Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы формирования Таможенного союза




Начало процессам формирования ТС ЕврАЭС было положено еще в период существования ТС как организации.

Документом, учреждающим ТС, является Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999г. В соответствии со ст. 21 данного договора ТС в качестве торгово-экономического объединения предполагает наличие:

- единой налоговой территории;

- общего таможенного тарифа;

- режима не допускающего каких-либо тарифных и нетарифных ограничений (лицензирование, квотирование) во взаимной торговле, за исключением случаев, предусмотренных данным договором;

- упрощения и последующей отмены таможенных границах;

- однотипных механизмов регулирования экономики и торговли, базирующихся на универсальных рыночных принципах хозяйствования и гармонизированном экономическом законодательстве;

- органов управления, обеспечивающих условия функционирования и развития таможенного союза;

- единой таможенной политики и применения единых таможенных режимов.

В целях оптимизации процессов формирования ТС и ЕЭС решением глав государств – участников ЕврАзЭС от 16 августа 2006г. предусмотрено, что формирование ТС, в дальнейшем и ЕЭС будет осуществляться первоначально на базе трех стран – Белоруссии, Казахстана и России.

В соответствии с указанным решением главами трех стран на заедании Межгоссовета, состоявшемся в г. Душанбе 6 октября 2007 г., были подписаны основополагающие документы договорно-правовой базы «Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России» (далее – ТС-3). В частности, были приняты следующие основные документы, учреждающие ТС-3:

1) Договор о создании единой таможенной территории и формирование Таможенного союза.

2) Договор о Комиссии Таможенного союза.

Тогда же решением Межгоссовета на уровне глав государств был утвержден Перечень международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза. С момента утверждения содержание указанного Перечня дополнялось новыми документами. Последняя его редакция от 29 ноября 2009 г. В части первой своего содержания включает в себя 13 международных договоров, действующих в рамках ЕврАзЭС, в части второй – 38 международных договоров, направленных на завершение договорно-правовой базы ТС. Решение о вступлении в силу международного договора, включенного в часть вторую Перечня, принимается органом ТС при наличии информации депозитария о выполнении сторонами соответствующих внутригосударственных процедур.

Последовательность действий по формированию единой таможенной территории и Таможенного союза на период 2007-2010гг. закреплена в Плане действий по формированию Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, утвержденного решением Межгоссовета от 6 октября 2007г. Реализация указанного Плана осуществляется в соответствии с мероприятиями, утвержденными Интеграционным комитетом 23 апреля 2008 г., а также с этапами и сроками, одобренными решением Межгоссовета от 9 июня 2009г.

Согласно Договору о формировании ЕврАзЭС, высшим органом в структуре правления ТС ЕврАзЭС является Межгосударственный Совет. Решение в ТС принимаются представителями Межгосударственного Совета от Договаривающихся Сторон, формирующих ТС.

С момента вступления в силу Договора о Комиссии Таможенного союза 10 октября 2008 г. Роль исполнительного органа в структуре ТС перешла Комиссии таможенного союза (далее Комиссия). Согласно Договору, Комиссия является единым постоянно действующим регулирующим органом ТС и основная ее задача – обеспечение условий функционирования и развития ТС.

Рабочим органом Комиссии является Секретариат Комиссии (далее Секретариат). Секретариат осуществляет организацию работы и информационно-техническое обеспечение работы Комиссии.

После объединения таможенных территорий государств, формирующих ТС, полномочия Суда Сообщества должны дополниться следующими функциями:

- рассмотрение дела о соответствии актов органов ТС международным договорам, формирующим правовую базу ТС;

- рассмотрение дела об оспаривании решений, действий (бездействий) органов ТС;

- толкование международных договоров, формирующих правовую базу ТС, актов, принятыми органами ТС;

- разрешение споров между Комиссией и государствами, входящими в ТС, а также между государствами – членами ТС по выполнению ими обязательств рамках ТС.

Вопреки мнениям скептиков, которые, ссылаясь на европейский опыт, предрекали евразийским интеграционным процессам протяженность в несколько десятилетий, Сообществу удалось в довольно сжатый срок сформировать правовую базу Таможенного союза. За период 2007-2009 гг. государствами ЕврАзЭС подписано 77документов по формированию правовой базы Таможенного союза, в том числе 42 международных договора, их которых 19 уже ратифицированы сторонами, 14 из них вступили в силу. Также принято 40 решений Межгоссовета на уровне глав государств и глав правительств. Следует отметить, что принятие в сжатые сроки такого количества значимых документов произошло только благодаря политической воле глав государств и практической деятельности правительств трех стран. Несопоставимость европейского опыта с ЕврАзЭС в плане сроков реализации этапов экономической интеграции связано с тем, что государства – члены ЕврАзЭС на данном этапе развития взаимного сотрудничества имеют более развитую культурную общность и, более того, эти государства скорее переживают этапы реинтеграции, нежели интеграции.

Ключевым событием в процессе формирования ТС-3 явилось подписание президентами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан 27 ноября 2009г. Таможенного кодекса и Единого таможенного тарифа (ЕТТ). Эти шаги создали предпосылки для введения в действие с 1 января 2010 г. Первых механизмов Тс-3: Единого порядка тарифного и нетарифного регулирования, включая единый порядок оформления лицензий и ограничений во внешней торговле.

В ситуации, когда две группы стран оказались на глубине интеграционных процессов одного экономического блока (Белоруссия, Казахстан и Россия – на стадии ТС, Киргизия и Таджикистан – на стадии ЗСТ), эти процессы приобрели разноскоростной и многоуровневый характер. Такой подход, по мнению автора, позволяет ускорить интеграцию в рамках Сообщества и дает возможность отстающим государствам постепенно адаптировать свои экономики к меняющимся условиям.

Таким образом, с 2010 г. на территории Белоруссии, Казахстана и России к товарам из третьих стран применяются единые ставки ввозных таможенных пошлин, установленные Единым таможенным тарифом (ЕТТ) ЕврАзЭС. С этого момента единственным компетентным органом по внесению изменений в ЕТТ является Комиссия.

ЕТТ ЕврАзЭС разрабатывался на основе консенсуса государств – членов Сообщества и включает в себя более 11 тыс. товарных позиций. ЕТТ в основном совпадает с ранее действовавшими в России и Белоруссии тарифами и в результате его введения неизменными в России и Белоруссии остались 82% и 75% ставок ввозных таможенных пошлин, соответственно. Для Казахстана данный показатель составил всего лишь 45%Белоруссия, -18%, Россия – 4%.

Идеальным было бы согласовать все 100% номенклатуры товаров, находящихся во внешнем обороте страны ЕврАзЭС (порядка 12 000 товарных позиций). Однако реально такая ситуация невозможна хотя бы по тому, что экономические интересы стран требуют исключений из общих правил в сторону ослабления или ужесточения торговой политики по отношению к тому или иному виду товаров. В частности, для Казахстана, которому пришлось существенно изменить ставки таможенных пошлин, предусмотрена возможность временного применения тарифных льгот (сроком до 5 лет) по ряду товарных номенклатур, являющихся чувствительными для экономики страны.

Кроме того, предусматриваются благоприятные условия для развития на территории ТС промышленной сборки моторных транспортных средств, произведенных хозяйствующими субъектами государств – участников ТС при выполнении соответствующих критериев, отражающих масштаб производства и величину добавленной стоимости. Тарифные льготы также будут предоставляться в отношении технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов, ввозимых для исключительного использования на территории государств – участников ТС в рамках реализации значимых для них инвестиционных проектов.

С введением в действие 1 января 2010 г. Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании и Соглашения о едином нетарифном регулировании Таможенного союза завершен подготовительный этап и начался первый этап, который, по заявлению секретаря Комиссии ТС, продлится до 1 июля 2010 г.: «С 1 июля, с введением в действие единого Таможенного кодекса, завершится формирование единой таможенной территории и начнется следующий этап, в течение которого будет осуществлена отмена таможенного и других форм пограничного контроля между государствами – участниками ТС. К 1 июля 2011года этот процесс будет завершен».

Государствам ТС-3 необходимо было до формирования единой таможенной территории согласовать порядок расщепления поступлений от импортных таможенных пошлин в бюджеты стран – участниц ТС. Идеальным было бы установить точную статистику импорта каждой из стран-участниц и в соответствующем порядке распределять доходы. Однако в реальности невозможно будет уследить за тем, в какую страну направились импортированные товары после пересечения границы ТС. В этой связи стороны договорились каждому члену ТС его долю в общей стоимости импорта товаров на территорию ТС, в соответствии с которой будут распределяться поступления. Согласно договоренности, Россия будет получать 87,97% собираемых платежей, Белоруссия -4,7%, Казахстан – 7,33%.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 4360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.