Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фейербах, критикуя Гегеля, отказывается от идеализма, считая, что в основу философии нужно положить не абстрактную идею, а «реальное действительное бытие»




2. В основе учения Фейербаха - критика религии. Он считал, что недостаточно видеть осно­вы религии в невежестве и страхе людей. Источник рели­гии заключается в «природе человека», в условиях его жизни.

Человек всегда стремился удовлетворить свои по­требности. При этом он на протяжении всей истории че­ловечества чувствовал свою зависимость от природы, ко­торая была полна опасностей. Таким образом, в основе религии лежит чувство зависимости человека — сначала от природы, а за­тем от других людей.

Предмет, являющийся источником зависимости, становится объектом обожествления. Мо­гущественные силы, от которых зависит жизнь и смерть человека, его счастье и несчастье, здоровье и болезнь превращаются во властителей человеческой судьбы, бо­гов. Поэтому наряду с действительным миром в религии возникает мир фантастический, и он начинает господствовать.

3. Фейербах – противник религиозной веры, так как видит главный вред ее в том, что она призывает страдать, тер­петь, надеяться на Царствие Небесное.

4. Для того, чтобы избавиться от религии, необходимо приобрести чувство независимости, осо­знание того, что судьба человека зависит только от него самого, человек должен сам стремиться устранить несправедливость и бедствия.

Если же нужна духовная взаимосвязь людей, о которой говорит религия, то пусть это будет особая ре­лигия, без Бога, в центре которой находился бы человек. «Человек человеку Бог» — таково основоположение новой религии.

5. Фейербах, считая неестественной связь философии с религией, приходит к выводу о необходимости связи философии и естествозна­ния. Для этого необходима необходима реформа фило­софии.

В центре философии должен быть человек, таким образом новая философия станет антропоцентричной. Че­ловек же должен рассматриваться в тесной связи с приро­дой как своей основой.

6. Фейербах утверждает несотворимость и неуничтожимость материи, природы, а также объективность движения, пространства и времени.

7. Антропологическая философия должна рассматривать человека в единстве тела и души. Фейербах подчеркивает связь чувственности и разума.

Мышление существует как отражение бытия, копия следует за оригиналом, мысль за предметом. Отражая природу, мозг как орган мышления все более совершенствуется. Фейербах говорит, что чело­век всегда включен в систему общения с другими людьми, только в общении человек развивается в физическом и ду­ховном смысле.

8. Фейербах нега­тивно оценивает диалектику Гегеля: противоречия, как он считает, могут существовать в только мышлении, и, как и другие диа­лектические законы, они не существуют в природе.

9. В этике Фейербах стоит на позиции эвдемонизма — обо­снования нравственности стремлением к счастью.

Несмотря на то, что лю­ди по-разному понимают счастье, в нем есть нечто об­щее: во-первых, счастье предполагает хорошее здоровье, во-вторых, настоящая мораль не знает изолированного, обособленного от других людей счастья. Счастье можно достичь только в обществе, оно может быть лишь совместным.

 

 

2.8. Иррационалистическая традиция в западной философии XIX–XX вв.

Иррационализм формируется как реакция на материали­стические и революционные идеи мыслителей предшествующего периода, на рационалистическую традицию (пре­жде всего традицию немецкой классической философии). В рамках иррационализма была предложена так назы­ваемая философия жизни. ▲ Первым из философов XIX века, провозгласившем иррационалистический принцип, был Артур Шопенгауэр (1788–1860). Шопенгауэр, утверждал, что в основе мира лежит воля. Она — «вещь в себе», она не может быть выражена в рациональных понятиях, в формах и законах, что-то о ней говорит лишь иррациональная интуиция.

1. Шопенгауэр истолковывал волю как некое «слепое вле­чение», «темный, глухой порыв», «голая и голодная агрессивность».

2. Воля объективируется в идеях, явлениях природы, человеке. Объективации иррациональной воли находятся в борьбе, столкновениях, разладе.

3. Жизнь человека — это страдания, постоянная суета. Причина этого — «воля к жизни», поэтому нужно «успокоить» свою волю и не бояться смерти.

Серен Кьеркегор (1813–1855) размышлял о челове­ческой личности и ее судьбе.

Человек для Кьеркегора сложнейшая проблема, его существование (экзистенция) — тайна, раскрыть которую научными методами невозмож­но. Существование не может быть выражено с помощью понятий. Существование дается человеку в переживании, в чувстве, в жизни.

Смысл существования становится понят­ным, когда человек переживает критические моменты, когда возникает необходимость в выборе («или-или»).

Кьеркегор говорит, что есть три вида существования, три стадии жизни: эстетическая, этическая и религиозная. Эс­тетическая — чувственный способ жизнедеятельности, ха­рактеризующийся эротизмом и цинизмом, хаотичностью и случайностью. На этической стадии господствует чувст­во долга. Высшая стадия — религиозная, на которой чело­век вступает в общение с божеством. Кьеркегор считает, что обычно человек ведет неистинное существование (ве­дет дела, копит деньги и т. д.). От этого нужно отказаться в пользу «вечного блаженства».

 

Фридрих Ницше (1844–1900), как и Шопенгауэр, за основу всего принимает волю, но не какую-то единую, а множество их, конкурирующих и сталкивающихся в смертельной борьбе. А потому мир — это хаос, не уклады­вающийся в рамки каких-либо закономерностей.

Если этот мир хаоса сил кажется нам логичным, то только потому, что мы сами приписываем ему логику. Изменения в мире привели к появлению человека. Но это вовсе не прогресс. Ницше пренебрежительно говорит о человеке как о какой-то болезни Земли. Ницше старается принизить роль со­знания, выступает против стремления к истине. Нужно произвести переоценку ценностей, отказаться от общепринятой христианской морали.

Ницше утверждает, что существует природное неравенст­во людей, обусловленное различием их «воли к власти». Существуют высшие и низшие люди. К высшим относит­ся человек такого типа, который обладает хорошим и по­стоянно прогрессирующим здоровьем, в котором энергич­но пульсирует воля к власти. Это — арийцы, «белокурая бестия». Люди высшей расы станут носителями нового мирового порядка, покончат с «декадансом» XIX века, под которым Ницше понимает науку, либеральный и социа­листический образ мышления, демократию, эмансипацию женщин.

Ницше выдвигает идею сверхчело­века. Он вырастет из представителей высшего типа человека, будет представлять собой наиболее совершенное во­площение воли к власти со всеми вытекающими из этого следствиями.

▲ Вильгельм Дильтей (1833–1911) утверждал, что разум недостаточен для цельного мировоззрения. Следует исходить из «полноты переживания жизни». Исходное понятие этой концепции — «жизнь как некая интуитивно постигаемая реальность, нечто и начальное, не тождественное ни материи, ни духу».

Снача­ла нужно понять жизнь «из нее самой», а затем мир может быть объяснен из жизни. Жизнь неуловима рассуждениями, научными методами, ее познание возможно на основе переживания, понимания, интуиции, веры, любви.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.