Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архитектура императорского Рима. 2 страница




После многолетней гражданской войны, в процессе которой власть переходила то в руки боровшихся против сената крупных военных и политических деятелей Красса, Гнея Помпея, Юлия Цезаря, то сосредоточивалась в руках Юлия Цезаря, то после его убийства (в 44 г. до н. э.) вновь перешла к триумвирату, на этот раз состоявшему из Марка Антония, Октавиана и Элия Лепида, фактически единоличным правителем римского государства стал Октавиан (в 30 г. до н. э.,), а в 27 г. до н. э. сенат закрепил за ним верховную власть и преподнес ему почетный титул Августа.

Установленный в конце I в. до н.э. политический строй, получил название принципата (т. е. главенства в сенате), но фактически это была монархия, а так как Октавиан Август взял в свои руки и всю военную власть (империум), то он получил право называться императором.

Истощенное многолетними гражданскими войнами Римское государство требовало переустройства во всех областях, связанных с его управлением. Кроме того, ощущалась необходимость создания такого искусства, которое способно было бы отвечать новым политическим идеалам и новой великодержавной идеологии. Все эти злободневные задачи возникли в тот самый период, когда завершался многовековой процесс формирования самобытной римской культуры и искусства, до того времени развивавшихся под этрусским и греческим влияниями.

Понимая важность поставленных задач, Август начал свое правление значительными градостроительными преобразованиями. Например, расширив территорию города за счет предместий, садов и померия, заменил четыре Сервиевых района четырнадцатью. Расстояние между Форумом и внешними границами города приблизлось к 2,8 км.

Для обеспечения нужд города, Август начал преобразования, служащие созданию городского кадастра. В числе созданных общественных служб были городской гарнизон, призванный не только охранять Рим, но и бороться с пожарами, служба воды, занимавшаяся водообеспечением города и наблюдением за Тибром, который часто становился причиной наводнений, специальная служба для удаления нечистот. Сообщение улиц оставалось под наблюдением эдилов и одновременно вверялось предпринимателям, чьи владения располагались вдоль общественных дорог.

Впрочем, управление городом теперь прочно смыкалось с идеологией. Август, называвший себя еще принцепсом, всю жизнь стремился к репутации рачительного хозяина и мудрого политика. Он не только заботился о новых мостовых и крытых пешеходных переходах (в портиках и на императорском форуме), рынках и акведуках, фонтанах, улучшавших условия жизни, но и последовательно создавал впечатление, что после многочисленных гражданских войн, он является единственным гарантом мира в Риме. Вот почему такое большое внимание в его градостроительной политике уделялось сакральным центрам города: Марсову полю, Палатину и старым форумам, - император превращал древний хаос в эпос.

Август начал с реставрации самых древних и почитаемых храмов (около 80) и освящения нового форума, формально посвященного памяти его приемного отца Цезаря, но фактически предназначенного укрепить авторитет нового императора. Форум Августа был построен по соседству с форумом Цезаря, перпендикулярно к нему. Он представлял собою пространство размером приблизительно 50 х 100 м. В конце площади, согласно римской традиции, размещался храм. На месте, где было сожжено тело Цезаря, возвели храм Марса Ультора (Мстителя), позднее воплотившего синтез всей истории Рима. Августов Форум, закрытый с севера высокой стеной от плебейских кварталов Субуры, был окружен портиком и двумя экседрами, предназначенными для деятельности юристов.

Замкнув пространство площади стенами, вымостив ее мрамором и украсив дорогими породами камня и бронзой, Август создал новое полуинтерьерное - полугородское пространство, которое теперь было доступно далеко не каждому гражданину города.

Скульптура левой экседры выводила род Цезаря-Августа от самого Энея, изваяния правой экседры представляли великих участников римской истории, начиная с Ромула. Перед базиликой был сооружен портик в честь Гая и Луция, внуков Августа, а у каждого угла храма Цезаря установлены триумфальные арки, напоминающие о победе над Марком Антонием и Клеопатрой, и возвращении парфянами римских регалий, захваченных в 53 г. у Красса. Благодаря Августу триумфальные сооружения станут активными средствами императорской пропаганды, в конце века они покроются повествовательными рельефами.

Здесь, в присутствии своих предков, Август принимал иностранных послов, отсюда управляющие отправлялись в провинции. Форум Августа примыкал к форуму Цезаря. Август не смог сделать его больше и богаче, так как боялся скупкой земель навлечь на себя гнев горожан. Но неправильную линию задней стены форума, архитекторы попробовали сгладить, придвинув храм к задней стене, и неоднократно повторив криволинейные очертания в плане форума. Апсидой заканчивался храм. Полуциркульными углублениями – экседрами заканчивались портики. Каждая экседра отделялась столбами, чередующимися с колоннами, от портика, к которому она примыкала. Никогда прежде не использовались так системно, целостно криволинейные очертания частей плана, как в композиции экседр и апсиды форума Августа. Все его архитектурное оформление выделяло переднюю сторону храма, служащую входом в завершенное апсидой внутреннее помещение: строгий храм, выступающий из глубины вытянутого в длину двора состредотачивал на себе внимание зрителя, тогда как боковые апсиды создавая поперечную ось, еще раз акцентировали взгляды на фасаде.

Август превратил все символически значимые места города в официальные кварталы императорской славы. Так, жилище принцепса, второго Ромула, было возведено на Палатине, на месте архаического Рима. Это место, где отныне переплетались судьбы императора и государства, становилось, в свою очередь, центром города, и центр возвращался к истокам. Здесь же был разбит сад, в котором размещались покои жены правителя – Ливии. На Капитолийском холме, на месте более древних сооружений им были построены храмы Юпитера и Аполлона. Возвращение мира было отмечено в 28 г.до н.э. символическим закрытием дверей Януса, а в 9 г.до н.э. освящением на Марсовом поле Алтаря Мира, где праздновался конец битв в Галлии и Испании.

Рис. 150. Алтарь Мира в Риме.

Алтарь Мира – памятник воссоединения сторонников нового режима и потерпевших поражение республиканцев, представлял собой самостоятельное здание без крыши, ограждавшее жертвенник. Украшавшие ограду рельефы были разделены на два яруса фризом с меандровым орнаментом (ленточный орнамент, как правило, с изломанной под прямым углом линией). Нижний - изображал застилающие все поле стебли, листья и завитки Древа Жизни с птичками и разной живностью на нем: верхний представлял торжественное шествие, включавшее членов императорского дома.

 

151-152. Мавзолей Августа. Реконструкция и современный вид.

К северу от Марсова поля в 28 г. до н.э. Август по примеру Мавзолея в Галикарнасе построил усыпальницу для себя и своей жены. Огромный искусственный холм диаметром около 90 м, только внизу обрамленный стенами, оберегавший покой императора, чем-то напоминал этрусский курган, чем-то могилу Александра, устремляясь в будущее, к Пантеону. Внутри мавзолей имел погребальные камеры с урнами. Коническая насыпь со всех сторон была обсажена деревьями, а наверху стояла статуя Августа. Портик, пристроенный к холму, указывал на внутреннее пространство мавзолея, а наружная масса сильно вытянутая по вертикали создавала впечатление величественной монументальности. Мавзолей имел цилиндическое основание, облицованное блоками травертина и вход в центральной части, к которому вел короткий ряд ступеней. О популярности предложенной императором формы гробницы свидетельтствуют ее многочисленные имитации, вдоль дорог в это время возводилось множество циркульных гробниц, например, таких как гробница Марка Валерия Мессалы Корвина на Аппиевой дороге, сегодня известная, как ротонда Цецилии Метеллы.

Совсем рядом с мавзолеем в 10 г. до н.э. установили солнечные часы, показывавшие положение Солнца и звезд в соответствии с римским годовым циклом. 123 сентября гномон часов, представляющий 30-метровый египетский обелиск, указывал своей тенью в центр Алтаря Мира, нескромно намекая на то, что отныне Август – центр космоса, он родился, чтобы принести миру мир. В гражданском календаре время обретало ритм согласно культовым императорским праздникам, мавзолею и часам, установившим в Риме августовское время. В то же время, поддерживая свой авторитет, первый император твердо ориентировал урбанизм в направлении созидания престижного общественного пространства: ни политические здания, ни жилые не были для него приоритетными. Регламентируя в городе строительство жилья, он ограничивал высоту домов, стоявших вдоль улицы (не более 70 римских футов – 20,72 м) и требовал устройства в первых этажах открытых галерей, где можно было бы размещать таверны, лавки и мастерские.Важным принципом было изменение материала: «Я принял столицу кирпичной, а оставляю мраморной», говорил император.

Большое внимание уделялось противопожарному состоянию Рима. Август настоятельно советовал использовать вьющиеся растения в качестве огнезащитного средства, и издал указ, запрещавший возводить в Риме жилые дома выше 70 футов (21 м).

Подарив городу театры, термы, библиотеки, сады, Август подарил народу искусство досуга, которым до сих пор наслаждались на своих виллах только правящие классы. Большое внимание уделял благоустройству.

Античные писатели, характеризуя эпоху Августа, называли множество храмов, театров, водопроводов, построенных членами императорской фамилии и его приближенными, а также им самим.

При Августе водообеспечением занимался его зять и друг, полководец Марк Випсаний Агриппа, который за время своего избрания в эдилы с 33 по 19 г. переоборудовал систему сточных канав и реставрировал клоаку Максима, отремонтировал древние водопроводы Аква Аппиа, Анио Ветус, Аква Анция и Аква Тепула, провел новые водопроводы Аква Юлия и Аква Вирго, обустраивал берега Тибра, увеличил число общественных фонтанов и возвел на Марсовом поле общественные бани, снабжавшиеся водой из акведука Аква Вирго. Эти новые бани, окруженные парком, искусственным озером и каналом, впадающим в Тибр, снабженные спортивными площадками и постройками, предназначенными для досуга и произведений искусства, - стали первым комплексом, который под названием термы навсегда будет связан с удовольствиями, получаемыми от бань и спортивных занятий.

В эпоху империи 11 акведуков доставляли в город 760 млн. литров чистой питьевой воды. Только один из желобов Рима позволял давать 180 млн л воды в день. Желобы делали открытыми и закрытыми, но если подземный водопровод оставался неудобным для устранения неисправностей и заторов, то открытые акведуки открывали множество дополнительных преимуществ. Изучая один из самых высоких водопроводов Рима – акведук Пон дю гар в Ниме, - исследователи обнаружили, что для нужд города был выбран один из самых далеких и труднодоступных источников.

Это сооружение достигает 275 м в длину, 48,75 м в высоту; 3 этажа и 64 арки (пролет наибольшей арки составляет огромную для того времени величину — 24,5 м.)позволяя причислить его к шедеврам античной архитектуры, хотя для римлян это был всего лишь водопровод через реку Гордон.

Для поддержания римского уровня комфорта и гигиены в провинциальном Немузе (современный Ним), Агриппа обеспечил здесь постоянный и обильный приток чистой воды из источника, обнаруженного в 20 км от города. Однако от реки, находившейся на 17 м выше уровня Нима, пришлось проложить 50-километровую каменную трассу через горные выступы и глубокую долину реки Гордон. Чтобы обеспечить уклон акведука для постоянного тока воды и обойти впадины и ущелья использовались ряды арочных стоек. По выложенным каменным желобам вода направлялась в напорные емкости, что позволяло регулировать ее уровень. Тяжелые каменные мосты защищали систему от размывов даже во время паводков. По мере необходимости каналы углубляли в землю или прокладывали туннели сквозь горную породу.

 

 

153. Акведук Понт дю Гар. Водовод.

 

 

154. Понт дю Гар. Акведук через реку Гордон в Ниме.

При строительстве 64 дуг для создания прочности архитекторы по-разному обыграли диаметр опор: он уменьшается на нижнем ярусе, при приближении к побережью, а расстояние между опорами колеблется от 15 до более 24 метров, в то время как на верхнем ярусе при разнящейся ширине колонн все своды имеют равную ширину. Через линию аркад, расположенных наверху проходит собственно 275 метровый водоканал. Покрыв его оштукатуренной и каменной кладкой снаружи, для внутренней части римляне разработали водостойкий бетон. Первоначально гидродинамическая труба, проведенная в центре системы, состояла из известняка, смешанного с песком, водой и каменной крошкой. Последним штрихом служил герметизирующий раствор, основой для которого могла служить известь, гашенная вином. Некоторые ученые предполагают, что здесь могли также содержаться свиной жир и винные ягоды. Один из желобов в римском акведуке был облицован смесью извести с терракотой, так что водонепроницаемые растворы могли быть разными и, несомненно, считались профессиональным секретом римских инженеров.

К сожалению, при расчете высоты закладки водопровода римский архитектор ошибся. Из-за небольшого уклона на мосту давление воды повышалось, и поток воды переливался через края. Строителям не оставалось ничего другого, как поднять свой акведук на 46 см.Тем не менее, простота форм, гармония соотношений, ясность тектоники, крупность масштаба и выразительная фактура лишь подчеркнули монументально-изысканную красоту композиции, достигнутую исключительно при помощи конструктивных форм.

Большая часть водопровода проходила под землей. Две трети этой системы закапывалось или проводилось через длинные туннели, пробитые в горной породе. Воде требовалось от 24 до 30 часов, чтобы пройти весь 50-километровый путь от источника до своей конечной цели.

Разветвленная система трубопровода опутывала весь город, снабжая проточной водой колодцы, бани, уборные, а также множество частных домов. Акведук завершался водораспределителем, расположенным над городом. От распределителя в свою очередь отходили основные линии трубопровода. Три сточных трубы составляли городскую систему канализации. Ежедневно жители Римской империи потребляли до 400 литров воды на человека. Это в два раза больше, чем потребляем сегодня мы, живя в больших индустриальных городах.

При императорах было построено девять акведуков, считая лишь самостоятельные трассы, с опорами, построенными из обожженного кирпича. В результате в городе было такое количество великолепной воды, что почти каждый дом имел свой водоем, не говоря об общественных резервуарах и термах. Самый большой акведук античной эпохи - акведук Клавдия – питал водой даже загородные виллы.

Вслед за Римом акведуки начали строить почти по всей Италии и в провинциях, особенно западных - Галлии, Испании. Их стройные аркады стали характерной чертой пейзажа эпохи империи. Некоторые из акведуков сохранились и подают воду и сейчас, и население пользуется этой водой охотнее, чем из современных водопроводов.

Активное строительство способствовало развитию архитектуры. Не случайно, что именно в это время был написан знаменитый трактат Витрувия «Десять книг об архитектуре».

Сведения о Витрувии крайне скупы. Если черпать их из предисловия к трактату, содержащему посвящение императору Августу, можно сказать, что Марк Витрувий Поллион служил в войсках Юлия Цезаря в качестве архитектора и инженера, что он был очень образованным по своему времени человеком, о чем свидетельствуют многочисленные ссылки на труды других архитекторов и античных ученых. В трактате Витрувий упоминает о своем преклонном возрасте и скромном достатке. Вот сведения, которые можно считать наиболее достоверными.

Размышляя о состоянии римской архитектуры, ученый отмечал потребность эпохи Августа в энциклопедических и практических знаниях, умении применять различные конструктивные решения с учетом природно-климатических особенностей обширной Римской империи. В числе его требований к градостроительным решениям – выбор здоровой местности для основания города: то есть той, где существуют благоприятные климатические и топографические условия месторасположения, наличие чистой питьевой воды, системы водных и сухопутных дорог для развития торговли, плодородной сельской земли. Далее Витрувий рассказывает о закладке городских стен и башен, размещении главных городских площадей, а также о трассировке улиц по сторонам света с учетом ветрового режима в данной местности, аэрации и инсоляции внутренних помещений.

Пятый том трактата Витрувия посвящен общественным сооружениям: базиликам, куриям, театрам, баням, палестрам, гаваням и форумам. Он говорит о свойствах этих сооружений, о требованиях к их размещению, о пропорциях основных габаритов, об ордерном решении. В Книге шестой содержатся аналогичные сведения о жилых зданиях. Казалось бы, Витрувий подходил в рассмотрению отдельных элементов города типологически. Однако он не ограничивался этим. В Книге первой Витрувий излагал те общие эстетические принципы, которые и могли служить руководством к компоновке городского плана наряду с его рассуждениями об удовлетворении санитарно-гигиенических и утилитарных требований.

Среди эстетических требований архитектора были: необходимость ординации (от греческого слова ордер), разумной диспозиции (планировки), соблюдение эвритмии (гармонии), симметрии (т.е. соразмерности), декорума (соответствия) и дистрибуции (распределения ресурсов). Следование этим общим эстетическим установкам с учетом конкретной ситуации и составляло концепцию Витрувия в области градостроительного искусства.

 

 

155.Театр Марцелла в Риме.

Любопытные изменения можно отметить в конструкции театра Марцелла, задуманного Цезарем, но присвоенного Августом. В отличие от театра Помпея, повторявшего греческие образцы, театр Марцелла замыкал внутреннее пространство, объединяя в общем кольце стен сцену и места для зрителей. В отличие от греческого театра, использовавшего естественные склоны почвы, в римском театре места для зрителей были возведены на субструкциях, на ровном месте. Снаружи высокие стены здания выглядели торжественными и монументальными, а внутри, они служили опорами для зрительного зала, расположенного на одной высоте со сценой. Сцена теперь располагалась в глубине, была перекрыта деревянной кровлей и оформлена богато декорированными архитектурными элементами. Кольцо стен в театре позволяло также защищать зрителей от палящих лучей южного солнца натянутым тентом, так что внутренняя поверхность театра оказывалась еще более замкнутой. Субструкции под местами для зрителей приняли форму правильных горизонтальных галерей, образующих пространственные слои под сиденьями, а внутренние галереи распахнулись наружу арками, оформленными в виде римских арочных ячеек, напоминающих Табуларий.

 

156. Театр Марцелла, реконструкция.

Преемники Августа не поддержали его градостроительные проекты. Тиберий - экономный правитель, провел ряд реставраций и начал конфискации частных земель, составив зеленую зону вокруг Рима – его неприкосновенную территорию.

Клавдий, желая избежать голода в Риме, построил искусственный порт в Остии.

По-настоящему, к градостроительным проектам вернулся только император Нерон. Продолжая августовскую традицию укреплять свой авторитет строительством общественных сооружений, он не только построил деревянный амфитеатр, предназначенный для гладиаторских боев, но и украсил его мрамором и слоновой костью; императорским термам вторили большие, площадью 3 тыс. кв.м, общественные бани, созданные в 62 г. на Марсовом поле. Нерон завершил цирк Калигулы, отныне называвшийся цирком Нерона. Чтобы упростить подход к нему, император повелел построить мост. На Целиевом холме был основан новый рынок, Мацеллум Магнум. Открытый в 59 г., он стал самым большим продуктовым центром города. Наконец, Нерон повелел построить императорское жилье, Домус Транзиториа (Проходной дом), чтобы соединить императорские владения на Палатине и Эсквилине.

До Нерона Рим оставался совершенно неправильным, но страшный пожар 64 г., уничтоживший значительную часть столицы, потребовал радикальной реконструкции города. Согласно Тациту император потребовал подчинить город регулярному плану, расширить улицы, отделив их портиками для защиты от пожара, разбить открытые дворы. Была ограничена высота жилищ, запрещены общие стены, облегчавшие распространение огня, по той же причине в значительной части построек дерево заменили камнем. Древние акведуки удлинили до Палатина и Целия, а также Трастевере, чтобы народ мог использовать резервуары воды. Впрочем, коренная перепланировка оказалась не возможна из-за густозаленности Рима. Хотя Нерон был готов к смелым инновациям: планировал прорыть канал на Коринфском перешейке (что было сделано только в XIX в.), построить каналы между Римом и Остией, между Остией и Авернским озером, рядом с портом Путеолами, улучшить снабжение города, при жизни он осуществил только одну необычную идею, воспользовавшись пожаром, возвести в самом центре Палатина новый дворец Домус Ауреа – Золотой дом.

На землях, конфискованных диктатором у палатинских аристократов, в самом центре метрополии, на площади в 80 га, что превышало размер всего Палатинского холма, Нерон создал абсолютно автономное по отношению к Риму пространство, призванное

Золотой дом Нерона. Реконструкция.

подчеркнуть безграничную власть и могущество диктатора.

Дорога в императорский комплекс проходила через огромный вестибюль, перед которым была установлена почти 35-метровая статуя Нерона в позе Колосса Родосского скульптора Зенодора. За

вестибюлем располагались портик, занимавший почти весь холм Велий и искусственное озеро, наполненное соленой водой. Дворец, таким образом, превращался в роскошную виллу на берегу озера, воспринимавшегося по словам Светония ««подобным морю, окруженным домами, подобными городам». Нерон с приближенными любил устраивать здесь лодочные прогулки.

Портики-перекрытия, поддерживаемые колоннадами, достигавшие порой полутора километров проходили как между частями дворца, так и в парке, разбитом вокруг водоема. Здесь были фонтаны и каскады, нимфеи и статуи; радовали глаз цветущие виноградники, пастбища, леса, населенные дикими и домашними животными.

Напротив, на холме Опий, размещалась резиденция – ориентированная по оси восток-запад соответственно движению Солнца. Жилище было столь отдаленным, что с его террас не виден был город.

Роскошь большого дворца соперничала с изобретательностью. Архитекторы Север и Целер, использовав бетон и кирпич, создали прочное, и в то же время, легкое и воздушное сооружение. Арки и купола, не требовавшие мощных стен для опоры, позволяли наполнить здание светом: солнечные лучи, проникавшие в залы сквозь отверстия в потолках и стенах, играли в струях воды фонтанов, переливались в золоте фресок, мозаик и инкрустациях из драгоценных камней, отражались в мраморных облицовках и златотканых драпировках. Золотое сияние дворца отождествлялось с божественностью императора Нерона. До сих пор в сохранившейся анфиладе нанизанных на одну ось почти квадратных помещений, сохранились гротески, декоративные «обманки» (иллюзорно выписанные живописные мотивы), фрагменты скульптуры. Изысканная лепнина из стукко, стены, украшенные мрамором и перламутровыми раковинами, создавали светотеневые эффекты.

Почти в каждом зале были приготовлены технические сюрпризы: при входе гостей встречал каскад, под которым находилось специальное механическое устройство, собирающее воду; был устроен первый в мире лифт-подъемник, приводимый в действие рабами; во время пира легкий ажурный купол центрального зала раздвигался, и гостей императора осыпали лепестками роз и обрызгивали благовониями. В главном (восьмиугольном) зале потолок, устроенный в виде небесного свода, вращался вокруг своей оси день и ночь, имитируя движение небесной сферы, словно он следовал курсу Солнца. Посреди потолка имелось 6-метровое окно, освещавшее помещение, ориентированное согласно астрономическим расчетам. В банях «волшебные машины» смешивали морскую воду с водой из серных источников района Тибур, а в личных покоях императора, увлекавшегося искусством, звучал крупнейший в мире гидравлический орган.

Фрески в Золотом Доме Нерона

 

Восьмиугольный (Октогональный) зал Золотого дома Нерона. Реконструкция и современный вид.

 

 

 

Рис.158. Дом Нерона. Реконструкция.

 

Подчеркивая особый статус дворца, Нерон изменил характер главных улиц Форума: виа Нова отныне шла вдоль императорских дворцов, а виа Сакра была превращена в большую прямую улицу, соединявшую храм Весты с атриумом Весты, превращенным в огромный вестибюль. Посередине его высился Колосс, огромная (35 м в высоту) бронзовая статуя императора работы Зенодора, представлявшая правителя в виде Гелиоса (Солнца), увенчанного нимбом из солнечных лучей. Форум превращался в аллею, ведущую к императорскому дворцу, который отныне был центром города.

Впрочем, после самоубийства Нерона, пришедшие к власти Флавии – последовательно правившие императоры Веспасиан, Тит (79-81 г.г.) и Домициан (81-96 г.г.), - стремившиеся реставрировать изначальные традиции принципата, засыпали дворец мусором, Тит повелел открыть на месте бань Нерона общественные бани, а на месте искусственного озера был возведен Колизей, призванный заменить единственный постоянный амфитеатр в Риме, Статилия Тавра, разрушенный пожаром 64 г.

Этот гигантский амфитеатр был не случайно возведен вблизи республиканского форума. Императоры дома Флавиев не только хотели поставить его в центре города, но и сам Колизей сделали новым центром, замещающим площадь народных собраний зрелищами для широких слоев населения. То, что отстроили его на месте Золотого дома свергнутого императора Нерона было, конечно, политической демонстрацией и стремлением добиться популярности у народа.

Строительные работы заняли 8 лет, они начались при императоре Веспасиане и закончились при Тите в 80 г.. Торжественные игры в честь открытия Колизея длились 100 дней, было затравлено пять тысяч диких животных, пролито море человеческой крови. И то, что чувства людей теперь были заняты бессмысленными убийствами, а не политическими страстями, сторицей окупило усилия правителей.

 

171. Колизей.

Колизей - это колоссальное сооружение высотой 48,5 м и периметром 530. Его продольная ось 187,77 м, поперечная – 155,64 м, вместимость от 50 до 63 тыс. зрителей. Арена имела очертания эллипса, величиной 85 х 53 м и была ограничена высоким четырехметровым подиумом. Среди мраморных кресел для знати, находившихся на подиуме, особо выделялись две ложи, расположенные друг против друга по концам короткой оси арены: императорская ложа, сообщавшаяся подземным переходом с дворцом на Палатине, и ложа городских властей.

Конструкция Колизея далеко выходит за пределы возможностей греческой архитектуры. Огромные размеры и высота, а также функциональное решение амфитеатра во многом были новым словом в искусстве. Архитекторы должны были создать величественное монументальное сооружение, соответствующее мощи и непоколебимости империи, а также решить проблему размещения огромного количества зрителей. Шагом колоссальной важности явился осуществленный в Колизее процесс подъема зала над поверхностью земли, в амфитеатре, построенном на совершенно ровной площадке, зрительные места были подняты вверх на субструкциях. Двумя главными достижениями новой технологии было использование арки, как основы полуцилиндрических и крестовых сводов, на которых держалась вся масса сооружения, и бетона, обеспечившего необычайную прочность всей конструкции.

Но при индивидуализме и рационализме Рима труднейшей задачей для архитектора было приблизить здание огромных размеров к человеку, построить его по человеческой мерке. Любопытно, что римляне решили эту задачу не только внешне, при помощи декоративных элементов, но и конструктивно, внутри. Во-первых, они сохранили впечатление последовательно сменяющих друг друга горизонтальных ярусов в горизонтальных коридорах субструкций под местами зрителей, во-вторых, решая задачу освещения галерей, они использовали арки, открывающиеся наружу. В самом нижнем ярусе эти наружные арки блестяще разрешили проблему входа в здание для зрелищ. Каждая из 76 арок для входа имела свой номер, который указывался на билете. Внутри действовала система коридоров и рамп, регулирующих дальнейшее продвижение. В Колизее зрители занимали и покидали свои места в течение пяти минут. Наконец, в-третьих, наружную массу фасада они дополнили греческим ордером: нижний этаж был украшен тосканскими колоннами, средний - более удлиненными ионическими, а верхний – изящными коринфскими. Видимое облегчение высокой стены способствовало более комфортному восприятию всего сооружения зрителем. Кроме того, внутри арок были размещены скульптуры, также связавшие фасад с пропорциями человека. Сложенный снаружи из коричнево-желтого, чуть искрящегося на солнце травертина, Колизей удивительно красиво смотрелся на фоне голубого, римского неба.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.