КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Создание личностно-развивающей ситуации
(по Е.А. Крюковой[37])
При проектировании ситуации необходимо учитывать «координаты пространства личности»: - деятельность человека; - культура как система значений, программ, образцов, норм, правил; - смыслы как динамические системы сознания, несущие пристрастное отношение человека к действительности. Функции личностно-развивающей ситуации: 1) побудительная, т.е. обеспечивающая выработку и принятие целей предстоящей деятельности; 2) активизирующая, стимулирующая развитие личности ученика; 3) смыслообразующая, преобразующая объективное значение в личностный смысл через оценивание, означивание, осмысливание, рефлексию; 4) динамическая, регулирующая темп, направленность, время процесса развития личности.
В структуре личностно развивающей ситуации можно выделить следующие объекты: - педагог – носитель личностного опыта; - ученик, испытывающий потребность в личностном саморазвитии; - личностно значимая проблема, фрагмент жизнедеятельности, при исполнении которой востребуются личностные функции ученика - смыслотворчество, рефлексия, ответственность, свобода выбора. автономность и прочее; - процессуальные компоненты ситуации – контекстные задачи, система диалогов, игровая имитация социального пространства.
Содержательные основы личностно утверждающей ситуации (по В.В. Серикову[38]) Личностный подход в образовании расширяет сферу творческого избирательного (не нормированного извне) усвоения материала. Понятие «нравственная норма» как элемент личностного сознания условно, ибо категории честности, справедливости, ответственности, доброты и прочие ничего не нормируют, оставляя человеку возможность самому найти способ нравственного самовыражения. В этом коренное отличие нравственного «правила» от «правила левого винта».
Нравственное начало в обучении – это то, что противостоит его «попредметной специализации»[39], так как нравственное отношение к миру не зависит от природы познаваемого объекта, оно связывает все области человеческих исканий сильнее, чем любые межпредметные связи. Есть только один способ реализовать личностный подход в обучении – сделать обучение сферой самоутверждения личности. Личностно утверждающая ситуация – это та, которая актуализирует силы ее саморазвития.
Что именно станет такой ситуацией для конкретного субъекта, что будут «вычерпывать» из учебного процесса силы его саморазвития, однозначно предсказать нельзя, хотя в самом общем виде можно предположить, что личностно утверждающая ситуация (в данном случае неважно, создается она в обучении или в какой-либо другой сфере развития личности) может содержать в своей основе: • нравственный выбор; • самостоятельную постановку цели и ее достижение под контролем собственного сознания и воли; • реализацию роли соавтора учебного процесса; • препятствие, требующее проявления воли и переживания радости собственного открытия; • ощущение собственной значимости для других людей; • самоанализ и самооценку своих достижений; • отказ от своих прежних воззрений и принятие новых ценностей; • осознание своей ответственности за явления природной и социальной действительности. Конечно, воспитательное воздействие, отвечающее этим критериям, … должно реализовываться всеми возможными средствами, имеющимися в распоряжении педагога, включая и его собственную личность, его собственный нравственный опыт. «Отступление» от материала урока в сферу личностных ценностей и переживаний не есть именно отступление, а скорее, придание учебному процессу подлинной диалектичности. … Вообще, здесь нет особой новации: любые педагогические успехи обусловлены актуализацией сил учителя и учащихся.
Личностная ситуация на уроке – результат сложного взаимодействия его субъектов и объективно заданного содержания. При этом материал как бы определяет сферу творческого поиска и самовыражения участников учебного процесса, а те, в свою очередь, неизбежно реконструируют это содержание, извлекают из него актуальные жизненные смыслы.
Приложение 10.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 717; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |