Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция М. Портера




 

 

Попытку совместить элементы неоклассической теории и теории внешнеторговой деятельности фирм предпринял американский ис­следователь Майкл Портер. Он поставил перед собой задачу найти от­вет на вопрос: «Почему фирмы конкретных стран приобретают кон­курентные преимущества в отдельных отраслях?»

На основе исследований, проведенных в конце 80-х годов в деся­ти крупнейших промышленных странах, ученый разработал теорию «между­народ­ной конкурентоспособности наций».

По мнению М. Портера, главными параметрами, определяющими конкурентоспособность страны, а значит и развитие современной внешней торговли, являются:

1) факторные условия;

2) условия спроса;

3) близкие и обслуживающие отрасли;

4) стратегия фирмы и конкуренция.

Выступая сторонником неоклассической теории, М. Портер при­знает значимость факторных условий. Однако, в отличие от создате­лей этой теории, он считает, что эти факторы страной не наследу­ются, а создаются в процессе расширения производства.

Второй параметр – условия спроса – представляет собой требова­ния внутреннего рынка, определяющие развитие фирмы, взаимосвязь с потенциальным развитием мирового рынка. М. Портер утверждает, что требования внутреннего рынка являются важнейшими для воздействия на деятельность компании. Например, японцы, живущие в небольших комнатах, ориентировались на потребление дешевых энергосберегающих кондиционеров, которые стала выпускать японская промышленность. Впоследствии такие кондиционеры широко использовались во всем мире, что обеспечивало их экспорт японскими компаниями.

Третий параметр – близкие и обслуживающие отрасли – харак­теризует наличие эффективного производственного окружения, не­посредственно влияющего на деятельность фирмы. Итальянские фир­мы, производящие ювелирные изделия, процветают потому, что Италия выступает мировым лидером по производству машин для об­работки драгоценных камней и металлов.

Наконец четвертый параметр – стратегия фирмы и конкуренция – связан с фирменной стратегией и организационной структурой. При этом нельзя выделить какую-либо единую и универсальную си­стему управления, которая была бы одинаково применима для всех.

Итальянским фирмам, лидирующим в производстве мебели, светотехнических устройств, упаковочных машин, свойственны дина­мизм, отсутствие жестких форм управления, способность к быстрым изменениям. Для немецких фирм, специализирующихся в области производства оптики, точного машиностроения, типична жесткая си­стема централизованного управления.

По мнению М. Портера, очень важно присутствие конкурентов на внутреннем рынке. Ученый категорически отрицает потенциальную полезность концентрации производства на одной национальной фир­ме, защищенной государственной поддержкой. Большинство таких государственных фирм, считает Портер, отличается низкой эффек­тивностью, расточительным использованием природных ресурсов, низкой производительностью.

Большинство конкурентоспособных компаний действует одновре­менно, конкурируя в равных условиях. Острая конкуренция на внут­реннем рынке стимулирует выход фирмы за границу, способствует поиску внешних рынков. Внутренняя конкуренция не позволяет на­циональным фирмам, обвиняя в своих неудачах иностранцев, искать государственную поддержку. Вместе с тем, та же конкуренция на внутреннем рынке заставляет активно искать внешний сбыт при ус­ловии достаточной конкурентоспособности товара.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.