Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика в работе с семьей




Поскольку диагностический этап является одним из наиболее важных во всем процессе оказания семье квалифицированной психологической помощи, рассмотреть его необходимо подробнее.

Э. Г. Эйдемиллером (2003) был введен термин «семейный диагноз». Семейный диагноз описывает нарушения в жизнедеятельности семьи, способ­ствующие возникновению и сохранению трудностей в ее функционировании, выражающихся в появлении индивидуальных дисфункций у одного или не­скольких членов семьи либо препятствующих нормативному прохождению семьей стадий ее жизненного цикла и переживанию ненормативных кризи­сов. Семейный диагноз позволяет определять характер нарушений семейно­го функционирования и планировать направления психологической помо­щи семье.

Задачи диагностики семьи можно разбить на три группы:

1. Выявление основных параметров семьи, которые необходимо учитывать при ее психологическом анализе

2. Выбор методов для получения необходимых сведений о семье и для оказания на нее психологического воздействия

3. Определение показаний к семейной диагностике и терапии, то есть решение более общего вопроса: в каких случаях при изучении трудностей клиента или определенного психического расстройства необходимо обращаться к анализу семьи?

Основные принципы диагностической работы с семьей заключаются в следующем (Эйдемиллер и др., 2003):

1. Единство диагностики и психологической помощи. Наряду с традиционной задачей психодиагностики – определение актуального состояния семьи и ее членов, процесс диагностики следует использовать для:

- стимулирования мотивации клиента к самопознанию и самосовершенствованию;

- выявления недостатков в развитии тех или иных качеств, способностей, которые важны для гармонизации отношений в семье и их стабилизации; выбора такой формы психологической поддержки, которая необходима и достаточна для данной семьи;

- отслеживание изменений, происходящих в отношениях между членами семьи на различных этапах психологической или психолого-педагогической работы.

2. Отказ от наращивания арсенала психодиагностических методик, когда основное внимание направленно на разработку и применение программ психологической или психолого-педагогической помощи.

3. Максимальная приближенность диагностики к естественным жизненным условиям.

4. Направленность диагностической работы, прежде всего на выявление имеющихся у семьи и каждого из ее членов ресурсов развития и самопомощи.

5. Исследование семьи в ее развитии. Специалисту важно знать историю семьи, семейные мифы, ценности, правила, устойчивые представления и отношения как внутри семьи, так и с внешней средой.

Для диагностики семейных взаимоотношений используют различные ме­тоды социально-психологической диагностики: опрос, наблюдение, экспери­мент, социометрические методы, методы поперечных и продольных срезов, количественно-качественный анализ документов, тестирование.

Предлагаемые психодиагностические процедуры дают возможность проведения клинического и эмпирического изучения семейной истории, структуры семьи, состояния супружеской подсистемы, факторов се­мейного благополучия и неблагополучия, особенностей детско-родительского взаимодействия. В результате их использования можно получить полную и надежную информацию о взаимоотношениях членов семьи и определить семейный диагноз.

В данном методическом пособии сделан акцент на методе тестирования, стандартизированных психодиагностических методик.

И практический психолог, и социальный педагог должны отчетливо понимать плюсы и минусы стандартизации. Плюсы состоят в том, что эта процедура экономична, потенциально автоматизируемая, при интерпретации исследователь опирается на опыт разработчиков и пользователей методики (использует статистически репрезентативные тестовые нормы, количественные коэффициенты и т.п.). Минусы стандартизации заключаются в том, что жесткая запрограммированность стандартизированной методики на диагностику определенного свойства повышает риск диагностической ошибки в том случае, если исследователь неправильно построил программу диагностики – неправильно определил круг свойств, которые подлежат диагностике. С другой стороны стандартизированные методики предохраняют исследователя от «встречной проекции» (проекции своих проблем, каузальной атрибуции), от создания «встречных мифов» (концепций), которые исследователь может (сам того не желая) внедрить в сознание клиента, поставить а место его собственных исходных «самодеятельных концепций» (И.Г.Малкина-Пых, 2005).

Одним из начальных и важнейших этапов диагностической работы является проведение оценочного интервью (Малкина-Пых И.Г., 2005).

Оценочное интервью дает специалисту (психологу, социальному педагогу) возможность получать информацию о семейной структуре, взаимодействиях, исторических корнях семьи и задачах жизненного цикла, с которым семья не справляется в настоящий момент. Результатом интервью для исследователя должен быть ряд гипотез, на основании которых он может планировать создание необходимых условий для решения проблемы. Для семьи хорошим итогом первых встреч является совместно разработанный контракт на дальнейшую работу, усиление мотивации и вовлечение в терапию, появление надежды на успех. Первое интервью может также побудить семью к работе над домашними заданиями между сессиями.

Диагностическое интервью состоит из трех стадий (Черников А.В., 1997):

1. Социальная стадия (специалист встречается с семьей, создает ей комфортную обстановку в кабинете, устанавливает контакт с каждым членом семьи).

2. Проблемная стадия (семья рассказывает о своих проблемах):

- каждый член семьи высказывает свою точку зрения;

- групповая дискуссия между членами семьи;

- выяснение подробностей, касающихся проблемы.

3. Стадия определения целей терапии и заключения терапевтического контракта.

На всех стадиях интервью важно, чтобы присутствующие члены семьи были вовлечены в общую работу.

Социальная стадия. Специалист должен установить контакт с каждым членом семьи и начать формирование терапевтических отношений с семьей.

Когда члены семьи входят в кабинет терапевта, важно, чтобы они имели возможность спонтанно рассесться, как каждый из них желает. Порядок, в котором они садятся, представляет собой своеобразный мини-тест на структуру семьи и может быть использован при создании терапевтических гипотез.

Важно что бы при знакомстве терапевт получил ответ от каждого члена семьи: таким образом, он определяет терапевтические взаимоотношения как ситуацию, в которую вовлекаются все.

На начальной стадии терапевт задает «социальные» вопросы про семью, одновременно используя техники присоединения и установления контакта. Основные вопросы касаются совместного проживания членов семьи, возраста членов семьи, стажа брака, области профессиональных занятий, увлечений детей, их учебы в школе и т.п. Иногда уже на социальной стадии полезно составить упрощенную генограмму (см. раздел 1.) трех поколений семьи, которую потом можно дополнять.

Уже на этой стадии интервью, еще не задавая вопросов о том, что привело к нему семью, специалист начинает активно собирать информацию о проблемных зонах семейных отношений, используя наблюдение. Он должен отметить настроение, с которым члены семьи входят к нему в кабинет. Важно замечать, кто в семье пытается привлечь его на свою сторону даже на стадии знакомства, кто дистантен в отношениях со специалистом, как реагируют члены семьи друг на друга и т.п.

Проблемная стадия. Эта стадия начинается тогда, когда специалист задает вопрос о причине прихода семьи и просит обрисовать проблему. Опрос о проблемах имеет два важных аспекта:

- кого терапевт спрашивает о проблеме;

- как он это делает.

Терапевт всегда стоит перед дилеммой: ему важно дать высказаться каждому члену семьи, но с другой стороны, ему также важно не передать семье контроль над встречей и выяснить все, что его интересует.

Важное измерение, которое специалист должен учитывать, - это семейная иерархия. Чтобы получить согласие на работу с семьей, специалисту необходимо заручиться согласием наиболее авторитетного члена семьи, иначе семья больше не придет к терапевту, как бы эффективно он и работал с идентифицированным пациентом.

Терапевт выслушивает позицию каждого члена семьи без комментариев, интерпретаций и не стараясь на этой стадии переменить точку зрения на проблему.. Он может задавать некоторые уточняющие вопросы. Здесь ему важно получить версии проблемы от самих членов семьи. Когда взгляд на проблему высказал каждый член семьи, обычно выявляется несогласие между ними и спонтанно возникает групповая дискуссия. Терапевт на этой фазе отстраняется и дает им возможность поговорить друг с другом, продолжая нести при этом ответственность за сеанс. Для специалиста это удобная возможность выйти на короткое время из системы и понаблюдать за семейной коммуникацией со стороны: как члены семьи обсуждают проблему, кто кого поддерживает, чье слово весомей и т.п.

Далее необходимо выяснить подробности проблемы, здесь терапевт максимально активен. Он уже накопил некоторую информацию путем наблюдения и выслушивания, теперь ему нужно исследовать проблему с разных сторон.

Терапевт в этой фазе использует больше закрытых вопросов, требующих короткого однозначного ответа. Он запрашивает дополнительную информацию по генограмме, прослеживает цепочки взаимодействий, поддерживающих проблему, пытается выяснить всевозможные расхождения в мнениях членов семьи.

Определение целей терапии и заключение терапевтического контракта. Терапевту важно не только расспросить семью о проблемах, но и узнать, какие цели семья ставит перед собой, что члены семьи хотят изменить в первую очередь, как будет выглядеть результат, когда терапия закончится. На этой стадии уместно заключить контракт на дальнейшую работу. Обговаривается примерное количество встреч, их частота, специфика консультирования (совместные групповые, индивидуальные, супружеские и др.)

Диагностическое интервью проясняет семейную структуру, обеспечивает некоторые соглашения между терапевтом и семьей, способствует гипотетическому формулированию заключения терапевта о проблемах семьи. Это в свою очередь сужает арсенал психодиагностических методик, использование которых теперь будет целенаправленно и обоснованно.

Информацию полученную от семьи а первой встрече, удобно обрабатывать с помощью карты структурирования информации о семейной системе, выдвижения гипотез и планирования терапии (Черников А.В., 1997).

Карта структурирования информации о семейной системе.

1. Повод обращения. Кто направил.

2. Описание проблемы и желаемых изменений словами клиентов (метафоры клиентов).

3. Генограмма семейной системы.

4. Данные из истории семьи.

- важные события, модели функционирования и взаимоотношений в семьях прародителей идентифицированного пациента (IP);

- важнейшие события ядерной семьи IP, структурирование ключевых событий вдоль временной оси.

5. Стадия жизненного цикла семьи. Важнейшие задачи и проблемы, стоящие перед семьей. Гипотеза о том, почему семья пришла на прием к специалисту именно сейчас.

6. Структура семьи в настоящий момент (Сплоченность, иерархия, границы):

- порядок рассаживания на приеме;

- распределение по комнатам в квартире;

- данные интервью и наблюдения о семейной структуре, данные тестов (если они проводились)

- терапевтическая гипотеза о структуре семьи

7. Взаимодействие членов семьи:

- индивидуальные поведенческие паттерны и модели функционирования, способы влияния членов семьи друг на друга;

- взаимодействие на приеме;

- отмеченные семейные правила, регулирующие коммуникацию;

- испробованные средства в решении проблемы. Что помогало что имело неудачу.

- составление поведенческих последовательностей, «порочный круг», включающий симптоматическое поведение членов семьи. Гипотезы.

8. Функции симптоматического поведения в семейной системе. Опасности изменений для членов семьи.

9. Дополнительные гипотезы.

10. Планирование дополнительной диагностики.

11. Цели терапии.

12. Планирование терапии. Возможные этапы терапии и промежуточные цели. Возможные терапевтические процедуры, задания и упражнения.

Начало терапии. Окончание терапии

 

Ниже представлены методики, позволяющие семейному психологу и социальному педагогу осуществ­лять диагностику состояния семейной системы и отдельных ее подсистем (супружеской и детско-родительской) в различные периоды ее развития.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 5161; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.