Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мегалитическая архитектура. 1 страница. Автор: ст.преподаватель Токарева Т.В




Т-51

Т-51

 

Автор: ст.преподаватель Токарева Т.В.

Рецензент: док.арх., проф. Мироненко В.П.

 

 

Токарева Т.В. История градостроительства и архитектуры. Древний мир. Учебное пособие / Токарева.- Белгород: Изд-во БГТУ, 2010. ─ 300 с.

 

Данное учебное пособие составлено на базе курсов «История архитектуры, градостроительства и дизайна» и «История градостроительства и архитектуры», являющихся частью программы вузовской подготовки в БГТУ им.В.Г. Шухова.

Пособие показывает развитие архитектуры, градостроительства и дизайна в древних цивилизациях, знакомит с наиболее значимыми архитектурными памятниками прошлого, раскрывает национальные и религиозные особенности зодчества.

Издание предназначено для студентов архитектурных специальностей.

 

 

УДК 72.032 (07)

ББК 85.011

 

 

© Белгородский государственный

технологический университет

(БГТУ) им. В. Г. Шухова, 2010


Содержание:

Раздел I.Мегалитическая архитектура – 1

Тест по теме «Мегалитическая архитектура» - 33

Раздел II.Градостроительство и архитектура Передней Азии – 36

2.1 Градостроительство и архитектура Шумера-37

2.2 Градостроительство и архитектура Аккада - 39

2.3 Градостроительство и архитектура Ассирии и Вавилона-26

2.4 Градостроительство и архитектура Древнего Ирана - 33

Раздел III. Градостроительство и архитектура Древнего Египта - 52

3.1 Градостроительство и архитектура Древнего царства - 57

3.2 Градостроительство и архитектура Среднего царства - 86

3.3 Градостроительство и архитектура Нового царства - 101

3.4 Градостроительство и архитектура поздних периодов – 124

Тест по теме «Древний Египет» - 143

Раздел IV. Архитектура и градостроительство Древней Греции - 148

4.1 Градостроительство и архитектура Крита-149

4.2 Градостроительство и архитектура Микен- 160

4.3 Градостроительство и архитектура архаики- 167

4.4 Градостроительство и архитектура классики - 186

4.5 Градостроительство и архитектура эллинизма- 221

Тест по теме «Градостроительство и архитектура Древней Греции» - 238

Раздел V. Градостроительство и архитектура Древнего Рима-245

5.1 Градостроительство и архитектура царского Рима-245

5.2 Градостроительство и архитектура республиканского Рима -248

5.3 Градостроительство и архитектура императорского Рима- 264

Тест по теме «Градостроительство и архитектура Древнего Рима»-309

Список литературы-313

 

Раздел I

В истории архитектуры существует масса теорий, затрагивающих как историю развития архитектуры, так и специфику зданий. Например, Гегель предлагал рассматривать развитие архитектуры как смену тезиса, антитезиса и синтеза. Были теории, объяснявшие эволюцию архитектурных форм природно-климатическими особенностями, развитием теории пропорционирования, даже эволюционными циклами, когда развитие общества приводило к развитию искусства и архитектуры. Развитие государств, рост городов, конечно же, также были мощными стимулами развития градостроительства и архитектуры.

Но чтобы представить себе все многообразие факторов, определявших развитие подобного творчества людей, необходимо рассмотреть тот момент, когда к жилой архитектуре присоединилась архитектура монументальная.

 

 

1. Менгир, покрытый гравировкой, в кромлехе Алмендриш.

 

 

2 Ряды вертикальных камней-менгиров – алиньманы – были характерны для эпохи перехода от каменного к бронзовому веку (3-2 тыс. до н.э.), прекрасный пример такой аллеи менгиров сохранился в Карнаке, на северо-западе Франции.

 

Мегалитические сооружения, встречающиеся в самых разных странах: в Скандинавии, Дании, Франции, Англии, Испании, Северной Африке, Сирии, Крыму, на Кавказе, в Индии, Японии и других странах лучше всего свидетельствуют о духовном значении архитектуры, потому что сложенные из огромных каменных глыб памятники не служили каким-либо бытовым целям, но подчинялись идеологическим и магико-религиозным идеям. Среди мегалитов различают:

Менгиры (от бретонск. men- «камень» и hir- «длинный») – вид мегалитов, представляющий собой вертикально поставленный камень, по большей части округлой формы, полученной либо от природы, либо в результате грубой обработки. Самым большим из известных на сегодняшний день является менгир из Локмариакера, в Бретани, в окрестностях Морбигана. Этот гигантский гранитный столб длиной свыше 20 м и весом 300 т еще в незапамятные времена разбился на части в результате падения. Менгиры сопутствовали дольменам и другим мегалитическим сооружениям, но часто были организованы в грандиозные ансамбли, наиболее впечатляющие из которых представлены в Бретани. В Карнаке (Морбиган) ряды, насчитывающие в общей сложности 2813 менгиров, тянутся к востоку на протяжении 3900 м. Они начинаются от деревни Менек и дохо

 

 

3. Аллея менгиров в Кермарио.

 

 

4. Аллея менгиров. Керлескан.

дят до Керлескана или Менек-Виана. Их можно разделить на три группы, или поля, расположенных последовательно одно за другим. Самым большим является Менекское поле у Карнака с замкнутым двойным кругом камней; ведущие к нему аллеи менгиров достигают длины 167 м, имеют около 100 м в ширину и делятся на 11 рядов. Следующее поле – Кермарио, протяженностью 1120 м и шириной 100 м, - состоит из 10 рядов камней. Третье поле – Керлескан, длиной 800 м и шириной 139 м, - включает в себя 13 каменных аллей: его северный конец увенчан огромным кромлехом, состоящим из 43 каменных столбов.

Дольмены («каменный стол» от бретонского dol- «стол» и men- «камень»), сооружения в виде большого каменного ящика, в простейшей своей форме состоящие из нескольких вертикальных ортостатов, перекрытых большой плоской плитой. Вес верхней каменной плиты часто достигает нескольких десятков тонн, размеры - до десятка метров. Назначение и способ возведения достоверно не известны. Среди гипотез встречаются определения дольменов как святилищ, мест для жертвоприношений, погребальных комплексов, а также, как древних обсерваторий, точно отмечающих множество астрономически значимых направлений Солнца, Луны и звезд. Распространены эти сооружения в приморских районах Европы, Азии и Северной Африки, на Кавказе и в Крыму. Материал из которого складывались дольмены, менялся в зависимости от местности: гранит, песчаник, известняк.

Дольмен мог устраиваться на поверхности земли и над ним насыпался курган, впоследствии часто опадавший и уничтожавшийся; или на вершине кургана; или, наоборот, дольмен углублялся в землю, устраивался в яме. Иногда дольмены принимали более сложную форму: например, соединялись с более узким коридором из стоящих плит, или устраивались в виде большой прямоугольной камеры, в одной из продольных сторон которой проделывался вход с коридором (так что все сооружение получало вид буквы Т), или, наконец, дольмен превращался в ряд продольных, следовавших одна за другою камер, иногда все более и более расширявшихся и углублявшихся в землю. Чтобы отличать столь сложное использование дольменов в ансамбле камер и галерей, их называют еще каирнами. Один из наиболее известных и древних каирнов сохранился в Бретани, в Барненез. Его построили ок. 4700 г. до н.э. Занимая пространство длиной 72 м и шириной от 20 до 25 м, он включал 11 дольменов, представляющих собой отдельные камеры, от которых к выходу тянулись галереи длиной от 7 до 12 м.

 

 

5. Дольмен в окрестностях Геленджика.

 

 

6. Каирн в Барненез.

 

7. Дольмен в курганной гробнице Куэва-де-Менга, Антикера, Испания.

 

 

8.Столбы в гробнице Куэва-де-Менга, Антикера, Испания

 

Дольмены использовались также в конструкциях со стенами, возведенными из плашмя уложенных плит, образующих высокий ступенчатый свод, перекрытый затем одной большой плитой, как, например, в погребальной камере Ромераль в Антикере (Испания).

Тут же, в Антикере, другой дольмен – Куэва-де-Менга – имеет прямоугольную погребальную камеру (гробница галерейного типа) длиной 18,5 м, высотой 6 м и шириной 2,7 м. Пять больших плит (вес одной из них достигал 200 т) служили кровлей гробницы. Эти плиты, помимо самих стен, опирались на три каменных столба, установленных по осевой линии сооружения.

Сама гробница состояла из 32 каменных блоков, коридор в погребальную камеру углублялся на 25 метров. После завершения строительства погребальной камеры, где, вероятно, хоронили вождей племени, каменное сооружение было покрыто землей и образовало холм, который виден и сегодня.

Целый комплекс из 40 могильных курганов, покрывающих сооружения на основе дольменов, находится в Ирландии. Это Бру-на-Бойн. Территория памятника занимает площадь 10 кв км. В него входят 37 небольших курганных насыпей, окружающих три огромные гробницы - Ньюгрейндж, Даут и Наут. Их размеры исчисляются десятками метров в диаметре, и все они относятся к типу так называемых коридорных гробниц: в погребальную камеру, расположенную под насыпью, ведет длинный узкий коридор, сооруженный из массивных каменных блоков.

Из всех гробниц особой известностью пользуется Ньюгрейндж. В эпоху неолита, в период между 3100 и 2900 гг. до н.э. строители сначала срыли холм, чтобы выравнять площадку для размещения дольменов, затем соорудили коридор из монолитов весом от 20 до 40 тонн длиной 24 м. Центральную камеру сложили из вертикально поставленных каменных блоков. Используя в каждом новом ряду кладки камни меньшего веса и объема, камеру перекрыли «ложным куполом» - сужающейся кверху шестиугольной шахтой высотой 6 м, завершающейся трубой с заслонкой, которую при необходимости можно было открывать. Для защиты от осадков на внешней поверхности перекрытия были вырезаны канавки для стока воды и начертаны чашевидные символические знаки.

С трех сторон от центральной камеры были сложены миниатюрные комнаты, образующие в плане крест. Проход и камеры возводились без строительного раствора, щели между камнями заполняли морской песок и жженная земля. От превратностей погоды и воздействия времени над постройками был насыпан курган, диаметром 90 м и высотой 13,5 м, состоявший из слоев камня и торфа. Ограждала курган опорная стена-керб из орнаментированных плит. По обе стороны от входа зеленые камни керба были увенчаны стеной из белого кварца.

 

 

9.Ньюгрейндж.

 

 

10. Ньюгрейндж. Интерьер.

 

11. Движение солнечного луча по коридору Ньюгрейнджа.

Вход в гробницу отмечал круг камней высотой от 1,5 до 2,5 м. Еще один круг из 97 вертикально стоящих камней окружал по периметру саму гробницу (всего в комплексе использовано около 400 монолитов). Все эти камни, а также стены коридора и погребальной камеры были покрыты орнаментом, состоящим из зигзагообразных линий, треугольников, концентрических кругов, но наиболее часто встречалось изображение тройной спирали. Этот символ был широко распространен в неолитическом искусстве и, как предполагают исследователи, был связан с циклом смерти и возрождения.

Впрочем, указывая на религиозно-магическое значение мегалитических сооружений, исследователи в последнее время все чаще высказывают мысль, что тумулусы или курганы ––земляные сооружения, не обязательно предназначались для погребения. Насыпи могли использоваться для придания всей конструкции необходимой устойчивости. В самом Ньюгрейндже, где не было обнаружено явных следов погребения, главное чудо связано с астрономическими явлениями.

Коридор памятника ориентирован на юго-восток, точно на место восхода Солнца в день зимнего солнцестояния. Над входом в сооружение было сделано отверстие шириной 20 см, через которое солнечные лучи проникают во внутреннюю камеру, в центре которой сохранилась большая чаша ритуального назначения, а в стенах пробиты ниши, украшенные каменной резьбой. В течение нескольких дней (с 19 по 23 декабря) лучи восходящего Солнца ярко освещают всю камеру около 17 минут.

Чтобы добиться такого эффекта мастерам каменного века необходим был не только строительный навык, но и опыт астрономических наблюдений. Скорее всего для возведения кургана им приходилось разрабатывать предварительные планы или модели, позволявшие устанавливать углы и повороты на наклонной поверхности рельефа, а также предварительно определять местоположения монолитов и способ установки плит свода.

Ещё одним типом мегалитической архитектуры является кромлех. Слово это, так же бретонского происхождения (от crom – «круг» и lech – «место»). Он обозначает много разных типов мегалитических памятников. В Великобритании круги из камней входят в такие известные памятники, как Найнмейденс (Nine Maidens – «Девять дев») в Корнуолле или «Длинная Мэг и ее дочери» (Long Meg and her Daughters) в Кумберленде. Кромлехами также называют Стоунхендж и Эйвбери-хендж, которые образуют интегральную часть памятников с центром, окруженным рвом, с внешней стороны которого насыпан вал, и сами являются частью той категории доисторических сооружений, которая в наши дни в основном определяется как «хендж».

 

 

9. Эйвбери-хендж в Англии.

Эйвбери-хендж в Англии возводился в течение 2700- 2000 гг. до н.э. на круглой выровненной местности размером в 11,53 гектара. Это был круг, состоящий из ряда вертикально поставленных камней (изначально их было больше 600), окруженный 10-метровым рвом и внешним валом из известняка высотой до 6 м (сейчас высота сооружений составляет всего лишь одну треть от первоначальной.) Во внешней насыпи было оставлено четыре симметричных входа. Внутри большого круга (диаметр сооружения 427 м) располагались еще два кромлеха, ориентированные на север и юг. В середине северного круга из камней было составлено сооружение, напоминавшее букву «U» (такую же форму, напоминающую подкову, мы встретим позже в центре другого кромлеха – Стоунхенджа). В южном круге некогда гордо возвышался огромный менгир высотой 6 м и несколько метров в диаметре. К каждому из кругов вели аллеи менгиров: проход к южной части хенджа состоял из 100 пар камней.

Хранитель древностей Джон Обри ок.1665 года утверждал, что Эйвбери «превосходит Стоунхендж так же, как и кафедральный собор приходскую церковь». Впрочем, кромлех сильно пострадал за истекшие тысячелетия, поэтому на сегодняшний день он менее известен и реже посещается.

Стоунхендж (название Стоунхендж в переводе с англосаксонского «Висящие камни»), руины которого лежат в 130 км к юго-западу от Лондона – на Солсберийской равнине, среди болот и холмов Девоншира был возведен на рубеже каменного и бронзового веков, за несколько столетий до падения Трои. В античные времена из-за старости, на него уже не обращали внимания. Греки и римляне, видевшие египетские пирамиды и строившие собственные величественные храмы не заинтересовались этой грудой камней. Но в средние века легендарные барды и монахи, писавшие хроники, окружили его легендарной тайной, то приписывая храм гению Мерлина, то колдовству друидов.

Впрочем, строили этот монумент примерно полутора тысяч лет, и это дает представление о тех хронологических периодах, которые могли быть затрачены на возведение и перестройки наиболее монументальных памятников древности. На самой ранней стадии (ок. 2800 г. до н.э.) возникли ров и внутренний вал в виде окружности. Впрочем, функциональное назначение выполнял только вал, а ров служил лишь для выемки необходимого для его возведения грунта. Кольцо, образованное рвом и валами, оставалось незамкнутым на северо-востоке. Напротив этого входа, примерно в 30 м от кольца, был установлен так называемый Пяточный камень, который, вероятно, служил визиром для определения восхода солнца в день летнего солнцестояния. Непосредственно на перемычке у концов внутреннего вала обнаружены следы выкопанных лунок, вероятно служивших для установления менгиров. Таким образом, первоначальное святилище – Стоунхендж I, было простым замкнутым сооружением, ограниченным рвом и двумя валами, со входом на северо-востоке и одним вертикально поставленным камнем снаружи. Внешний вал, теперь почти исчезнувший, имел форму почти правильного круга диаметром около 115 м. Он представлял собой земляную насыпь высотой 1,8 м, шириной 2,5 м и высотой 50-80 см. Внутренний вал образовывал окружность, имевшую в диаметре от гребня до гребня примерно 100 м. Ослепительно белый из-за меловой породы, из которой сложена Солсберийская равнина, где стоит Стоунхендж, около 6 м в ширину и по меньшей мере 1,8 м в высоту, этот вал замыкал священное место. Вход, расположенный там, где оба вала и ров прерывались, имел ширину примерно 10 м и был ориентирован так, что человек, стоящий в центре круга и смотрящий через разрыв утром, в день летнего солнцестояния, увидел бы, как солнце встает чуть левее Пяточного камня.

 

 

10.Стоунхендж.

 

 

11. План Стоунхенджа. Великобритания. Современное состояние.

1 – трилиты, 2 –северный курган, 3 – южный курган, 4 – жертвенник, 5 – Пяточный камень, 6 – менгиры, 7 – внешний вал, 8 – ров, 9 – внешний вал, 10 – проход, осевая линия, 11 – кольцо из сарсенских камней, 12 – синие камни, 13 – лунки Обри, 14 – вал.

 

Пяточный камень – первый большой камень, установленный в Стоунхендже, - имеет высоту около 6 м и ширину 2, 4 м при толщине 2,1 м. Он закопан в землю на 1,2 м. Его вес 35 т. Это «сарсеновый» камень, доставленный сюда с холмов Марлборо-Даунс, в 30-35 км от Стоунхенджа, где такие валуны лежат на поверхности земли. Это чистый песчаник, и термин «сарсен» остается загадочным. Полагают, что он является производным от слова «сарацин», то есть «чужеземный», и согласовывается с преданиями о строителях Стоунхенджа как заморских пришельцах. Пяточный камень называется так потому, что на нем есть выемка, якобы след пятки монаха.

Затем, появились деревянные сооружения, от которых остались лишь расположенные по окружности на равном расстоянии друг от друга лунки. Их 56, они имеют округлую форму, примерно две трети лунок содержат захоронения останков кремированных людей. Кольцо лунок располагалось вдоль внутренней стороны вала и имело диаметр 87,8 м.

Следующий этап строительства Стоунхенджа II начался, вероятно, за 2200 лет до н.э. и был организован, по-видимому, носителями культуры райнио-клэктон. Это они доставили из Пембрукшира к Стоунхенджу синие камни, проложив обвалованную с двух сторон дорогу от Уэст-Эймсбери, на берегу Эйвона, следы которой отчетливо видны у входа в Стоунхендж I. Весь путь длиной около 2 км изучил лейтенант Кроуфорд, основоположник аэроархеологии, и установил, что дорога была проведена по наиболее отлогим местам.

Синие камни из Стоунхенджа являются классическим примером транспортировок мегалитов на очень большие расстояния. Примерно 82 камня весом до 5 т каждый были из каких-то соображений доставлены к месту строительства так называемого Стоунхенджа II из Уэльса, с гор Преселли в Пембрукшире – единственного места в Великобритании, где есть выходы особого вулканического туфа, послужившего материалом для этих менгиров. Вся кампания по добыче и перемещению камней проходила в несколько этапов. Первоначально их выламывали в горах Преселли и доставляли к морю у Милфорд-Хейвена. Затем их доставляли морем до Эйвонмута и вверх по рекам Эйвону (Бристольскому) и Фрому до волока, по которому камни перетаскивали к реке Уайли, после чего отправляли вниз по течению до Хемпширского Эйвона и вверх по этой реке до Эймсбери, откуда волоком тащили до Стоунхенджа. Общее расстояние по суше – около 40 км, по воде – около 340 км. Кроуфорд рассматривал также полностью водный маршрут по морю вокруг Корнуолла и затем по Хемпширскому Эйвону до Вест-Эймсбери, насчитывающий более 600 км.

Синие камни должны были составить двойной кромлех, даиметром колец – 23 и 26 м. В то время центр памятника был слегка смещен таким образом, чтобы радиус, проходящий через Пяточный камень, указывал на точку восхода Солнца в день летнего солнцестояния. Была также сооружена обрамленная валами и рвами аллея шириной в 12 метров, средняя линия которой совпадала с этой новой осью. Аллея на 550 м шла по прямой на северо-восток, а затем поворачивала к востоку – к берегу реки Эйвон, находящейся на расстоянии примерно 1,6 км.

Впрочем, двойной круг из синих камней так и не был завершен. На западной его стороне не хватает нескольких лунок – сооружение кольца было по какой-то причине прекращено. В период строительства Стоунхенджа III незавершенный круг из синих камней был разобран, камни на время складированы поблизости и заменены сарсеновыми валунами в количестве 81 или больше, взятыми в Марлборо-Даунсе, откуда первые строители притащили свой Пяточный камень.

На последнем этапе строительства Стоунхендж получил четыре больших каменных круга. Внешний круг – это поставленные вертикально 30 столбов, на каждом из которых лежала плоская каменная плита, соединенная с остальными такими же плитами в единое кольцо. Каждый столб при высоте – 5,5 м весил в среднем 25 тонн, а плита – 700 кг. Они были врыты в среднем на глубину 1,2 м. Каменные глыбы были тщательно обтесаны и скреплены друг с другом. На каждом конце перемычки вырубали паз, в который вставляли шип, имевшийся на верхушке столба; посредством пазов и шипов перемычки были соединены и между собой. Вертикальным камням и перекладинам круга были приданы вогнутость и соответствующая ей выпуклость. Эти камни лежат на удивление ровно, хотя их поставили на наклонную плоскость. Диаметр кольца – 29, 6 м.

Камни сарсенового кольца были размещены с большой тщательностью: 30 вертикальных камней установлены через равные промежутки со средней ошибкой менее 10 см. Точно на северо-востоке, то есть на линии восхода солнца в день летнего солнцестояния, находился вход в это кольцо, где два камня, №1 и № 30, поставлены на 30 см дальше друг от друга, чем все остальные.

Второй круг составили более низкие одиночные синие камни (менгиры). А в самом центре в виде подковы расположились третий и четвертый разомкнутые круги: первый из них был образован пятью так называемыми трилитами («трилит» - термин, составленный из греческих слов и означающий «три камня», - группа, состоящая из двух вертикально поставленных камней, на которые положен третий). Подкова трилитов открывалась на северо-восток, и ее ось была ориентирована на Пяточный камень. Трилиты имели разную высоту – 6, 6,5 и 7,2 м (включая перекладину), увеличивающуюся от северных концов подковы к ее середине. Центральный трилит был самым большим элементом во всей гигантской структуре Стоунхенджа. Его восточный камень имел длину 7,5 м, а западный – 8,7 м, разница в их длине компенсировалась тем, что западный камень вкопали глубже, а восточный – только на 1,2 м, в результате чего он упал и разбился, разрушив целостность ансамбля. Вес камней подковы достигал 50 т. Поперечные плиты или перекладины трилитов также удерживались на месте с помощью шипов на вертикальных камнях и гнезд на перекладинах. Такая техника характерна для работы с деревом и, возможно, первоначально опробировалась при строительстве Вудхенджа, следы которого открыл О.Кроуфорд. Вертикальные камни были поставлены очень близко друг к другу – минимальное расстояние достигало 30 см. Им была придана форма, создающая ощущение прямой линии сверху донизу. Некоторые из них ближе к вершине были снабжены выпуклостью – «энтазисом», который указывает на высокое развитие строительного искусства. Перекладины также получили форму, создающую оптическую иллюзию строгой перпендикулярности. Наверху они были сделаны шире примерно на 15 см, а грани, идущие по окружности, слегка изгибались внутрь, причем кривизна внешней грани превышала кривизну внутренней.

Четвертый круг образован более низкими синими камнями.

 

 

12. Стоунхендж. Реконструкция.

 

Назначение Стоунхенджа не выяснено. Центральная его часть, несомненно, представляло собой святилище, так как плита, которая в ней сохранилась, была жертвенником, что доказано остатками жертвоприношений, найденных при раскопках. Центральное святилище отмечено и выделено крупным камнем, несущим горизонтальный камень, который отделяет его от окружающих его частей. Спорным является назначение двух концентрических кругов вокруг святилища. Наиболее вероятно предположение, что они служили для конских состязаний и были своего рода ипподромом. Чтобы понять возможность его использования как конского ристалища, нужно принять во внимание, что оба круга отделены друг от друга только маленькими камнями, а также соотношение частей строения. Общий диаметр памятника равен приблизительно 40 м, из которых около 20 м падает на центральное святилище, и приблизительно столько же на окружающие его части, так что диаметр обоих наружных кругов составляет около 10 м, каждый круг имеет ширину около 5 м – совершенно достаточную для конских состязаний. Известно, какое значение лошадь имела для господствующих группировок эпохи разложения родового строя и поэтому можно предположить, что в Стоунхендже происходили конские состязания представителей военных группировок, связанные с культом солнца и культом мертвых.

Впрочем, чаще всего учитывая точную ориентацию Стоунхенджа в пространстве, ученые называют его святилищем, предназначенным для наблюдения за Солнцем и Луной. Этот грандиозный по размерам и затраченным усилиям памятник мог стать центром объединения разных племен, наконец, в пространственно-временной конструкции сооружения можно увидеть наметки первого театра. Во всяком случае, здесь есть определенное сходство с греческим театром: его круглой орхестрой, алтарем в ней и кольцом, окружающих их зрителей.

Несмотря на то, что из 160 первоначальных камней осталась лишь малая часть, Стоунхендж, в отличие от более ранних мегалитических сооружений, воспринимается как совершенный и логичный архитектурный памятник. Во-первых, бросается в глаза довольно гладкая поверхность камней, во-вторых, блокам сообщена правильная форма, приближающаяся к параллелепипеду, и, наконец, в-третьих, стремясь замкнуть в композицию разрозненные глыбы, древние строители впервые по-новому осмыслили пролет. В отличие от горизонтальной перемычки дольмена, напоминающей скорее отверстие пещеры, пролеты Стоунхенджа, позволявшие рассматривать действа внутри святилища, процессии или конские ристалища снаружи, уже позволяют художественно овладевать окружающим пейзажем, не случайно, наверное, памятник был возведен на самом высоком месте участка. Древние строители впервые осознали пролеты как логическое архитектурное строение и возвели их в систему.

Из гигантских каменных глыб далекие наши предки, находившиеся в каменном веке, сложили (как из кубиков) монументальную аркаду, замкнутую в круг. Все сооружение замкнуто в огромный земляной вал, зафиксированный кольцевым рвом, не стертым даже тысячелетиями. И все это тщательно подогнано, соразмерно и геометрически точно размещено в гладком пространстве спокойного ландшафта.

Любопытно, что собственные жилища строителей хенджей были примитивными и недолговечными. Нужно признать, что мегалитические памятники стали возникать в эпоху перемен, во времена природных катаклизмов, смен культур и народов. Почему-то люди усомнились в привычных ритуалах и жертвоприношениях. Чтобы заручиться защитой богов и преодолеть смерть, они решили многократно умножить труды для вечности. Неизвестно, что стало причиной этой духовной революции, но она охватывала не только Европу, но и Африку, Средиземноморье, берега Черного моря.

Стоунхендж порой затмевает собой уникальность территории графства Уилшир, славящегося многими другими неолитическими памятниками, такими как Силбери Хилл (величайший доисторический погребальный холм в Европе), Уэст-Кеннет-Лонг_Барроу, самое большое камерное погребение в Англии и Эйвбери – величайший каменный круг в мире.

 

 

14. Нураги в Сардинии.

Несколько десятков тысяч памятников мегалитической архитектуры сохранилось в Италии, на острове Сардиния. Но кроме отдельно стоящих менгиров, дольменов и кромлехов, внимание ученых здесь привлекли нураги – башни, сложенные из огромных каменных глыб.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 929; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.