихся, заслушивает отчеты о работе руководителя учебного заведения, его заместителей, отдельных педагогов.

Управляющий совет учебного заведения как принципиально новый орган государственно-общественного управления наделен полномочиями в определении путей развития образовательного учреждения. Совет утверждает программу развития образовательного учреждения, утверждает внесение изменений и дополнений в Устав. В организации образовательного процесса Совет согласовывает школьный компонент государственного образовательного стандарта общего образования; выбор учебников, принятие программы общественно полезной и досуговой деятельности обучающихся. В вопросах функционирования образовательного учреждения устанавливает режим занятий обучающихся (продолжительность учебной недели, время начала и окончания занятий). В вопросах взаимоотношений участников образовательного процесса рассматривает жалобы и заявления обучающихся, их родителей (законных представителей) и принимает по ним решения; и т.д.

Одним из важнейших показателей усиления общественного характера управления образованием является диверсификация образовательных учреждений, т.е. одновременное развитие различных типов учебных заведений – гимназий, лицеев, колледжей, школ, классов с углубленным изучением отдельных предметов – как государственных, так и негосударственных.

Педагогический совет учебного заведения как коллегиальный орган разрабатывает, обсуждает и принимает программы, проекты и планы развития образовательного учреждения. А также выполняет подготовку к реализации крупных педагогических инициатив; изучает, обобщает инновационно-педагогическую деятельность педагогов. Педагогический совет разрабатывает практические решения, направленные на реализацию задач образовательного учреждения; дает анализ деятельности всех участников педагогического процесса и всех образовательных служб. Компетенцией педагогического совета является заслушивание годовых отчетов администрации, в том числе и по финансово-хозяйственной деятельности; изучение российских и зарубежных научно-педагогических достижений.

Основные признаки государственного характера управления:

- прежде всего, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в законе РФ «Об образовании», в редакции, введенной в действие в 1996 г.;

- в соответствии Законом сфера образования в РФ провозглашается приоритетной, т.е. успехи России в социально-экономической, политической, международной сферах связываются с успехами в системе образования;

- приоритетность сферы образования предполагает также первостепенное решение материальных, финансовых проблем системы образования.

Организационной основой государственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования, принимаемая высшим органом законодательной власти России – Федеральным Собранием на определенный промежуток времени. Федеральная программа является организационно-управленческим проектом, содержание которого определяется как общими принципами государственной политики в сфере образования, так и объективными данными результатов проведенного анализа состояния, тенденций и перспектив развития образования.

Программа содержит три основных раздела:

- аналитический, освещающее состояние и тенденции развития образования;

- концептуальный, излагающий основные цели, задачи, этапы программной деятельности;

- организационный, определяющий основные мероприятия и критерии их эффективности.

Государственный характер управления образованием проявляется также в соблюдении органами управления государственных гарантий прав граждан России на образование независимо от национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.