Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экспортный протекционизм




 

 

Ограничение внешней торговли с помощью таможенных барьеров может касаться как импорта, так и экспорта.

Экспортные барьеры представляют собой зеркальное отражение им­портных.

На рис. 8 изображены последствия налогообложения экспорта то­вара из страны при условии, что ее торговая политика не может по­влиять на уровень мировых цен на этот товар.

 

 

Эта диаграмма и выводы из нее аналогичны примеру с импорт­ным тарифом, приведенному на рис. 5.

Экспортный налог в размере 1 доллара за единицу товара делает его экспорт менее прибыльным, и производители возвращают часть товарной продукции на внутренний рынок. Это снижает уровень внутренних цен с 5 долларов (уровня мировых цен) до 4 долларов за единицу товара. В новых условиях равновесия производители пред­почтут перебросить часть ресурсов в какую-нибудь другую сферу; в то же время спрос отечественных потребителей на данный товар не­сколько возрастет.

Влияние налогообложения экспорта на благосостояние нации лег­ко подсчитать.

Производители терпят убытки, получая только 4 доллара за еди­ницу товара вместо 5 долларов. Их потери в общей сложности состав­ляют область .

Потребители получают в результате снижения цен выигрыш в раз­мере области а.

Размер собираемых и распределяемых государством доходов от экспортных пошлин, соответствующих объему экспорта Х1, равен об­ласти с.

В целом страна теряет области b и d – потери экспортеров, не компенсируемые ничьим выигрышем.

Экспортирующая страна может использовать экспортные пошли­ны в своих интересах, если она обладает на мировом рынке моно­польной властью. Подобно оптимальному тарифу в условиях моно­полии страны на мировом рынке, можно найти и размер оптималь­ной экспортной пошлины. Ее величина будет прямо пропорциональ­на числу стран-импортеров, находящихся в зависимости от постав­ляемого на их внутренний рынок товара из рассматриваемой нами страны-экспортера. В основе политики налогообложения экспорта ча­сто лежит именно упование на монопольное положение страны на мировом рынке, вынуждающее зарубежные страны переплачивать за импортируемый товар.

На практике в отношении экспорта чаще используется не налогообложение, а политика субсидирования.

Использование этой политики представляется несколько парадоксаль­ным, потому что эти же самые страны в отношении импорта проводят политику ограничения. Субсидирование же экспорта одно­временно является и субсиди­рованием импорта. Это происходит из-за того, что экспортные субсидии способствуют повышению обмен­ного курса национальной валюты, а следова­тельно, удешевляют при­обретение иностранных товаров в данной стране.

Субсидирование экспорта идет вразрез с международными соглаше­ниями. Одно из положений ГАТТ оценивает экспортные субсидии как «нечестную конкуренцию» и разрешает импортирующим стра­нам принимать ответные меры путем взимания протекционистских «компенсационных пошлин».

Существует множество способов государственного субсидирования экспорта в обход требований ГАТТ.

1. Государство может использовать средства налогоплательщиков для предоставления низкопроцентных займов самим экспортерам или их иностранным клиентам.

2. Государство осуществляет непосредственные затраты по стимули­рованию сбыта экспортной продукции за рубежом, организуя рек­ламу и предоставляя дешевую информацию о конъюнктуре экспортно­го рынка.

3. Налоговая система предусматривает предоставление фирмам налоговых льгот в зависимости от объема производимых на экспорт то­варов и услуг.

В среднем экспортные субсидии невелики, но для отдельных то­варов, а также компаний они достигают очень больших размеров. В целом же эти субсидии в обрабатывающей промышленности разви­тых стран не выходят за пределы 1% стоимости экспорта. Наиболь­шими в процентном отношении субсидиями пользуется сельскохозяй­ственная продукция.

Несмотря на осуждение со стороны ГАТТ, экспортные субсидии имеют широкое распространение. Конечным результатом субсидиро­вания экспорта является излишний рост торговли. Это приносит вред как субсидирующему государству, так и всей мировой экономике.

Компенсационные импортные пошлины, направленные против субсидируемого экспорта и санкционированные ГАТТ, приносят убыт­ки стране, их учреждающей. Однако в целом для мирового хозяйства они выигрышны, поскольку нейтрализуют экспортные субсидии. Комбинация экспортных субсидий и компенсационных пошлин ос­тавляет совокупное благосостояние в мире без изменения. При этом налогоплательщики страны, субсидирующей экспорт, неявно допла­чивают налогоплательщикам импорти­рующей страны.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.