Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастные особенности развития учебной мотивации (дополнительный семестровый материал - достаточно просмотреть для общей ориентации)




Уровни развития УМ (по А.К.Марковой).

 

Как отмечает А. К. Маркова, учебная мотивация проходит не­сколько уровней развития, которые она определяет через движение от отрицания учебной деятельности к ее активному принятию. Т.е. от отрицательной к позитивной мотивации. Основные этапы этого движения:

1. Отрицательное отношение к учению. На этом самом низком уровне:Преобладают мотивы из­бегания неприятностей, наказания. Объяснение своих неудач внеш­ними причинами. Неудовлетворенность собой и учителем, неуве­ренность в себе.

2. Нейтральное отношение к учению. Неустойчивый интерес к внешним результатам учения. Чувство скуки, неуверенности.

3. Положительное, неустойчивое отношение к учению. Широкий познавательный мотив в виде интереса к результату учения и к отметке учителя на фоне социальных мотивов ответственности. Неустойчивость мотивов.

4. Положительное отношение к учению. Познавательные мотивы, интерес к способам получения знаний.

5. Активное, творческое отношение к учению. Мотивы самообразования, их самостоятельность. Осознание соотношения своих мотивов и целей.

6. Личностное, ответственное, активное отношение к учению. Мотивы совершенствования способов сотрудничества в учебно-познавательной деятельности. Устойчивая внутренняя позиция. Мотивы ответственности за результаты совместной деятельности.

 

Развитие УМ определяется рядом специфических для этой деятель­ности факторов:

· самой образовательной системой, образовательным учреждени­ем, где осуществляется учебная деятельность;

· организацией образовательного процесса;

· субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интел­лектуальное развитие, способности, уровень притязаний, само­оценка и др.);

· субъектными особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к ученику и профессиональной деятельности;

· спецификой учебного предмета.

 

Основным условием возникновения учебной мотивации является организация самой учебной деятельности на разных этапах процесса обучения. Но предпосылки учебной мотивации возникают задолго до обучения в школе.

Основным условием возникновения учебной мотивации является организация самой учебной деятельности на разных этапах процесса обучения. Но предпосылки учебной мотивации возникают задолго до обучения в школе.

В период дошкольного детства развитию мотивационной сферы ребенка и подготовки его к систематическому обучению способствует игра. В процессе игры со сверстниками дошкольники учатся подчи­нять свое поведение определенным правилам, вступающим в противоречие с их мимолетными желаниями. Как отмечал Л. С. Выготский (4), в игре ребенок учится действовать в познаваемой, то есть мысленной, а не видимой ситуации, опираясь на внутренние тенденции и мотивы, а не на мотивы и побуждения, которые идут от вещи. Этим облегчается переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам-намерениям, связанным с самоконтролем. Вот это уж очень важно для будущей учебной деятельности.

К концу дошкольного возраста ребенок начинает оценивать себе с точки зрения усвоенных правил и норм поведения. Обогащение представлений о самом себе ведет к появлению потребности в уважении и взаимопонимании с окружающими, их сопереживании. Осознанание мотива остается еще слабым. В реальной жизни ребенок постоянно сталкивается с собой как с незнающим, немогущим, непонимающим, что к тому же подкрепляется взрослыми. Ребенок в этом возрасте постоянно обнаруживает самонедостаточность. На данном этапе возраститного развития имеется много непонятных и невербализованных мотиваторов. Вместо них дети указывают на внешние обстоятельства, которые их привлекают или способствуют удовлетворению их потреб­ности. Так, они говорят, что хотят в школу, потому что «там ребята», потому что там будут ставить оценки», не понимая, что за этими внешними атрибутами стоят потребности в общении, в повышении своего социально­го статуса в глазах близких и товарищей.

Младший школьный возраст характеризуется первичным вхожде­нием ребенка в учебную деятельность, овладением видами учебныхдействий. Каждое из учебных действий претерпевает свои процессы становления. В этот период появляются новые мотивы (потребности, интересы, желания), происходят перестановки в иерархической мотивационной системе ребенка. Старые интересы, мотивы теряют свою побуди­тельную силу, на смену им приходят новые. То, что имеет отноше­ние к учебной деятельности, оказывается значимым, ценным; то же, что имеет отношение к игре, становится менее важным. У младших школьников появляются новые социальные установки, новые социальные мотивы, связанные с чувством долга и ответственно­сти, необходимостью получения образования («быть грамотным»).

Мотив посещения школы первоклассниками (поступление в шко­лу) не равнозначен мотиву обучения, так как потребностями, приво­дящими ребенка в школу, помимо познавательной могут быть: пре­стижная (повышение своего социального положения), стремление к взрослости и желание называться уже школьником, а не детсадовцем, желание быть «как все», не отставать в исполнении социальных ролей от сверстников. Отсюда целями удовлетворения потребностей могут быть как учеба, так и хождение в школу для выполнения роли ученика, школьника.

Если у дошкольника присутствуют только социально-ролевые мотивы посещения школы и отсутствуют мотивы обучения, то это свидетель­ствует об их неготовности к школе. О мотивационной готовности детей 6-7 лет к школе свидетельствуют их отношение к обучению как к серь­езной общественно значимой деятельности, стремление овладевать но­выми знаниями и умениями.

Особенностью мотивации большинства школьников младших классов является беспрекословное выполнение требований учителя. Со­льная мотивации учебной деятельности настолько сильна, что они даже не всегда стремятся понять, для чего нужно делать то, что им велел учитель: раз велел, значит, нужно, даже скучную и бесполезную работу они обычно выполняют тщательно, так как полученные задания кажутся им важными.

Мотивационную роль играет получаемые школьниками отметки, однако у школьников 1-2-х классов эта роль своеобразна. По данным Л. И. Божович (1,3) они воспринимают отметку как оценку своих ста­раний, а не качества проделанной работы.

Отметка в качестве ведущего мотива обучения выступает у более половины младших школьников. У трети преобладает престижный мотив, а познавательный интерес называется редко.

У младших школьников «знаемые» мотивы часто не соответствуют реальным, побуждающим их к учебной деятельности. Диапазон «знаемых» мотивов у учащихся 2-3-х классов весьма широк и включает как познавательные, так и социальные мотивы.

У школьников, хорошо успевающих и проявляющих интерес к знани­ям, «знаемые» мотивы совпадают с реальными. У школьников, хорошо успевающих, но без ярко выраженного интереса к знаниям, имеется не­полное совпадение тех и других мотивов. У них доминируют мотивы «получение отметки», «похвала» и «требование». У посредственно и сла­боуспевающих школьников основным является мотив «избегание на­казания».

В 3-4-х классах начинает проявляться избирательное отношение школьников к отдельным учебным предметам, в результате чего об­щий мотив учебы становится все более дифференцированным: по­является как положительная, так и отрицательная мотивация к про­цессу учения в зависимости от интереса к предмету. В этом возрасте познавательные интересы детей, как правило, являются еще эпизодическими. Они возникают в определенной ситуации, чаще всего под непосредственным воздействием урока, и почти всегда угасает как только урок заканчивается.

В этих классах снижается роль учителя в побуждении к учебной деятельности в связи со снижением его авторитета. Это обусловлено и повышением самостоятельности школьников и большей их ориентацией на мнение одноклассников.

В среднем школьном возрасте происходит овладение общим стро­ением учебной деятельности, способами самостоятельного переход от одного вида действия к другому (от ориентировочных учебных действий к исполнительным и затем контрольно-оценочным), что является важной основой самоорганизации учебной деятельности.

Главным мотивом поведения и деятельности учащихся средних классов в школе является стремление найти свое место среди товарищей. Неумение найти свое место среди одноклассников вызывает ха­рактерное для подростков стремление во что бы то ни стало добиться хороших отметок, даже в том случае, если имеющиеся знания не соот­ветствуют им. Фетишизация отметки свидетельствует о том большом значении, какое приобретает для подростка положение хорошего уче­ника: оно определяет его социальный статус в классе. Ни до этого воз­раста, ни после отметка такой мотивационной роли не играла: у млад­ших школьников она является показателем признания учителем их стараний, а у старших школьников — показателем знаний.

Особенностью мотивации учебной деятельности школьников сред них классов является возникновение у школьника стойкого интерес к определенному предмету. Этот интерес не проявляется неожиданно в связи с ситуацией на конкретном уроке, а возникает постепенно и по мере взросления опирается на внутреннюю логику знания. Повышение интереса к одному предмету протекает у многих подрост­ков на фоне общего снижения мотивации учения и аморфной позна­вательной потребности, из-за чего они начинают нарушать дисцип­лину. пропускать уроки, не выполняют домашние задания. У этих учащихся меняются мотивы посещения школы: не потому что хочет­ся, а потому что надо. Это приводит к формализму в усвоении знаний: уроки учат не для того, чтобы знать, а для того, чтобы получать от­метки. Пагубность такой мотивации учебной деятельности очевид­ца — происходит заучивание без понимания. У учеников наблюдает­ся вербализм, пристрастие к штампам в речи и мыслях, появляется равнодушие к сути того, что они изучают. У школьников со снижен­ной мотивацией учения не вырабатывается правильного взгляда на мир, отсутствуют научные убеждения, задерживается развитие само­сознания, самоконтроля.

Даже в том случае, когда школьник добросовестно учится, его знания могут оставаться формальными. Он не умеет видеть реальные жизнен­ные явления в свете полученных в школе знании, больше того, не хочет ими пользоваться в обыденной жизни. При объяснении каких-то явле­ний больше использует здравый смысл, чем полученные знания. Все это объясняется тем, что у подростков, как и у младших школьников, еще слабо развито понимание необходимости учебы для будущей професси­ональной деятельности, для объяснения происходящего вокруг. Важ­ность обучения они понимают, но другие побудительные факторы, дей­ствующие в противоположном направлении, все-таки часто побеждают это понимание. Требуется постоянное подкрепление мотива учения со стороны в виде поощрения, наказания, отметок. Неслучайно выявлено две тенденции, характеризующие мотивацию учения в средних классах. С одной стороны, подростки мечтают о том, чтобы пропустить школу, хотят гулять, играть, заявляют, что школа им надоела, что учение для них — тяжелая и неприятная обязанность, от которой они не прочь ос­вободиться. С другой стороны, те же ученики, будучи поставленными в ходе экспериментальной беседы перед возможностью не ходить в шко­лу н не учиться, сопротивляются такой перспективе, отказываются от нее. Бросить школу, перестать быть учеником, значит для них потерять свое общественное лицо, но это означает п другое — потерять товари­щей, общение с ними, потерять смысл своего существования как члена общества.

Борются два мотивационных образования: мотивационная установ­ка, связанная с перспективой получения образования, и мотив, отража­ющий состояние учащихся, их усталость от однообразия и постоянной необходимости делать уроки.

Основным мотивом учения старшеклассников является подготов­ка к поступлению в профессиональное учебное заведение. Выбор про­фессии — это и выбор жизненной дороги, поиск своего места в обще­стве, который предполагает умение анализировать свои возможности, склонности, знания, способность принимать решения и действовать на основе сознательно принятого намерения (то есть мотивационной установки), отнесенного к сравнительно далекому будущему.

На мотивацию учения старшеклассников оказывает влияние также самооценка учебных способностей. У учащихся с адекватной самооцен­кой наблюдаются высокоразвитые познавательные интересы и положи­тельная мотивация к учению. Учащиеся с неадекватной самооценкой учебных способностей (как заниженной, так и завышенной) часто до­пускают ошибки в своих выводах о степени трудности и путях достиже­ния успеха в обучении, что отрицательно сказывается на стратегичес­ких, оперативных и тактических аспектах

В мотивации отличников большое место занимают познавательные интересы. Такие ученики имеют высокий уровень притязаний и тен­денцию к его повышению. У них укрепляются учебно-познавательные мотивы, для которых характерен интерес к способам приобретения знаний. Мотивы самообразования поднимаются на следующий уровень, наблюдается активное стремление подростка к самостоятельным формам учебной работы, появляется интерес к методам научного мыш­ления. Слабоуспевающие школьники хуже осознают свою мотивацию учения. Их привлекает содержание учебной деятельности, но позна­вательная потребность выражена слабее; у них выражен мотив «избегания».

 

 


6. Учебная задача в структуре учебной деятельности.
Основные пути усвоения понятий и способов действий.

 

ВВЕДЕНИЕ – В структуре УД, наряду с учебной мотивацией, учебными действиями, контролем и оценкой важное место занимает учебная задача (УЗ).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 10446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.