Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организации




Основные формальные международные экономические

Формальные международные экономические организации в свою очередь делятся на: правительственные (участниками которых являются непосредственно государства) и неправительственные (в состав которых входят объединения производителей, компании и фирмы, научные общества и другие организации).

Международные правительственные организации имеют систему постоянно действующих органов и являются субъектами международного права. Международные правительственные организации бывают:

1) универсального характера, цель и предмет деятельности которых представляют интерес для всех государств мира (например, система Организации Объединенных Наций);

2) регионального (ЕБРР − Европейский банк реконструкции и развития) и межрегионального (ОЭСР) характера;

3) торгово-экономического характера, в мире насчитывается примерно 300 организаций (фундамент мировой торговли формируют следующие организации: Всемирная торговая организация, ЮНКТАД – входят в систему ООН; МТО и др.);

4) валютно-финансового и кредитного характера (к ведущим финансовым организациям относятся: Группа Всемирного банка, МВФ – входят в систему ООН; БМР, ЕБРР);

5) специализированные экономические и научно-технические организации (к ведущим относят: ЮНИДО, ФАО, ВОИС, МАГАТЭ, МОТ- входят в систему ООН);

6) товарные организации, функционирующие в отдельных товарных сегментах мирового рынка (ОПЕК – организация стран (Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Иран, Ирак, Катар, Кувейт, Ливия, Венесуэла, Габон, Индонезия, Иран, Ирак, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия) экспортеров нефти; Международные правительственные организации по: текстильным товарам, по кофе, по какао, по олову).

Рассмотрим более подробно некоторые из них.

Система Организации Объединенных Наций включает саму ООН с её главными и вспомогательными органами, 18 специализированных учреждений, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и ряд программ, советов и комиссий. Эта система может быть представлена следующим образом:

1. Генеральная Ассамблея (ГА):

1.1.Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Женева, Швейцария.

1.2. Программа развития ООН (ПРООН), Нью-Йорк, США.

1.3. Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Найроби, Кения.

1.4. Всемирный продовольственный совет (ВПС), Рим, Италия.

2. Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС):

2.1. Мировая продовольственная программа (МПП), Рим, Италия.

2.2. Международный торговый центр (МТЦ), Женева, Швейцария.

2.3. Специализированные учреждения:

2.3.1. Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО), Рим, Италия.

2.3.2. Международный Банк реконструкции и развития (МБРР, или Всемирный банк), Вашингтон, США.

2.3.3. Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Монреаль, Канада.

2.3.4. Международная ассоциация развития (МАР), Вашингтон, США.

2.3.5. Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР), Рим, Италия.

2.3.6. Международная финансовая корпорация (МФК), Вашингтон, США.

2.3.7. Международная организация труда (МОТ), Женева, Швейцария.

2.3.8. Международный валютный фонд (МВФ), Вашингтон, США.

2.3.9. Международная морская организация (ММО), Лондон, Великобритания.

2.3.10. Международный союз электросвязи (МЭС), Женева, Швейцария.

2.3.11. Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ), Вашингтон (США).

2.3.12. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Женева, Швейцария.

2.3.13. Организация объединенных Наций по промышленному развитию (ВОИС), Женева, Швейцария.

3. Автономные организации:

3.1. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Вена, Австрия.

3.2. Всемирная торговая организация (ВТО), Мадрид, Испания.

О некоторых из перечисленных организаций ниже будет сказано подробнее.

К первоначальным членам ООН относятся 50 государств, подписавших Устав ООН на конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 года, а также Польша. В течение 1946-2006 годов в ООН было принято ещё 141 государство (фактически в этот период в состав ООН входило больше государств, но число уменьшено за счёт выхода из состава ряда государств, таких как Югославия и Чехословакия вследствие их разделения на независимые государства).

14 июля 2011 года, с принятием в члены ООН Южного Судана, число государств − членов ООН составило 193.

Среди 51 страны-основателей ООН, наряду с СССР, были и две союзные республики: Белорусская ССР и Украинская ССР.

Генеральный секретарь ООН − Пан Ги Мун (Южная Корея). Конец первого срока:1 января 2012г.

ОЭСР – организация экономического сотрудничества и развития была создана в 1961 г. 20-тью государствами учредителями. Штаб-квартира организации располагается в Париже (Франция). Сейчас в организацию входят 34 государства, в том числе большинство государств — членов ЕС. В работе организации также принимает участие на правах отдельного члена Европейская комиссия (орган Евросоюза). Генеральный секретарь (с 2006г.) − Хосе Анхель Гурриа Тревиньо (Мексика).

На долю государств-членов ОЭСР приходится около 60 % мирового ВВП.

Руководящим органом ОЭСР является совет представителей стран − членов организации. Все решения в нём принимаются на основе консенсуса.

ОЭСР принимает 2 вида решений: постановления обязательные для всех стран-членов, и соглашения, имеющие добровольный характер, но обычно соблюдаемые. Главные задачи ОЭСР: анализ состояния экономик стран-членов, составление дважды в год прогноза их развития на ближайшие 1,5 года, разработка рекомендаций в области регулирования хозяйства на макро- и отраслевом уровне, включая международную торговлю, координация политики в области финансовой помощи развивающимся государствам. Являясь органом по согласованию основных направлений экономической политики развитых стран, ОЭСР готовит материалы для крупных международных соглашений. Организация регулярно распространяет аналитические и статистические материалы: основные экономические показатели, состояние бюджета, внешней торговли, финансов, промышленности и энергетики мира. Выпускаются специальные монографии, журналы, экономические отчеты и прогнозы, технические и статистические бюллетени и др. Свыше 150 специализированных комитетов, рабочих групп и экспертных комиссий заняты изучением широкого спектра экономических и социальных проблем. Статус наблюдателей имеют МБРР и МВФ. Высший орган ОЭСР – Совет, заседает 1 раз в год в составе министров иностранных дел, торговли, финансов или экономики стран-членов.

Россия сотрудничает с ОЭСР с 1994г. Нормативно-правовую основу текущего сотрудничества составляют подписанные в 1994г. Декларация о сотрудничестве между ОЭСР и Российской Федерацией, определяющая его основные направления и регулирующая условия деятельности ОЭСР в России и Соглашение о привилегиях и иммунитетах ОЭСР в Российской Федерации. В соответствии с этими документами, ОЭСР, в частности, обязалась оказывать содействие России в переходе к рыночной экономике, включая разработку и осуществление рыночных преобразований на макроэкономическом и отраслевом уровнях, создание институтов и инструментов рыночной экономики. В практическом плане в целях координации взаимодействия министерств и ведомств России, сотрудничающих с ОЭСР, в 1994 г. была создана Межведомственная комиссия во главе с заместителем министра иностранных дел России, в круг задач которой входит разработка мероприятий по обеспечению переговоров о вступлении России в ОЭСР, определение общей линии сотрудничества с Организацией. Позднее на уровне Правительства РФ была создана Комиссия правительства РФ по вопросам ВТО и взаимодействия РФ с ОЭСР, что отражало необходимость параллельного решения вопросов вступления России в ВТО и ОЭСР. Сейчас эту Комиссию возглавляет Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Игорь Иванович Шувалов.

В 1995 году была введена в действие первая годовая рабочая программа взаимного сотрудничества, которая с тех пор является основным инструментом планирования сотрудничества ОЭСР и России. В соответствии с этими программами сотрудничество России и ОЭСР шло по следующим направлениям:

- оказание консультативного содействия ОЭСР России в осуществлении рыночных преобразований;

- участие российских представителей в качестве наблюдателей в работе ряда комитетов и рабочих групп ОЭСР, количество которых постоянно расширялось;

- участие российских экспертов в исследовательских проектах ОЭСР, в работе по сбору статистической информации и разработке статистических показателей;

- участие российских экспертов в конференциях и семинарах ОЭСР;

- доступ России к информационно-аналитическому потенциалу ОЭСР.

Реальное взаимодействие ОЭСР и России осуществляется в рамках Центра по сотрудничеству со странами, не входящими в ОЭСР. Центр реализует общую и специальные (для конкретных стран) программы, а также программу обучения. Координация сотрудничества Россия и ОЭСР в соответствии с рабочими программами осуществляется Московским офисом Центра по сотрудничеству со странами, не входящими в ОЭСР.

Очевидно, что будущее членство в ОЭСР существенно расширит нормативно-правовую базу сотрудничества. Россия должна будет предоставить дипломатический иммунитет сотрудникам ОЭСР, находящимся на территории нашей страны, и со своей стороны делегировать постоянного представителя в Совет ОЭСР. Кроме того, Россия должна будет присоединиться к Конвенции о создании ОЭСР, а также ряду других международных соглашений, участниками которых являются все страны-члены ОЭСР.

За последнее десятилетие накоплен обширный и полезный опыт сотрудничества России и ОЭСР. России удалось поднять уровень политического диалога с ОЭСР, а также фактически приобрести особый статус страны-партнера.

Россия участвует в работе большего числа Комитетов и вспомогательных органов ОЭСР, чем любая другая страна, не являющаяся членом Организации. На протяжении последних 10 лет круг комитетов и рабочих групп ОЭСР, в которых Россия участвует в качестве наблюдателя, постоянно расширялся. В 2007году Россия являлась наблюдателем в 20 комитетах и рабочих группах ОЭСР.

В настоящее время Россия активно участвует в деятельности ОЭСР в качестве наблюдателя в 13 комитетах ОЭСР и нескольких рабочих группах (табл.13.2.), что дает России право высказывать позицию своего государства по обсуждаемым вопросам, участвовать в выработке решений и рекомендаций. Рассматривался вопрос о получении статуса наблюдателя еще в нескольких комитетах (по страхованию, торговле, финансовым рынкам, помощи развитию, госуправлению, в рабочей группе по борьбе с коррупцией), однако теперь, вероятно, этот вопрос будет решен вместе с ожидаемым вступлением России в ОЭСР.

Таблица 13.2.

Участие России в структурных подразделениях ОЭСР

Статус: Полноправный участник (1)
Комитет по стали
Статус: Наблюдатель (18)
Комитет по статистике и его структурные подразделения
Комитет по статистике и негосударственному пенсионному обеспечению
Рабочая группа по негосударственному пенсионному обеспечению Комитета по статистике и негосударственному пенсионному обеспечению
Комитет по обзорам экономического развития (участие в подготовке только страновых обзоров)
Комитет по рыболовству
Комитет по информационной, компьютерной и коммуникационной политике
Комитет по научно-технической политике и его структурные подразделения
Комитет по конкуренции и его рабочие группы
Комитет по сотрудничеству странами-не-членами
Комитет по налогообложению и его структурные подразделения
Технический комитет по поддержке Агентства по ядерной энергетике и его рабочие группы
Группа по продуктам питания Комитета по сельскому хозяйству
Комитет по образовательной политике
Рабочая группа по судостроению
Комитет по занятости, труду и социальным вопросам (только в самом Комитете)
Комитет по морскому транспорту
Рабочая группа по гармонизации регулирующих мер в биотехнологиях Комитета по экологической политике
Временный наблюдатель (1)
Комитет по законодательству в области ядерной энергетики Агентства по ядерной энергетике

Россия также участвует во многих из Глобальных Форумов ОЭСР. На Россию приходится около 20% бюджетных средств ОЭСР, выделяемых на сотрудничество с 70 странами-не-членами Организации.

Большое значение для России имеет определение ОЭСР кредитного рейтинга, влияющего на условия заимствования на мировых финансовых рынках. Так в январе 2007 года Совет ОЭСР принял решение о переводе России из четвертой в третью группу инвестиционных рисков, что должно привести не только к улучшению общего экономического имиджа нашей страны, но и к удешевлению западных связанных кредитов для российских компаний.

В рамках программ сотрудничества с Россией Центр ОЭСР по сотрудничеству со странами-не-членами организует программы обучения, в частности проводит семинары по инвестиционному законодательству, статистике, политике развития конкуренции, бухгалтерскому учету и развитию предпринимательства.

Став полноправным членом ОЭСР, Россия сможет продолжить сотрудничество с ОЭСР по этим приоритетным направлениям, но уже на более основательной партнерской основе, внося более значимый вклад в разработку международных механизмов реализации и оценки политики в различных сферах с учетом своих национальных интересов.

ВТО – Всемирная торговая организация – занимается вопросами установления таможенных тарифов и конкретных правил торговли товарами, услугами, интеллектуальной собственностью. Организация создана в 1995г. с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.

На июль 2008 года в ВТО состояло 153 страны, на долю которых в сумме приходилось 97 % мирового торгового оборота. Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве (Швейцария).

В 1986 году СССР обратился с заявкой о получении статуса наблюдателя в Уругвайском раунде переговоров с целью последующего присоединения к ГАТТ. США, однако, отклонили эту заявку, мотивировав это тем, что СССР является страной с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли. Только в 1990 году СССР смог получить статус наблюдателя.

В 1993 году уже Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ. В 1995 году начались переговоры по вступлению России в ВТО.

Наиболее трудные переговоры велись с США, Евросоюзом и Китаем. Разногласия с Евросоюзом удалось урегулировать после того, как Россия поддержала Киотский протокол. Самыми сложными были переговоры с США, которые велись в течение шести лет. Основные разногласия касались вопросов финансовых рынков, поставок в РФ сельскохозяйственной продукции и защиты прав интеллектуальной собственности. Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года. Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам).

Вступление России во Всемирную торговую организацию постоянно откладывается ещё и из-за необходимости подготовки к членству в ВТО и снижения потерь от присоединения. Осложнил вступление ВТО и начавшийся в мире финансовый кризис, заставивший множество стран задуматься не о свободной торговле, а, наоборот, о жёстком регулировании своих экономик.

ЮНКТАД – (англ. UNCTAD, United Nations Conference for Trading and Development) − Конференция ООН по торговле и развитию была создана в 1964г. Штаб-квартира ЮНКТАД находится в Женеве (Швейцария). На сегодняшний день конференция насчитывает 193 страны, включая Россию. Решения ЮНКТАД принимаются в форме резолюций и имеют рекомендательный характер.

Исполнительным органом является Совет по торговле и развитию, отвечающий за обеспечение общего соответствия деятельности согласованным приоритетам. Секретариат ЮНКТАД сотрудничает с правительствами государств-членов, взаимодействует с организациями ООН и региональными комиссиями.

ЮНКТАД вырабатывает общие торгово-политические принципы в контексте развития мировой экономики. Документы ЮНКТАД не являются юридически обязательными, имеют добровольный характер. Конференции проходят раз в 4 года на уровне министров государств-членов с целью определения главных направлений и принципов развития мировой экономики. В период между сессиями исполнительный орган ЮНКТАД изучает вопросы взаимозависимости экономик стран, международной торговли и валютно-финансовых отношений, торговой политики, структурной перестройки и экономических реформ; координирует политику и внешние отношения через предоставление информации.

Всемирная таможенная организация (ВТАО) является межправительственной международной организацией со штаб-квартирой в Брюсселе (Бельгия). Учреждена в 1952 г., объединяет 174 таможенные службы, включая службы почти всех бывших республик СССР. За всю историю существования организации ее членами стали более 170 таможенных служб мира, которые контролируют около 98 % международной торговли. Генеральный секретарь: Кунио Микурия (Япония, с января 2009г.).

ВТАО является международно признанным глобальным центром таможенной экспертизы и играет лидирующую роль в обсуждении, развитии и совершенствовании техники таможенного дела и таможенного законодательства. Деятельность организации формулируется исходя из запросов ее членов. Инструменты и передовой опыт ВТАО признаны в качестве основы для работы современных таможенных служб.

Главной целью ВТАО является повышение эффективности работы таможенных служб стран-членов организации с помощью мер, способствующих их национальному развитию: укрепление национальной безопасности, увеличение собираемости налогов и сбор статистики по внешней торговле.

Чтобы достичь своих целей, ВТАО разработала ряд следующих инструментов:

- Международная конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС) была принята в 1983 и вступила в силу в 1988 году. Данная номенклатура используется в различных целях, в частности, в качестве основы для расчета таможенных тарифов и сбора международной таможенной статистики. Система включает в себя около 5000 групп товаров, каждая из которых имеет шестизначный код, присвоенный согласно четко определенным правилам, с целью достижения единой классификации товаров. ГС также используется для разработки торговой политики, рассмотрения правил происхождения товаров, мониторинга контролируемых товаров, расчета налогов, тарифов на перевозку, контроля за квотами и ценами, а также для проведения экономических исследований и анализа.

- Международная конвенция об упрощении и согласовании таможенных процедур (пересмотренная Киотская конвенция) была изначально принята в 1974 и пересмотрена в 1999 году. Конвенция вступила в силу в 2006 году. Она включает в себя несколько основополагающих принципов: прозрачность и предсказуемость операций по таможенному контролю; стандартизацию и упрощение товарных деклараций и сопровождающих документов; упрощенные процедуры для уполномоченных операторов; максимальное использование информационных технологий; минимально необходимый таможенный контроль при соблюдении таможенных правил; применение процедур таможенного контроля, основанных на анализе рисков и аудите; проведение совместных операций с участием других пограничных служб; партнерство с частным сектором. Конвенция также предусматривает действенные меры по упрощению процедур торговли и эффективному контролю, а также содержит новые обязательные требования по их внедрению. Пересмотренную Киотскую конвенцию часто путают с Киотским протоколом к Рамочной конвенции ООН по изменению климата (РКИК).

- Конвенция о карнете АТА и Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция). Обе Конвенции являются инструментами ВТАО по временному ввозу товаров. Система АТА, которая является частью обеих Конвенций, разрешает свободу передвижения через границы и временный ввоз товаров на таможенную территорию, освобождая от уплаты налогов и пошлин. Товары сопровождаются одним документом, известным, как карнет АТА. Функционирование системы АТА обеспечивается с помощью международных гарантий.

- Декларация Аруша о профессиональной этике была принята в 1993 и пересмотрена в 2003 году. Декларация носит необязательный характер и представляет собой ряд основных положений для продвижения принципов профессиональной этики и борьбы с коррупцией в таможенной сфере.

- Система рамочных стандартов по обеспечению безопасности и содействию глобальной торговле (SAFE) была принята в 2003 году. Данный юридически необязательный документ содержит в себе стандарты по обеспечению безопасности цепи поставок и упрощению процедур международной торговли, позволяет осуществлять интегрированное управление цепью поставок для всех видов транспорта, способствует развитию связей между таможенными службами с целью обнаружения рисковых грузов, а также сотрудничеству между таможенными органами и деловым сообществом с помощью внедрения концепции уполномоченного экономического оператора.

МВФ – Международный валютный фонд – специализированное учреждение ООН со штаб-квартирой в Вашингтоне, США.

На Бреттон-Вудской конференции ООН по валютно-финансовым вопросам 22 июля 1944 года была разработана основа соглашения (Хартия МВФ). Наиболее существенный вклад в разработку концепции МВФ внесли Джон Мейнард Кейнс, возглавлявший британскую делегацию, и Гарри Декстер Уайт − высокопоставленный сотрудник Министерства финансов США. Окончательный вариант соглашения первые 29 государств подписали 27 декабря 1945 года − официальная дата создания МВФ. МВФ начал свою деятельность 1 марта 1947 года как часть Бреттон-Вудской системы. В этом же году Франция взяла первый кредит. В настоящее время МВФ объединяет 187 государств, включая Россию (с 1992 г.), а в его структурах работают 2500 человек из 133 стран.

МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации.

Высший руководящий орган МВФ − Совет управляющих (англ. Board of Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, приём и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.

Уставный капитал составляет около 217 млрд. СДР (на январь 2008 года, 1 СДР равнялся примерно 1,5 доллар США). Формируется за счет взносов государств-членов, каждое из которых обычно выплачивает приблизительно 25 % своей квоты в СДР или в валюте других членов, а остальные 75 % − в своей национальной валюте. Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами-членами в руководящих органах МВФ.

Исполнительный совет, который определяет политику и отвечает за большинство решений, состоит из 24 исполнительных директоров. Директоров назначают восемь стран с наибольшими квотами в Фонде − Соединенные Штаты, Япония, Германия, Франция, Соединенное Королевство, Китай, Россия и Саудовская Аравия. Остальные 176 стран организованы в 16 групп, каждая из которых выбирает по исполнительному директору. Группы формируются странами со схожими интересами и обычно из одного региона, например, франкоязычные страны Африки.

Самым большим количеством голосов в МВФ (по состоянию на 16 июня 2006 года) обладают: США − 17,08 %(16,407% − 2011); Германия − 5,99 %; Япония − 6,13 % (6,46% − 2011); Франция − 4,95 %; Великобритания − 4,95 %; Саудовская Аравия − 3,22 %; Китай − 2,94 % (6,394% − 2011); Россия − 2,74 %. Доля 15 стран участниц ЕС − 30,3 %, 29 стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития имеют в совокупности 60,35 % голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84 % количества членов Фонда, приходится лишь 39,65 %.

Группа Всемирного банка – состоит из 5-ти институтов, общей целью которых является оказание развитыми странами финансовой помощи развивающимся. В эту группу входят:

1) Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - главная составляющая группы. Основан в 1945 г. Находится в Вашингтоне (США). Членами МБРР могут быть только члены Международного валютного фонда. Международный банк реконструкции и развития состоит из 184 стран-членов. Последней (18 января 2007 года) принятой страной была Черногория. В настоящее время сосредоточил свои усилия на предоставлении кредитов относительно богатым развивающимся странам и странам с переходной экономикой. Россия член МБРР с 1992 г. Часто этот банк называют Всемирным.

В отличие от МВФ, деятельность которого актуальна в периоды кратковременных макроэкономических кризисов, МБРР занимается проблемами долгосрочного экономического развития. МБРР специализируется на двух видах долгосрочных кредитов. Целевые кредиты – для финансирования конкретных инвестиционных проектов, например, строительство дорог, мостов, электростанций и др. Программные кредиты – для помощи в осуществлении правительствами структурных реформ в ключевых областях экономики. Приоритетными для МБРР являются такие структурные преобразования, как реформа внешней торговли, системы здравоохранения, образования, проведение приватизации, инвестиции в инфраструктуру. Высший орган – Совет МБРР, который состоит из глав центральных банков или министров финансов стран-членов. Решения принимаются простым большинством голосов. При голосовании вес голоса каждой страны зависит от ее доли в капитале банка (США - 16,39% в 2006г., Россия - 2,78 %). Совет собирается раз в год. Текущие дела ведут 24 исполнительных директора-директорат. Директорат возглавляет Президент. Среди исполнительных директоров представлена и Россия;

2) Международная ассоциация развития (МАР) – образована в 1960г., находится в Вашингтоне (США). Предоставляет льготные и беспроцентные кредиты на 40-50 лет беднейшим развивающимся государствам членам МБРР, которые не в состоянии брать кредиты у МБРР. Управление построено по принципу МБРР. Президент МАР назначается по предложению Президента МБРР. Членами МАР являются 170 государств-членов ООН и Республика Косово;

3) Международная финансовая корпорация (МФК) – основана в 1956г., штаб-квартира находится в Вашингтоне (США). Акционерами МФК являются 182 страны, в том числе США (23,65% голосов), Япония (5,87%), Россия (3,39%). МФК координирует свою деятельность с другими организациями, входящими в состав группы Всемирного банка, но в юридическом и финансовом отношениях является независимой организацией. В отличие от МБРР МФК финансирует не правительства, а непосредственно предприятия. МФК предоставляет кредиты сроком от 5 до 15 лет высокорентабельным частным предприятиям. Управление построено по принципу МБРР. Президент МФК назначается по предложению Президента МБРР.

4) Международное агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) – создано в 1988 г., находится в Вашингтоне (США), входит 175 страны, включая Россию. Осуществляет поощрение иностранных инвестиций на производственные цели, особенно в развивающихся странах. Гарантирует инвестиции путем: страхования инвестиций в государствах-членах от экономических и политических рисков, оказания консультативных и рекламных услуг для инвесторов и/или получающих инвестиции стран-членов МАГИ. Управление построено по принципу МБРР. Президент МАГИ назначается по предложению Президента МБРР;

5) Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Основан в 1966 г. Осуществляет содействие потокам международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами, проводит консультирование, научные исследования, располагает информацией об инвестиционном законодательстве различных стран. Членами МЦУИС являются 143 государств-членов ООН и Косово.

За период своего существования банк и его организации предоставили свыше 5 тыс. займов на общую сумму 245 млрд. долл. Почти 3/4 всех займов приходится на МБРР.

БМР – Банк международных расчетов, первый межгосударственный банк, организован в 1930 г., находится в Базеле (Швейцария). Выполняет функцию координатора центральных банков ведущих развитых стран мира. Объединяет центральные банки 33 государств мира, главным образом европейских. Производит расчеты между странами-членами ЕС, выполняет функции депозитария Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), а также совершает операции по поручению ОЭСР и стран участвующих в ней. БМР выступает агентом центральных банков, производит депозитно-ссудные, валютные и фондовые операции, куплю-продажу и хранение золота. В руководящие органы входят общее собрание, Совет директоров, президент банка и администрация.

Целью банка является: «…содействие развитию сотрудничества между центральными банками, создание новых возможностей для международных финансовых операций и деятельность в качестве доверенного лица или агента при проведении международных платежных операций, переданных ему на основании договоров со сторонами-участниками. (Статья 3 Устава БМР)»

ЕБРР – Европейский банк реконструкции и развития (третья влиятельная кредитная организация), создан в 1991 г. специально для оказания помощи странам Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР на этапе реформ. Находится в Лондоне (Великобритания). Акционерами ЕБРР являются 61 страна, включая Россию, и две международные организации. ЕБРР взаимодействует с МБРР, Парижским и Лондонским клубами кредиторов.

Полномочия ЕБРР являются прерогативой Совета управляющих, в состав которого каждое правительство акционера назначает своего управляющего, как правило, министра финансов. Совет управляющих делегирует большинство полномочий Совету директоров, который отвечает за стратегическое направление ЕБРР.

Совет директоров состоит из 23 директоров и возглавляется Президентом. Каждый директор представляет одного или более акционеров. С учетом общего руководства Совета управляющих, Совет директоров отвечает за руководство общей деятельностью и политику банка. Он осуществляет полномочия прямо возложенные на него Соглашением и те полномочия, которые делегированны ему Советом управляющих.

Президент избирается Советом управляющих и является законным представителем ЕБРР. Под руководством Совета директоров, Президент руководит текущей работой банка. Президент избирается Советом управляющих большинством голосов на 4 года и может быть переизбран на второй срок.

Вице-президенты назначаются Советом директоров по рекомендации Президента и обычно по срочному контракту на четыре года. В случае отсутствия или недееспособности Президента, вице-президент осуществляет полномочия и выполняет функции Президента.

Исполнительный комитет контролирует все ключевые аспекты стратегии, эффективности и финансовой устойчивости банка. Исполнительный комитет банка состоит из Президента (возглавляет его), вице-президентов и других членов высшего руководства банка.

Также создан ряд других комитетов, управлений, которые подчиняются Президенту по направлениям деятельности банка.

В России ЕБРР действует по следующим направлениям: укрепление малого бизнеса и новых частных предприятий, укрепление финансовой системы в России, создание возможностей для доступа российских предприятий к инвестиционному капиталу (помимо кредитов); поддержка региональных банков и их клиентов, помощь в формировании в России рискового капитала. Особая роль отведена программам финансирования внешнеторговых операций.

ЮНИДО – Организация Объединенных Наций по промышленному развитию, основана в 1967 г., штаб-квартира находится в Вене (Австрия), членами являются 170 государств, включая Россию. Основная цель ЮНИДО – координация и содействие промышленному развитию и сотрудничеству на глобальном, региональном, национальном и отраслевом уровнях. ЮНИДО имеет Банк промышленной и технологической информации, распространяет ее через компьютерную сеть, справочники, ежегодные отчеты, справочники, сборники.

ФАО – Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций, основана в 1945 г., находится в Риме (Италия), членами являются 169 государств и Европейский союз. Основные цели ФАО: ликвидация голода; улучшение питания и качества жизни; совершенствование производства, переработки, сбыта и распределения продовольствия и продукции сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства; содействие развитию сельских районов и улучшению условий жизни сельского населения.

Конференция ФАО является высшим органом и собирается один раз в два года для обзора проделанной работы, определения программы действий на последующий период. Она формулирует политику ФАО и рекомендации ее членам.

Компьютерные базы данных ФАО (Всемирный Центр сельскохозяйственной информации в Риме) располагают информацией по различным вопросам, начиная от рынков рыбы и кончая проводимыми в области сельского хозяйства исследованиями. ФАО публикует также документы и обзоры.

ВОИС – Всемирная организация интеллектуальной собственности, создана в 1970г., штаб-квартира находится в Женеве (Швейцария). В настоящее время членами ВОИС являются 184 государства, включая Россию, или более 90 % стран мира, на заседаниях организации статус наблюдателя имеют около 250 НПО и МПО. Секретариат ВОИС или Международное бюро расположен в Женеве и имеет штатных сотрудников, представляющих более 90 стран. Генеральным директором организации с 1 октября 2008 г. является Фрэнсис Гарри. Главная цель ВОИС – содействие охране интеллектуальной собственности во всем мире посредством сотрудничества между государствами и, когда это целесообразно, взаимодействие с любыми другими международными экономическими организациями.

МАГАТЭ – Международное агентство по атомной энергетике, создано в 1957 году. Штаб-квартира расположена в Вене (Австрия). По состоянию на декабрь 2009 года в МАГАТЭ входило 151 государство, включая Россию. Агентство устанавливает и обеспечивает гарантии недопущения использования атомной энергии в военных целях. Для этого оно поощряет и содействует развитию атомной энергии и практическому применению в мирных целях, а также проведению исследований в этой области.

МОТ – Международная организация труда, создана в 1919 г., объединяет на равных правах правительства, предпринимателей и трудящихся, членами являются 175 государств, включая Россию. Находится в Женеве (Швейцария). Цели МОТ: обеспечение полной занятости и рост уровня жизни; поощрение экономических и социальных программ; соблюдение основных прав человека; охрана жизни и здоровья трудящихся; поощрение сотрудничества между предпринимателями и трудящимися. Имеет трехсторонние комитеты по важнейшим отраслям экономики (строительство, внутренний транспорт, химия, черная металлургия, нефтяная промышленность и др.) и экспертные советы профессионального образования, повышения квалификации руководящих кадров, охраны труда и др. Осуществляет собственные публикации, а также располагает хорошо оснащенной современной библиотекой по экономическим и социальным вопросам.

В табл. 13.3. приведен перечень ряда неправительственных международных организаций с распределением на профессиональные и отраслевые.

Таблица 13.3.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1001; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.