Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эконо­мической основой государства должна быть мелкая част­ная собственность при личном труде в земледелии и ре­месле




Руссо выдвигает идею на­родного суверенитета - власть в государстве всегда и вез­де должна принадлежать народу. Правительство получает власть из рук народа в виде поручения, которое оно обяза­но выполнять в соответствии с народной волей. Если оно эту волю нарушает, то заслуживает насильственного свер­жения.

Руссо выдвигает мысль о перво­начальном естественном состоянии людей, когда была нор­мальная жизнь. Рост народонаселения, изобрете­ние орудий, увеличивающих эффективность труда, переход к оседлой жизни и т. д. привели к введению частной собст­венности, к имущественному неравенству.

2. Частная собст­венность стала предпосылкой государства.

3. Госу­дарство возникло путем общественного договора (то же самое утверждал Гоббс). Если государство развивается от право­мерной к деспотической власти, то народ имеет право выступить против деспотизма.

5. Политический идеал Руссо — республика.

7. Руссо выдвинул идею естественного воспитания: следует способствовать развитию натуры человека (человек по природе своей добр), го­товить человека к самостоятельности, активности, честно­сти, изолируя его от дурных влияний.

▲ Дени Дидро (1713–1784 гг.) – философ-энциклопедист - привлек к созданию зна­менитой «Энциклопедии» многих мыслителей того времени: Гольбаха, Гельвеция, Ламетри и других. Следует отметить, что идеи французского Просвещения приоб­рели международное значение, они распространились в Анг­лии, Германии, России, Польше, Америке.

 

 

1.9. Немецкая классическая философия

конца XVIII - середины XIX века

 

 

Эпоха Нового времени в истории философии завершается периодом классической немецкой философии, представленной учениями таких выдающихся мыслителей, как Иммануил Кант, Иоганн Готлиб Фихте, Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Людвиг Фейербах, Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

Задачей немецкой классической философии стал:

- поиск путей преодоления противоречий философии Нового времени: крайностей как эмпиризма, так и рационализма, неоправданный оптимизм эпохи Просвещения;

- критика естественнонаучной ориентации философии;

-возрождение интереса к искусству, мифологии, истории, к проблеме человека.

Значительную роль в становлении немецкой классической философии сыграла Реформация и, как ее следствие, протестантизм.

Таблица 17

Немецкая классическая философия (конец XVIII – сер. XIX вв.)  
Материализм Идеализм
Антропологический материализм Л. Фейербаха Диалектико-материалистическая философия К. Маркса и Фр. Энгельса Трансцендентальная философия И. Канта
Объективный идеализм Ф. В. Й. Шеллинга
Субъективный идеализм Й. Г. Фихте
Абсолютный идеализм Г. В. Ф. Гегеля

 

Иммануил Кант (1724–1804) является основоположником немецкой классической философии. В творчестве Кан­та различают два периода:

- «докритический (главным было изучение природы);

- «критический» (критическое исследование познавательных способностей человека).

■ В критическом исследовании познавательных способностей человека Кантом рассматриваются вопросы:

- Как возможны априорные (доопытные) синтетические суждения в математике?

- Как возможны априорные (доопытные) синтетические суждения теоретическом естествознании?

- Как возможны априорные (доопытные) синтетические суждения в метафизике?

■ Исследование возможности априорных синтетических суждений в математике, теоретическом естествознании и метафизике Кант называет трансцендентальным, а свою философию – трансцендентальным идеализмом.

■ Кант утверждает, что познание есть суждение, но не всякое суждение есть по­знание. Познание дает такие суждения, в которых преди­кат утверждает то, чего нет в субъекте, и эти суждения имеют общий, необходимый характер (синтетические ап­риорные суждения). Подобные суждения есть в математике- арифметике и геометрии, так как про­странство и время есть априорные формы чувственности. Какие-то внеш­ние воздействия испытывает субъект, воздействия созерцаются и упорядо­чиваются благодаря априорным формам чувственности - пространству и времени.

. ■ Кроме чувственности как способности восприятия, су­ществует рассудок как мыслящая способность. Рассудок на базе чувственных созерцаний создает понятия. Образо­вание понятий возможно потому, что существуют катего­рии как априорные формы рассудка на основе мышления. Например, мы созерцаем осве­щенный солнцем камень и ощущаем его тепло. Мы связы­ваем эти чувственные данные в суждении об их причин­ной связи; для этого у нас есть категория причинности. Кант указывает на 12 категорий рассудка.

. ■ Над рассудком возвышается разум. Он стремится си­стематизировать познание, дать принципы для рассудка. Разум создает идеи и идеалы, стремится познать «умопо­стигаемые вещи», находящиеся вне опыта (мир как целое, Бог, душа).

■ Разум, желая познать мир как целое, впадает в антиномии (антиномия – противоречие, состоящее в том, что од­новременно доказываются два противоречащих суждения (тезиса): тезис - А и антитезис – не-А).

Например, Кант приводит доказательства того, что мир конечен и бесконечен в пространстве и времени, что в мире есть нечто простое и все должно делиться до беско­нечности и т. д. Нельзя, таким образом, доказать ни то­го, что Бог есть, ни того, что Бога нет; нельзя доказать ни смертность, ни бессмертие души. Все это означает непо­знаваемость мира, Бога и души; они оказываются «вещами в себе».

В то же время Кант говорит, что они принимаются «практическим разумом». Например, слабые люди укреп­ляются в морали благодаря религиозной вере. Если при помощи разума нельзя познать мир, Бога и душу, то в прак­тической жизни следует верить в них. Если «вещи в себе» непознаваемы, то познаваемы явле­ния, «вещи для нас». Мир явлений включает в себя мате­риальные явления и человеческие поступки.

■ Говоря о морали, Кант утверждает ее «а втономност ь» — независимость от религии.

■ Человеческий разум устанавливает нравственный закон. Нравственная воля содержит максимы и императивы. Максима — это желание, намере­ние поступать определенным образом. Императивы гово­рят, что поступать определенным образом — хорошо. Глав­ным императивом у Канта является «категорический императив:

«Я всегда должен поступать только так, чтобы я также мог желать превращения моей максимы во всеоб­щий закон».

Кант считает, что в душе присущи три способности — рассудок, способность суждения и ра­зум. Способность суждения человек может применить как к искусству, так и к оценке целесообразности в мире.

В последние годы жизни Кант, размышляя над социально-политическими проблемами, пришел к выводу, что к опти­мальному состоянию общество придет через антагонизм государства и народа. Апофеозом истории станет формирование всесторонне развитого человека, формирование свобо­ды и установление вечного мира на земле.

 

▲ Философия Иоганна Готлиба Фихте относится к субъективно-идеалистической, хотя сам он предпочитал называть ее «учением о науке» (наукоучением). Одним из важнейших вопросов – гносеологический вопрос – «Как возможно научное знание» - рассматривается в его одноименной работе. Критикуя Канта, он пришел к выводу, что понятие «вещь в себе» есть пережиток догматического мышления. Для того, чтобы научное знание было достоверным, оно должно опираться на достоверную основу – на человеческое самосознание или, другими словами, осознание своего бытия «Я есть Я». Это основоположение в то же время есть выражение свободы воли автономного, независимого субъекта. Акт самосознания диалектичен: в нем происходит объединение субъекта и объекта. Субъект воспринимает себя как объект, объект осознает свою автономную субъективность. Поэтому «Абсолютное Я» - абстрактный трансцендентный субъект, абсолютное, высшее начало всего бытия, - Фихте ставит в центр своей системы. Объективная реальность, то есть природа, не принадлежащая к субъективной сфере «Абсолютного Я», обозначается им как «Не-Я» и относится к второстепенному. Несмотря на умозрительность построений, интерес представляют следующие выводы философа:

1. природа существует с определенной целью – противостояние «Абсолютному Я»

- провозглашение неотделимости субъекта и объекта друг от друга и в указании на то, что последовательное развитие критического идеализма должно привести к критическому солипсизму.-

В области практической философии чрезвычайно важна связь, установленная Фихте между этикой и социализмом: он первый понял и доказал, что экономический вопрос тесно связан с этическим.

 

 

Философия Шеллинга не представляет собой вполне объединённого и законченного целого, а скорее несколько систем, последовательно развитых им в течение жизни. Не следует, однако, думать, чтобы эти системы вовсе не были связаны между собой. Напротив, мировоззрение Шеллинга развивалось органически, как бы порождая новые отпрыски из одного главного ствола. Переходя от исследования одной области к другой, Шеллинг обыкновенно заботился о приведении этих различных отделов в гармоническое, освобожденное от противоречий единство. Тем не менее различные основные принципы, получившие преобладающее значение в отдельные периоды его творчества, а также те новые проблемы и области, разработке которых он отдавался, полагали между этими периодами весьма заметные грани.

Первый период в развитии философии Шеллинга состоит в исследовании гносеологической проблемы об основном принципе познания и возможности познания с точки зрения видоизмененного Фихте критицизма. Здесь Шеллинг не отклоняется в общем от пути, намеченного Фихте.

Главной задачей второго периода является конструирование природы, как саморазвивающегося духовного организма.

Система тождества, характеризующая третий период, состоит в раскрытии идеи абсолютного, как тождества основных противоположностей реального и идеального, конечного и бесконечного.

В четвёртом периоде Шеллинг излагает свою философию религии — теорию отпадения мира от Бога и возвращения к Богу при посредстве христианства. К этому же периоду примыкает, в качестве дополнения, «положительная» философия, известная только по читанным Шеллингом лекциям. В ней философия религии излагается не как предмет рационального познания, а как интуитивно открываемая истина. С этой точки зрения положительная философия, является в то же время философией мифологии и религии.

 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) заверша­ет развитие идеализма в немецкой классической фило­софии.

■ Исходное понятие его философии — Абсолютная Идея. Абсолютная Идея — это разум, мышление, но не от­дельных людей; она «подлинно всеобщее всего природно­го и также всего духовного», «выходит за пределы всех их и составляет основание всего». Абсолютная Идея деятель­на, стремится к истине.

■ Истина постигается в процессе деятельности, поэто­му «идея существенно есть процесс».

■ Деятельность Идеи возможна потому, что ей присуще диалектическое проти­воречие, отрицание самой себя, развитие.

В своем существовании и развитии Абсолютная Идея проходит три этапа: 1. внутреннее саморазвитие Идеи; 2. самообъективирование ее в природу и человека; 3. самопозна­ние через человека и общество. Соответственно этому сис­тема Гегеля включает в себя три части:

● Логику;

● философию природы;

● философию Духа.

Логика — наука о категориях, в которых выражается абсолютная идея. Гегель выстраивает систему категорий. Первая группа категорий — категории бытия.

1. В начале си­стемы категорий — понятие чистого бытия, которое фик­сирует только факт существования идеи. Следующая ка­тегория — становление. Здесь идея начинает приобретать содержание. Результат становления — категория наличного бытия. Наличное бытие далее характеризуется катего­риями качества, количества и меры.

2. За категориями бытия лежат глубинные связи, отра­жаемые категориями сущности. Сущность прежде всего включает в себя аспекты тождества, различия, противо­положности и противоречия. Противоречивость сущности разрешается в категориях основания и следствия, а осно­вание представляет собой единство категорий содержания и формы.

3. Гегель рассматривает сущность в ее взаимосвязи с бытием. Сущность существует в явлениях, сущность как основание явлений — закон. Единство сущ­ности и явления далее выступает как действительность, которая характеризуется категориями возможности и не­обходимости. В то же время необходимость имеет своей противопо­ложностью случайность. Блок категорий сущности завер­шается категориями причинности и взаимодействия.

4. За сущностью скрываются категории по­нятия. Философ исследует понятия, суждения и умозаключения, категории субъективного и объективно­го, истину. Категорией истины завершается саморазвитие Идеи.

■ После внутреннего саморазвития, Идея, превращаясь в природу, «опредмечивает» се­бя в виде конечных, телесных единичностей, в том числе и человека. Идея создает природу, как инобытие идеи.

Философия природы включает механику, физику и органическую физику. Здесь говорится о про­странстве, времени, движении, функциональных системах. В целом эта часть системы Гегеля весьма архаична, содер­жит много спекулятивных построений, не всегда достига­ет уровня современного Гегелю естествознания.

■ Завершает систему Гегеля философия Духа.

1. Достигнув ступени Духа, Идея через человека приступает к самопо­знанию. Философия духа включает в себя учение о субъ­ективном, объективном и абсолютном Духе, т. е. об инди­видуальном сознании, истории общества и общественном сознании.

2. Учение о субъективном духе состоит из антропологии, феноменологии и психологии. Речь идет об индивидуаль­ном сознании, самосознании, формах знания и т. д.

3. На уров­не объективного духа развитие идеи получает свое даль­нейшее выражение не в деятельности индивидуального Я, а в коллективной деятельности, в практике человеческого рода. Гегель верит в неодолимость общественного прогрес­са, говорит о своеобразной хитрости разума в истории, ко­гда идея побуждает людей-эгоистов своей деятельностью способствовать целям идеи. В учении об объективном ду­хе рассматривается право, нравственность, семья, граждан­ское общество, государство.

4. Финал системы Гегеля — учение об Абсолютном Духе. Здесь речь идет об искусстве, религии и философии. В этих формах абсолютная идея занимается самопознанием. В ис­кусстве она сознает себя в чувственных образах, в рели­гии — в самоуглубленных представлениях, в философии идея мыслит себя в научных понятиях. Философии становится «конечным пунктом» развития идеи.

Учение Гегеля оказало огромное влияние на после­дующих мыслителей, прежде всего диалектическими идеями, учением о категориях.

.

▲ Завершает становление немецкой классической философии антропологический материализм Людвига Андреаса Фейербаха (1804–1872).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.