Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности когнитивного развития




В дошкольном возрасте происходит дальнейшее бурное развитие всех познавательных психических процессов. К познавательным процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущения, восприятие, представления, память, воображение, мышление, речь. На первых этапах этого возрастного периода преобладает развитие психических процессов, связанных с приобретением индивидом чувственного опыта.

На первых этапах рассматриваемого возрастного периода в психике ребенка доминируют психические процессы, связанные с приобретением чувственного опыта. К этой категории познавательных процессов относятся ощущение и восприятие.

Ощущение – отражение свойств предметного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств. Развитие ощущений ребенка обусловлено развитием у него психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербальных и т. д.).

Одновременно с развитием ощущений у детей в возрасте от 2 до 6 лет продолжается развитие восприятия.

Развитие восприятия в дошкольном возрасте протекает в форме процесса развития и формирования перцептивных действий, от конкретных манипуляций с предметами до интериоризации (переноса практических действий во внутренний план на психическом уровне). Ребенок вступает в дошкольный возраст, владея действиями восприятия сложившимися в раннем детстве, но они пока еще не совершенны. Об изменении действий восприятия на протяжении дошкольного возраста можно судить, наблюдая за тем, как дети разных возрастных групп знакомятся с предметами. На первых этапах ребенок пытается извлечь сведения не столько из восприятия, сколько из практических действий с предметом. В конце дошкольного возраста действия восприятия становятся более организованными и эффективными, чтобы дать сравнительно полное представление о предмете. В этот период складываются три основных вида действий восприятия: действия идентификации, действия отнесения к эталону, моделирующие действия. Действия идентификации выполняются в том случае, когда свойства воспринимаемого предмета полностью совпадают с эталоном, идентичным ему. Действия отнесения к эталону выполняются при частичном совпадении свойств предмета с эталоном, когда наряду с чертами сходства существуют некоторые черты отличия. Моделирующие действия выполняются при восприятии объектов со сложными свойствами, которые не могут быть определены при помощи одного эталона, а требуют одновременного использования двух или более эталонов. На протяжении дошкольного периода внешние ориентировочные действия, необходимые для применения сенсорных эталонов, интериоризируются. Эталоны начинают применяться без перемещения, совмещения, обведения контура предметов и других внешних приемов. Их заменяют движения рассматривающего предмет глаза или ощупывающей руки, выступающей теперь как инструмент восприятия.

Сенсорное развитие ребенка в период дошкольного детства является наиболее интенсивным, - в это время совершенствуется ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др. При восприятии музыки он учится следить за мелодией, выделять отношения звуков по высоте, улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи – слышать тонкие различия в произношении сходных звуков. Значительно совершенствуется у детей умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющий их промежуток времени. Уже в раннем детстве у ребенка накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов. Отдельные представления начинают играть роль образцов, с которыми ребенок сравнивает свойства новых предметов в процессе их восприятия. В этом возрасте происходит переход от применения таких предметных образов, являющихся результатом обобщения собственного сенсорного опыта ребенка, к использованию общепринятых сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны – это выработанные человечеством представления об основных разновидностях свойств и отношений.

Следующим этапом развития когнитивных процессов становятся изменения в развитии высших психических процессов. У ребенка начинают значительно развиваться произвольная память, речь, мышление, внимание, представления и воображение.

Развитие произвольной памяти протекает в этом возрасте на фоне феномена амнезии детства (феномен амнезии детства – феномен психики взрослого человека, который заключается в том, что человек не помнит события первых 3-4 лет), который свидетельствует о том, что на рубеже 3-4 лет происходит переход от младенческой к взрослой организации памяти. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольника носит в основном непроизвольный характер. У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение - основная работа памяти. Произвольные формы памяти запоминания и воспроизведения начинают складываться в возрасте 4-5 лет. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли. В процессе развития ребенок начинает выделять задачу запомнить и припомнить, еще не владея необходимыми приемами. Приемы запоминания и припоминания ребенок не изобретает сам, их, в той или иной форме, ему подсказывают взрослые. В результате дети осознают необходимость специальных действий запоминания, овладевают умением использовать для этого вспомогательные средства. Памяти в дошкольном детстве отводится доминирующая роль.

Мышление. Основы развития мышления закладываются в раннем детстве: при решении задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями, ребенок постепенно переходит от внешних ориентировочных действий к мыслительным операциям, используя образы. На основе наглядно-действенной формы мышления, которая является основной в этом возрасте, начинает складываться наглядно- образная форма мышления. Дети становятся способными к первым обобщениям, основанным на опыте их практической деятельности и закрепляющимся в слове.

В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, продуктивной деятельности при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их. По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения явления окружающего мира.

От выяснения наиболее простых, прозрачных, лежащих на поверхности связей и отношений вещей дошкольники постепенно переходят к пониманию более сложных зависимостей (причинно-следственные связи). К концу дошкольного возраста дети начинают решать довольно сложные задачи, требующие понимания некоторых физических и других связей и отношений, умея использовать знания об этих связях и отношениях в новых условиях.

Основу для развития мышления составляют мыслительные действия. От того, какими мыслительными действиями владеет ребенок, зависит, какие знания он может усвоить и как он их сможет использовать. Овладение мыслительными действиями в дошкольном возрасте происходит их интериоризация, формирующиеся мыслительные действия принимают либо форму действия с образами, либо форму действия со знаками – словами, числами и др.

Внимание ребенка в период дошкольного детства отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиями.

В начале дошкольного возраста (2-3 года) у ребенка преобладает непроизвольное внимание, к 5-6 годам проявление внимания носит все более произвольный характер. Хотя дети и начинают овладевать непроизвольным вниманием, произвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго удерживать внимание. Эта особенность внимания является одним из оснований, по которым дошкольное обучение не может строиться, требующих постоянного напряжения внимания. Следует отметить, что, начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к 7 годам.

К концу дошкольного возраста у детей способность к произвольности внимания начинает интенсивно развиваться. В дальнейшем произвольное внимание становится непременным условием успешной организации учебной деятельности.

Речь у ребенка в этом возрасте развивается особенно бурно. К концу шестого года дети обычно полностью осваивают фонетику языка, их активный словарь составляет 2-3 тыс. слов.

Становясь более самостоятельным, дети дошкольного возраста выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Рост словарного запаса зависит непосредственно от условий жизни воспитания; индивидуальные особенности здесь наиболее заметны, чем в любой другой области психического развития.

В дошкольном возрасте речь выполняет несколько функций: коммуникативная, планирующая, знаковая, экспрессивная функции. Коммуникативная функция является основной, т.к. уже в раннем детстве ребенок пользуется речью как средством общения. Планирующая функция речи заключается в том, что на протяжении дошкольного возраста речь ребенка превращается в средство планирования и регуляции его практического поведения. Развитие речи как знаковой формы деятельности не может быть понято вне соотношения с развитием других знаковых форм. В игре ребенок открывает знаковый смысл предметов-заместителей, а в рисовании – знаковый смысл графических построений. Генетически самая древняя функция, присущая всем высокоорганизованным животным, - экспрессивная. Общаясь с другими людьми, ребенок в речи проявляет свое эмоциональное отношение к тому, о чем он стремиться рассказать, или к самим участникам общения. Экспрессивная функция пронизывает не только невербальные формы общения, но и влияет на построение речи ребенка.

Развитие представлений и воображения. Представления начинают играть исключительную роль в психической жизни ребенка-дошкольника. Ребенок в этом возрасте мыслит наглядно, образами. Память также в значительной степени строится на воспроизведении представлений, поэтому первые воспоминания у большинства детей носят характер картин, наглядных образов.

Одновременно с развитием представлений у ребенка происходит и развитие воображения. Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся понятий и представлений. Воображение ребенка складывается в игре. На первых этапах оно неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании, в сочинении сказок, стишков и т.д. произвольное воображение начинает формироваться тогда, когда ребенок начинает планировать свою деятельность, оригинальный замысел, ориентируется на результат. При этом ребенок пользуется непроизвольно возникающими образами. Сочиняемые детьми сказки, стихи и истории становятся достаточно последовательными и оригинальными, при этом часто доведенными до логического конца. Воображение в своем развитии переходит из непроизвольного в произвольное.

В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится управляемым. Формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого предмета, существа; образ действия существа или образ действия с предметом. Воображение приобретает самостоятельность, отделяясь от практической деятельности, начиная предварять ее, объединяясь с мышлением при решении познавательных задач.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.