Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды памяти




В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом они вычленяются в соответствии с тремя основными критериями: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную, словесно-логическую; 2) по характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную; 3) по продолжительности закрепления и сохранения материала – на кратковременную, долговременную, оперативную (Рис 7.3).

Классификация видов памяти по характеру психической активности впервые предложенная П.П. Блонским дает четкое представление о том, что двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая память не существуют независимо друг от друга, тесно взаимодействуя между собой.

Двигательная или моторная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Первые проявления двигательной памяти наблюдаются уже в первый месяц жизни ребенка и проявляются в форме двигательных условных рефлексов. В процессе дальнейшего психического развития запоминание и воспроизведение движений начинает принимать сознательный характер, являясь основой для формирования различных практических и трудовых навыков и находясь в тесной взаимосвязи с другими психическими процессами. Следует отметить, что к концу первого года жизни двигательная память ребенка достигает уровня необходимого для развития навыков речи и ходьбы. Наиболее точно движения воспроизводятся в тех случаях, когда они выполнялись ранее. Сложно повторить движения в совершенно новых, непривычных условиях или если они раньше были частью какого-то сложного действия.

 
 

 

 


Рис. 7.3 Классификация основных видов памяти

 

Эмоциональная память – это память на чувства, заключающаяся в способности их запоминать и воспроизводить. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от них из-за отрицательных переживаний в прошлом. К концу первого полугода жизни наблюдаются первые проявления эмоциональной памяти ребенка в форме выражения базовых эмоций. В процессе онтогенеза условно-рефлекторный характер проявления эмоциональной памяти трансформируется в сознательные формы.

Образная память или память на представления. У детей она начинает проявляться в полтора-два года. Особенности, которые характерны для представлений (фрагментарность, неустойчивость, бледность), также присущи и данному виду памяти. На характер воспроизведения влияют содержательные особенности образа, его эмоциональная окраска и общее состояние человека в момент восприятия, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Наиболее точно воспроизводится то, что при восприятии было названо, описано словом. Большинство авторов разделяют образную память на слуховую, осязательную, зрительную, вкусовую и обонятельную. Если зрительная и слуховая память, как правило, хорошо развиты и играют важную роль в жизни людей, то осязательная, обонятельная и вкусовая память называются профессиональными видами памяти. Они особенно интенсивно развиваются в специфических условиях деятельности, достигая удивительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения отсутствующих видов памяти (у глухих, слепых, глухонемых, слепо-глухо-немых).

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Главной особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них называется не просто логической, а словесно-логической. В словесно-логической памяти главная роль отводится второй сигнальной системе, и ее проявления в значительной степени зависят от степени развития всех других видов памяти. Словесно-логическая память проявляется в двух случаях: 1) когда запоминается и воспроизводится только смысл предлагаемого материала, точное сохранение истинных выражений не требуется; 2) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей. Важно отметить, что буквальное заучивание может носить характер механического запоминания. Заучивание наизусть у детей протекает иногда с большей легкостью, чем у взрослых. Тогда как в запоминании смысла взрослые, наоборот, имеют значительные преимущества перед детьми. Очевидно, что взрослым легче выделять существенное в материале, а детям легче запомнить детали.

Таким образом, опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая становится ведущей по отношению к ним, и от уровня ее развития во многом зависит развитие других видов памяти.

В зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. В случае непроизвольного запоминания и воспроизведения отсутствует специальная цель, не требуются волевые усилия и контроль со стороны сознания человека. В ситуации произвольной памяти все вышеперечисленное присутствует. В тоже время важно подчеркнуть, что непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное. Часто бывает так, что непроизвольно запомненный материал воспроизводится лучше, чем материал, который специально запоминался. Непроизвольно запоминается материал, который оказывается в центре внимания, и особенно тогда, когда с ним связана определенная умственная работа.

С точки зрения продолжительности закрепления и сохранения материала память подразделяется на кратковременную, оперативную и долговременную.

Кратковременная память – это вид памяти, характеризующийся кратким сохранением воспринимаемой информации. Объем кратковременной памяти достаточно индивидуален. Как правило, в нее попадают лишь только пять-шесть единиц информации, полученной от органов чувств. Благодаря данному виду памяти перерабатывается значительный объем информации, отсеивается ненужная и остается потенциально полезная, поэтому не происходит перегрузки долговременной памяти.

Оперативная память обслуживает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Она необходима для того, чтобы удерживать «в уме» промежуточные результаты до тех пор, пока мы имеем с ними дело. В процессе продвижения к итоговому результату «отработанный» материал может забываться. Звенья материала, которыми оперирует человек, могут быть различными, поэтому для запоминания материала имеет большое значение формирование оптимальных оперативных единиц памяти.

Долговременная память или длительное сохранение материала, чаще всего после многократного повторения. Эффективное функционирование долговременной памяти невозможно без кратковременной, так как она выступает в виде своеобразного буфера, который пропускает лишь важную информацию в долговременную память. Перевод из кратковременной памяти в долговременную осуществляется благодаря волевому усилию. За счет многократного повторения материала в долговременную память можно перевести информации гораздо больше, чем позволяет индивидуальный объем кратковременной памяти. Благодаря этому происходит последовательное наращивание общего объема запоминаемой информации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.