Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная ситуация развития, основные психологические новообразования




В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает взаимоотношения с миром взрослых людей. Взрослый выступает как носитель информации, а также как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый – папа, шофер, доктор и т.д.). противоречие этой социальной ситуации в том, что ребенок является членом общества, но жизнь его проходит в условиях опосредованной (через взрослого), а не прямой связи с миром. Данное противоречие разрешается в игре как ведущей деятельности.

На первых этапах игровая деятельность носит характер подражания действиям взрослого человека, никак не связанного с конкретной ситуацией, т.е. основным содержанием игры является манипулирование предметами мира взрослых людей. Позднее игровая деятельность все больше получает социальную направленность: ребенок приобретает опыт социального поведения, пытаясь в игре «примерить» на себя ту или иную социальную роль.

В период дошкольного детства игра становится ведущей деятельностью не потому, что ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. В игре дети получают опыт взаимодействия со «взрослым» миром предметов, усваивают нормы и правила социального поведения. В ролевой игре дети удовлетворяют свое стремление «быть взрослыми» и в особой игровой форме воспроизводят взаимоотношения и трудовую деятельность взрослых людей

В игре существует два вида взаимоотношений – игровые и реальные. Игровые – это отношения по сюжету и взятой на себя роли. Реальные – это взаимоотношения детей как товарищей, партнеров, выполняющих общее дело. Дети договариваются о сюжете, распределяют роли, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения. Складываются определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение. Дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого.

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка, складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.

Также игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержание разыгрываемых действий и сюжетов. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждают ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

В игровой деятельности ребенок учится замещать одни предметы другими, брать на себя различные игровые роли. Все это способствует развитию воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы-заместители и некоторые игровые действия. Дети научаются отождествлять предметы и действовать с ними, создавать новые ситуации во внутреннем плане.

Опыт игровых и реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхищать их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение.

Через игру ребенок знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней он приобретает основные навыки общения, качества необходимые для установления контакта со сверстниками. Игра заставляет подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли и способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Формирование произвольности поведения определяет ведущее новообразование дошкольного возраста – соподчинение мотивов. В дошкольном возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным ожиданиям самого ребенка. Благодаря этому формируются такие качества личности как настойчивость, умение преодолевать трудности, возникает чувство долга по отношению к другим людям.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.