Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология как наука о поведении




Следующий этап в развитии психологии ознаменовался тем, что в психологию были введены совершенно новые факты – факты поведения. Под поведением в психологии понимают внешние проявления психической деятельности человека: внешние проявления физиологических процессов (поза, мимика, интонации, взгляды); отдельные движения и жесты (поклон, сжимание руки); действия как крупные акты поведения; поступки – более крупные акты поведения, которые имеют общественное, социальное значение, связаны с нормами поведения.

В 1913 году выходит в свет публикация Джона Уотсона (1878-1958) «Психология с точки зрения бихевиориста», в которой он заявляет, что психология должна заниматься не явлениями сознания, а поведением. Основатель бихевиоризма Джон Уотсон выступал против точки зрения, согласно которой опыт сознания принадлежит сфере психологии. При изучении поведения животных и младенцев Уотсон не обращался к понятию сознания. Он пришел к выводу, что психология животных и детская психология не только могут рассматриваться как самостоятельные дисциплины, но и могут выступить в качестве образца, которому должна последовать психология взрослых.

Уотсон полагал, что для того чтобы психология могла считаться наукой, психологические данные должны быть доступны внешнему наблюдению, как и данные любой другой науки. Внешним — общественным является поведение, тогда как сознание является внутренней — личной сферой. Наука должна иметь дело только с доступными обществу фактами. Поскольку психологов все меньше удовлетворял метод интроспекции, вновь появившийся бихевиоризм быстро приобрел популярность; многие молодые американские психологи стали называть себя «бихевиористами». Уотсон утверждал, что практически все формы поведения являются результатом обусловливания и что среда формирует поведение посредством подкрепления специфических привычных реакций. Например, если давать ребенку печенье, чтобы он перестал хныкать, это послужит подкреплением (вознаграждением) его привычки хныкать. Условные рефлексы рассматривались как элементарные составляющие поведения, из которых могут составляться более сложные формы поведения. Любые типы сложных паттернов поведения, являющиеся результатом научения или образования, рассматривались как не более чем ткань взаимосвязанных между собою реакций. Бихевиористы были склонны рассматривать любые психологические феномены в терминах стимулов и реакций, что породило формулу «стимул-реакция». В случае с агрессией дети с большей вероятностью проявляют агрессивные реакции, например, бьют других детей, когда такие реакции подкрепляются (другие дети ретируются), чем когда они наказываются (другие дают сдачи) (Р. Аткинсон, 2000).

В дальнейшем в развитии бихевиоризма были внесены некоторые дополнения. Э. Толмен ввел поправку в схему, он предложил добавить среднее звено - промежуточные переменные (внутренние процессы, которые влияют на внешнее поведение - цели, намерения, гипотезы), в результате схема приобрела вид: «S - V - R». В результате исследований, особый тип условных реакций получил название инструментальных или оперантных. Явления инструментального (Э. Торндайк) или оперантного (Б.Скиннер) обусловливания состоит в том, что если подкрепляется какое-либо действие, то оно фиксируется, затем воспроизводится с большей легкостью и постоянством. Этот прием освоен дрессировщиками. Согласно теории бихевиоризма классическое обусловливание является универсальным механизмом научения, общим для человека и животных. Отсюда бихевиористы делали вывод о том, что с помощью стимулов и подкреплений можно «лепить» любое поведение человека, что поведение человека жестко детерминировано. Во всех этих выводах прослеживается «неприкасаемость» к сознанию, что являлось основным требованием бихевиоризма на всех этапах его развития.

Заслугами бихевиоризма является то, что психология была повернута на естественнонаучный путь развития, был введен объективный метод – метод, основанный на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов, событий, расширился класс исследуемых объектов (поведение животных, младенцев), исследовались проблемы научения, образования навыков. Основной недостаток бихевиоризма состоял в недоучете сложности психической деятельности человека, сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания (Гиппенрейтер Ю.Б., 2001).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.