Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развивающее обучение




Развивающее обучение — это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Наиболее известные модели – РО по Л.В.Занкову и РО по Д.Б.Эльконину и В.В.Давыдову.

 

Теория развивающего обучения берет свое начало в работах Л. Г. Песталоцци, А. Дистервега, К. Д. Ушинского и других зарубежных и оте­чественных педагогов. Научно-психологическое обоснование этой теории впервые дано в трудах Л. С. Выготского. Свое дальнейшее развитие она получила в экспериментальных работах Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Н. А. Менчинской и др. В развиваемых положениях указанных авторов обучение, воспитание и развитие предстают в систе­ме как дидактический взаимосвязанный процесс.

Обучение — ведущая движущая сила психического развития ребен­ка, становления у него новых качеств ума, внимания, памяти и других сторон психики. Усвоение знаний и опыта деятельности не противо­поставляется развитию, а является его основой. Продвижение в раз­витии становится условием глубокого и прочного усвоения знаний.

Учебная деятельность школьника проходит в сотрудничестве со взрос­лыми, в совместном поиске, когда ребенок не получает готовых знаний, а напрягает свой ум и волю даже при минимальном участии в такой со­вместной деятельности. Он чувствует себя соавтором в решении возни­кающих проблем. Работа учителя с опорой на зону ближайшего развития ребенка помогает полнее и ярче раскрыться его потенциальным возмож­ностям. Она воспитывает у него веру в свои силы.

Структура развивающего обучения представляет собой цепь услож­няющихся предметных задач, которые вызывают у школьника потреб­ность в овладении специальными знаниями и навыками, в создании новой, не имеющей аналога в его опыте схемы решения, новых спо­собов действия. В процессе «добывания» знаний и создания новых способов выполнения действия ученик получает конкретный резуль­тат в виде новых фактов. Тем самым уже в самом процессе обучения школьник поднимается на следующие ступени интеллектуального и личностного развития.

Развивающее обучение отличается от традиционного характером преподавания и учения. Основная задача учителя в процессе развивающего обучения — организация учебной деятельности ученика, направленной на формирование по­знавательной самостоятельности, развитие способностей, идейных и нравственных убеждений, активной жизненной позиции. Разви­вающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании ди­дактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направлен­ных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи.

Вовлекая ученика в учебный процесс, учитель должен ориентироваться на уровень его потенциальных возможностей и на основе полу­ченных данных конструировать педагогические воздействия на уча­щихся, располагая их в зоне ближайшего развития ребенка.

Изменение характера преподавания вызывает изменение характе­ра и структуры учения. Суть развивающего обучения состоит в том. что ученик не только усваивает конкретные знания, умения и на­выки, но и овладевает способами действий. Содержание деятельно­сти, которое ученик должен усвоить в процессе обучения, связыва­ется в его сознании с выполнением действия (системы действий). Таким образом, учебные действия являются в процессе усвоения первичными. Знания носят вторичный характер и как стимулы уче ния, конкретные цели, орудия и инструменты познания вне дея­тельности (вне системы действий) теряют свою силу. Следовательно, предметом деятельности учения в структуре развивающего обучения является не усвоение как таковое, а собственно учебная деятель ность, в процессе конструирования и осуществления которой и про­исходит усвоение. Знания, навыки и умения, свойства и качества личности выступают и как продукты (результаты) этой деятельно­сти, и как условие дальнейшей деятельности ученика, в ходе кото­рой происходит его развитие.

В теории развивающего обучения в деятельностиразличают рефлек­сивно-личностное и предметно-операциональное образование. Пред­метный п лан деятельности образуют действия и операции с объекта­ми — знаками или вещами, материальными или идеальными. Рефлек­сивно-личностный план определяет отношение индивида к соверша­емой деятельности. Развитие деятельности осуществляется в основном за счет рефлексивно-личностных образований. Однако деятельность включает и смысловые образования (смысловое содержание), которые составляют ее внутренний, скрытый план.

Общее в содержании учебной деятельности школьников — уме­ния, которые, с одной стороны, являются исходными в совершен­ствовании и развитии познавательных й преобразовательных про­цессов в деятельности школьников, а с другой — представляют собой результат, синтез всех тех приобретений, новообразований, кото­рые были накоплены ребенком на предыдущих стадиях его обуче­ния и развития. Например, умения в условиях временных ограниче­ний выделять главное в прочитанном; строить умозаключения данных посылок; решать нестандартные задачи и находить нестандартные приемы решения.

В рамках этих умений формируются действия преимущественно теоретического мышления (по В.В.Давыдову):

• планирование способов получения требуемого результата;

• моделирование предполагаемого результата;

• контроль соответствия;

• диагностика причин несоответствия полученного результата тре­буемому;

• прогнозирование и выбор рационального варианта действий;

• корректирование исходного плана с целью совершенствования ре­зультатов.

В отличие от традиционного обучения с ходе выполнения этих действий ученик представляет себе объект деятельности, конечную или промежуточную цель, мысленно кон­струирует (прогнозирует) процесс достижения этой цели; сопоставля­ет компоненты, входящие в цикл деятельности, с их полным составом, анализирует отличия и связанные с ними особенности изучаемого про­цесса, их влияние на объект деятельности. На основе такого анали­за ученик объясняет изучаемое явление и определяет методы рабо­ты с ним.

Важнейшие условия развивающего обучения — педагогическое пред­видение (предвидение учителя) и предвидение ученика. Педагогиче­ское предвидение заключается в умении учителя ставить педагогический «диагноз» и на его основе выдвигать, уточнять и проектировать задачи, предвидеть результаты своих действий и деятельности учащихся, пла­нировать и создавать ситуации, принимать решения в постоянно изме­няющихся условиях.

Предвидение ученика обусловлено тем, что в развивающем обу­чении наряду с процессом усвоения знаний (способа действия) по­стоянно функционирует и процесс конструирования нового знания (способа действия). Ученик мысленно вступает во взаимодействие со знаниями о предметах и явлениях внешнего мира как средства­ми познания. Эти взаимодействия составляют содержание позна­вательной деятельности ученика и основу развития его интереса, потребности в знаниях и самом процессе познания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 862; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.