Подходы
| Формационный
| Цивилизационный
|
Время возникновения,
представители
| середина XIX в.
К.Маркс, В.И.Ленин, советская историческая школа XX в. (А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина и др.)
| середина XVIII в.
М.Вебер, А.Тойнби, О.Шпенглер, Н.Я.Данилевский, К.Н.Леонтьев, Л.И.Семеникова и др.
|
Основное понятие
| Формация - общество на определенной ступени исторического развития, характеризующееся специфическим экономическим базисом и соответствующими ему политической и духовной надстройкой, историческими формами общности людей
| Цивилизация - целостная общественная система, включающая в себя различные элементы (экономику, политику, социальную организацию, религию, искусство и др.)
|
Отношения общества
и человека
| Социоцентризм
| Антропоцентризм и социоцентризм
|
Философская основа
| Материализм
| Идеализм и материализм
|
Отношение к идее единства истории
| Всеобщность истории
| Дискретность (прерывистость) истории
|
Отношение к идее закономерностей
в истории
| Принцип исторической закономерности (наличие общих, устойчивых связей)
| Принцип многообразия связей и отношений между людьми в рамках различных цивилизаций
|
Отношение
к вопросу о наличии причинно-следственных
связей
| Принцип детерминизма (признание существования причинно-следственных связей при главном факторе – способе производства)
| Многовариантность причинно-следственных связей и отношений между людьми в рамках разных цивилизаций
|
Историческая
динамика
| История – однолинейный поступательный процесс
(смена формаций):
– первобытнообщинная формация;
– рабовладельческая;
– феодальная;
– капиталистическая;
– коммунистическая.
| История – многолинейный
процесс
(регресс и прогресс)
|
Положительные стороны подхода
| – выделение четких критериев характеристики истории человечества;
– создание стройной объяснительной модели исторического развития.
| – универсальность принципов;
– введение множества критериев, определяющих многовариантность истории разных стран;
– широкое использование сравнительных методов;
– внимание к человеку в истории.
|
Отрицательные стороны подхода
| – невписываемость истории некоторых стран в общую систему;
– жесткая привязка любых исторических явлений к способу производства;
– абсолютизация роли конфликтных отношений, классовой борьбы;
– социальный утопизм;
– излишний технократизм.
| – отсутствие единых оценок в определении категориального аппарата;
– отсутствие единых критериев выделения цивилизации;
– излишний универсализм (общие принципы активно "работают" лишь на глобальном уровне, нет четких методик конкретизации проблем).
|