Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Д. Дени Дидро




Г. Поль Анри Гольбах

В. Иоганн Готфрид Гердер

Б. Жульен офре де Ламетри

А. Франсуа Мари Вольтер

 

 

Тема IV. Немецкая классическая философия

 

В данной теме для самостоятельного изучения выделяются философия Фихте и Шеллинга. Наш выбор обусловлен необходимостью рассмотреть учения Канта и Гегеля как своеобразны вершины в рамках немецкой классической философии. Учения Фихте и Шеллинга занимают промежуточное положение между построениями Канта и Гегеля, развивая определенные элементы диалектики на пути к системе объективно-идеалистической диалектики великого немецкого рационалиста. В библиотеке НА МВД России имеется работа А.В. Гулыги "Немецкая классическая философия" М., 1986. К ней необходимо обратиться при подготовке к экзамену.

Рассматривая философию Иогана Готлиба Фихте (1762-1814) необходимо иметь ввиду, что он исходил из кантовского этического ригоризма и активизма. Свою философию он называет "наукоучением". По мнению Фихте, Кант допускает существование "вещи в себе" для объяснения нашего опыта, но природу этого опыта он объясняет совсем иначе, выводя из априорных форм мышления. Таким образом, "вещь в себе" - "полная химера", ее надо отбросить. Фихте стремится абсолютизировать свободу "Я" и кладет этот постулат в основу своей философии. Наукоучение призвано решить проблему получения истинного знания. Этого можно добиться, по мнению Фихте, если найти одно достоверное положение, которое придаст достоверность другим положениям. Найти его мыслителю не удалось, но в процессе разработки получения научного знания, подводится теоретическое основание под доказательство существования свободы.

Данный подход, характерный вообще для всей немецкой классической философии, определяется у Фихте в рамках философской системы, выражающейся в весьма оригинальной форме. За первооснову мыслитель берет некий абсолютный субъект, сверхсознание, абсолютное "Я". Оно обладает самостоятельной активностью, творящей весь мир, в том числе и отдельное эмпирическое "Я". Таким образом “Я” полагает "не-Я". Данное "не-Я" отождествляется с природой, материей.

Как видим, философия Фихте, представляет субъективный идеализм. По выражению Б. Рассела, мыслитель "довел субъективизм до степени, которая, по-видимому, граничила с безумием". Однако она интересна не столько своей формой, сколько содержанием, заложенным в философской системе И. Г. Фихте. Это содержание характеризуется гуманистической направленностью, ориентирует на достижение самостоятельной творческой волевой активности индивида.

Фридрих Вильгельм Иозеф Шеллинг (1775-1854) пытался преодолеть философию Канта иным путём. Он выступает одним из основателей т. н. "философии тождества". С его очки зрения преодолеть кантовский пессимизм в теории познания можно, если утвердить основу, "момент" бытия, где субъект и объект непосредственно совпадают. Такую точку бытия он находит в самосознании. Именно в акте самосознания, когда мысль мыслит о самой себе, мы находим единство, тождество объекта (мысль) и субъекта (мыслящая мысль). Так был сформулирован основной постулат философии тождества.

Основанием мира у Шеллинга выступает абсолютный разум. Он в состоянии познать своё собственное содержание, т.е. сущность бытия. Это возможно, т. к. реальность выступает развёртыванием абсолюта из самого себя. Философия тождества объясняет этот механизм развёртывания объективного мира из самосознания. Шеллинг стремился найти философское обоснование многочисленным научным открытием конца XVIII – начала XIX века (исследования Гальвани, Вольта, изучение воздействуя магнетизма на живые организмы, теории формообразования живой природы, ее восхождения от низших форм к высшим и т. д.). Его философия в этой части фактически – натур философия. Основная ее ценность в диалектическом подходе. Шеллинг выдвинул предложение о единстве сил обусловивших взаимосвязи, характеризующие новые открытия в естествознании. Сущность вещи состоит в единстве противоположных деятельных сил, названном “полярностью” (в качестве примера приводился магнита, кислоты и щелочи в химических веществах и т. д.). “Полярность” немецкий мыслитель считал главным источником активности вещей.

Вся природа представлялась Шеллингу единым организмом. Мертвая природа – лишь “несозревшая разумность”, “жизнь”.Философ приближается к панпсихизмом – представлению о всеобщей одушевленности природы.

Важной частью философии Шеллинга является практическая философия. Главная ее проблема – проблема свободы. Решение этой проблемы в практической деятельности людей приводит к правовому строю. Создание правового строя в отдельном государстве должно сопровождаться аналогичными процессами в остальных государствах. Объединение государств в федерацию, позволяющую избежать военных конфликтов, трудная, но необходимая задача. В этой части мысль Шелллинга продолжает идеи И. Канта.

Важной для нас является попытка Шеллинга поставить проблему отчуждения в истории. В ходе рациональной деятельности человека возможно достижение совершенно непредполагаемых, зачастую противоположных результатов. Данные результаты ведут к порабощению свободы. Реальные результаты французской буржуазной революции явно противоречили провозглашенным идеалам. На данной базе, Шеллинг приходит к выводу, что в истории царствует произвол. Теоретические построения и реальная история полностью противоречат друг другу. В истории царит слепая необходимость, противостоящая целевым установкам индивидов. Формулировка проблемы исторической закономерности заслуживает большого внимания. Природа данной закономерности трактуется мыслителем в идеалистическом духе, как беспрерывное и постепенное осуществление “откровение абсолюта”.

Таким образом, Шеллинг в своём учении создаёт систему идеалистической диалектики. Его философия представляет пример рационалистического рассмотрения мира. Он оказал влияние на формирование философской системы Ф. В. Г. Гегеля. Познавательный оптимизм Шеллинга будет разделяться и другим представителем немецкой классической философии например Л. А. Фейербахом.

Следует, однако, иметь ввиду, что познание абсолюта достигается, по мысли Шеллинга, непосредственно, в ходе интеллектуального созерцания и в искусстве, которые мыслитель ставит в равное, а часто более высокое, положение по сравнению с философией. Данное отступление от рационализма, приводит Шеллинга в поздний период его творчества к глубокомысленной, труднодоступной мистике. Последний период творческой эволюции философа является темой для специального исследования и может быть проигнорирован при подготовке к экзамену. Необходимо уяснить основные элементы философии тождества, учитывая, что Шеллинг характеризуется постоянными изменениями в своих взглядах.

 

Литература:

Гайденко П.П. Философия Фихте и современность.- М., 1979.

*Гулыга А.В. Немецкая классическая философия.- М., 1986.

Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века.- М., 1989.

*Лазарев В.В. Шеллинг.- М., 1976.

 

 

Вопросы и задания для самоконтроля и самопроверки по теме IV

1. Сравните исходные положения философии Фихте и Шеллинга.

2. Какова основная задача “наукоучения” Фихте?

3. Определите основные этапы творческой эволюции Шеллинга.

4. В чем смысл и назначение “философии тождества”?

5. Какова основная заслуга философской системы Шеллинга?

7. Какое место занимает проблема “свободы” в философии Фихте?

8. Определите специфику политического и правового идеала Фихте.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.