Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль науки в эпоху постиндустриального общества




Научные революции

Представление о научных революциях, которое сформировалось в философии науки XX века, стало неотъемлемой частью общего понимания процесса развития научного знания. Как и любая другая сфера культуры, наука со временем направленно и необратимо изменяется, т.е. развивается. В развитии науки выделяют два относительно автономных этапа: эволюционный (экстенсивный) и революционный (интенсивный). В модели историко-научного процесса, обоснованной Т. Куном, они интерпретируются как фаза «нормальной науки и период научной революции». Эволюционное развитие не предполагает радикального обновления существующего фонда теоретических знаний. Революционное развитие науки связано с существенным обновлением и модификацией ее концептуально-теоретической базы. Научная революция – это разрешение многогранного противоречия между старым и новым знанием, сопровождающееся кардинальными изменениями в основаниях и содержании науки на определенном этапе её исторического развития. Наличие двух фаз в развитии науки есть выражение принципиальной нелинейности роста научного знания, так как в ходе научных революций происходит перерыв непрерывности, выражающийся в выборе одних стратегий и программ исследования и отбрасывании других.

В ходе научных революций происходит качественное преобразование фундаментальных оснований науки, замена старых теорий новыми, существенное углубление научного понимания окружающего мира, в виде становления новой научной картины мира, так как последняя содержит все базовые компоненты научного знания в обобщенной форме.

Переход к постиндустриальной, информационной цивилизации – одна из ярко выраженных тенденций в развитии современного мира, которая неразрывно связана с достижениями науки и их внедрением в производство и человеческую жизнь. Основные функции науки в жизни современного общества:

1) познавательная (троякий корень познавательной деятельности: описание, объяснение и прогнозирование изучаемых процессов и явлений);

2) культурно-мировоззренческая (формирование научной картины мира, стремление осмыслить общие принципы мироустройства);

3) инструментальная функция включает в себя два уровня:

- наука как непосредственная производительная сила общества (соединение науки с технологией и современным производством);

- наука как социальная сила (широкое применение науки в социальной сфере при решении глобальных проблем современного общества).

Фундаментальным направлением науки, которое во многом определяет приоритеты развития постиндустриального общества является общая ориентация мировой науки на глобальную проблематику, которая становиться ведущей стратегией развертывания научно-технологических разработок.

Стратегические приоритеты развития социума и его культуры, является информатизация и медиатизация общества, появление новых технологий (нанотехнологий, биотехнологий, информационных технологий, космических и др.), создание новых материалов с заданными свойствами (композитов) и др.

Информатизацией называют быстрый и всеобъемлимый процесс создания и рассмотрения информационно-телекоммуникационных технологий, который выступает объективной основой современных цивилизациионных изменений общества, культуры и человека. Информатизация – объективная предпосылка формирования информационного (постиндустриального) общества. Отметим основные тенденции, характеризующие процесс информатизации:

1. Формирование нового информационного окружения человека, которое проявляется в современном обществе повсеместно: реклама, радио, телевидение, газеты, журналы, персональные компьютеры и т.д.;

2. Информатизация деловой сферы, которая привела к тому, что сегодня профессиональная деятельность по своей организации и содержанию выполняемой работы все в большей мере связывается с различными процессами приема, передачи и анализа деловой информации с использованием средств современной информационной техники. Развитие информационных коммуникаций при помощи средств вычислительной техники повысило оперативность деловых контактов между людьми, что сказалось на эффективности их профессиональной деятельности. Современный специалист должен иметь достаточно полные представления о информатизационно-коммуникативных системах и практические навыки использования сети Интернет.

3. «Информационный взрыв», сопровождаемый новым витком укрепления «четвертой власти» или масс-медиа – средств массовой информации (СМИ) и коммуникации. Бесспорное преимущество новых информационных технологий – оперативность, высокая скорость коммуникаций, достаточно широкая база данных практически по всем сферы жизни и деятельности человечества и уникальная возможность построения бесцензурной культурной среды. Масс-медиа приобретают все более явный культуротворческий характер, становятся одним из факторов политической, экономической, социальной и культурной интеграции мирового сообщества.

Таким образом, сегодня возникает принципиально новая ситуация, когда информация становится важнейшим ресурсом общества, рациональное использование которого открывает возможности построения социальных отношений на научных основах. Пути и методы использования новых информационных технологий становятся одним из показателей уровня развития общества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 4443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.