Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С к и е г о д ы




П о л и т и ч е с к а я ж и з н ь в п е р в ы е п о с т с о в е т-

Постепенно вокруг Верховного Совета РСФСР и Съезда народных депутатов стали концентрироваться силы, недовольные ходом реформ в России. Хасбулатов прямо заявил, что Верховный Совет возглавил оппозицию. 1 декабря 1992 г. открылся 7-й Съезд народных депутатов России. На Съезде была предпринята попытка внести изменения в Конституцию, ограничивающие полномочия исполнительной власти. Одна из поправок объявляла Съезд народных депутатов высшим органом государственной власти Российской Федерации. Другая поправка наделяла Верховный Совет правом «приостанавливать действие указов и распоряжений Президента Российской Федерации, отменять постановления и распоряжения Советов Министров республик в составе Российской Федерации в случае их несоответствия законам Российской Федерации». Ельцин назвал действия законодательной власти «ползучим переворотом» и обвинил Хасбулатова в том, что тот стал проводником курса на восстановление коммунистической системы.

2 октября на Смоленской площади в Москве произошло столкновение между милицией и сторонниками Верховного Совета. Это стало началом кровавого разрешения конфликта. На следующий день 3 октября 1993 г. толпа возбужденных сторонников парламента прорвала милицейские заслоны, прошла от Октябрьской площади до Белого дома и разблокировала его. Отряды сторонников Верховного Совета захватили Мэрию. Вечером того же дня на захваченных грузовиках и автобусах большая группа сторонников Верховного Совета двинулась к телерадиокомплексу «Останкино». Здание телецентра в это время охранялось усиленными нарядами ОМОНа и бойцами специального подразделения внутренних войск МВД «Витязь. Сторонники парламента с помощью грузовика разбили стеклянные двери телецентра. Началась перестрелка…

Указом Президента РФ с 16 час. 3 октября 1993 г. в Москве было введено чрезвычайное положение. 4 октября в 6 час. 45 мин. Начался штурм Белого дома.

К 8 час. 00 мин. здание было полностью блокировано войсками. В 9 час. 20 мин. подошедшие танки открыли огонь по зданию. К 17 часам все было кончено. Руководители обороны Белого дома А. Руцкой, Р. Хасбулатов, В. Баранников и другие были арестованы и отправлены в следственный изолятор в Лефортово. По официальным данным 3-4 октября 1993 г. погибло 145 человек. Оппозиционные газеты называли значительно большее число погибших.

7 октября 1993 г. Указом Президента были распущены Советы в Москве. Спустя два дня Ельцин подписал Указ «О реформе представительных органов власти и органов самоуправления в Российской Федерации», прекращавший деятельность всех районных, городских, поселковых и сельских Советов, полномочия которых передавались главам местных администраций.

Таким образом, в результате целого ряда указов, молниеносно последовавших за подавлением сопротивления Верховного Совета, Советская власть, просуществовавшая 76 лет, была ликвидирована. Исполнительной власти оставалось только закрепить достигнутые успехи принятием новой Конституции и проведением выборов в новый парламент России.

12 декабря 1993 г. одновременно с референдумом по принятию новой Конституции проходили выборы в Государственную Думу.

Новая Конституция закрепила ликвидацию советской системы в России. В основу политического устройства страны был положен принцип разделения властей. Президент объявлен главой государства. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики. Исполнительную власть осуществляет правительство, обеспечивающее проведение финансовой, кредитной и денежной политики. Оно управляет государственной собственностью, осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, осуществляет внешнюю политику и т.д.

Представительную власть осуществляет Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Дума принимает законы, которые передаются на рассмотрение в Совет Федерации, а после его одобрения – Президенту для подписания. Президент может наложить вето на законопроект. Для его преодоления требуется большинство в 2/3 голосов депутатов нижней палаты.

Судебная власть реализуется через Конституционный суд, рассматривающий дела о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента и правительства, а также субъектов Федерации и др. Высшим судебным органом по уголовным, гражданским и административным делам является Верховный суд РФ. Высший Арбитражный суд РФ разрешает экономические споры.

Конституция закрепила политические и гражданские права и свободы человека. Впервые было закреплено право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для занятия предпринимательской деятельностью. Ельцин, оценивая факт принятия Конституции, подчеркнул: «подведена окончательная черта под советским коммунистическим режимом».

Что касается России во внешнем мире, то здесь перед ней как правопреемницей Советского Союза встала задача выработки новой концепции внешней политики с учетом реальности, сложившейся в мире в результате распада СССР. В условиях тяжелого экономического положения, в котором оказалась страна, Россия вынуждена была искать финансовую поддержку у США, Германии и других развитых стран, что обусловливало определенную зависимость проводимого внешнеполитического курса от политики этих стран.

В 1992-1995 г.г. развитие отношений России с западными странами шло в русле глобальной политики, приводившейся США и НАТО. Влияние страны в мире продолжало падать. Бывшие восточноевропейские союзники заявили о своем стремлении вступить в НАТО. В этот период произошли несколько встреч президентов России и США, подписаны десятки договоров и соглашений, среди которых Договор СНВ-2 (январь 1993г.). В то же время российско-американские отношения развивались на фоне экономического оживления в США и глубокого кризиса в России. Валовый национальный продукт в США в 1994 г. составлял более 6 трлн. Долл., тогда как в России от даже по самым оптимистическим оценкам не превышал 800 млрд. долл. У России не оказалось необходимых ресурсов, чтобы продолжать играть роль сверхдержавы. Это отразилось на отношении к ней США и других развитых стран.

Особое место в двусторонних отношениях занимал вопрос об ограничении ядерных вооружений. В частности о вступлении в силу Договора СНВ-1. Так как после распада СССР ядерное оружие оказалось на территории Украины, Белоруссии и Казахстана, то вступление Договора в силу требовало превратить его в многосторонний. В мае 1993 г. в Лиссабоне был подписан протокол, в котором руководители Казахстана, Украины и Белоруссии гарантировали ликвидацию ядерного оружия на своей территории. Россия, США, Казахстан и Белоруссия ратифицировали Договор, но Украина потребовала гарантий своей безопасности. В январе 1994 г. в Москве президенты США, России и Украины приняли трехстороннее заявление, в котором были даны соответствующие гарантии Украине. После присоединения Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия Договор СНВ-1 вступил в силу 5 декабря 1994 г.

Если Договор СНВ-1 был сравнительно легко ратифицирован российским парламентом, то вокруг подписанного Б. Ельциным в 1993 г. Договора СНВ-2 разгорелись споры. Помимо ограничения числа боеголовок, Договор предусматривал радикальное изменение структуры ядерных сил России – он требовал уничтожения межконтинентальных ракет шахтного базирования, составлявших основу ядерной мощи России (тогда как основу мощи США составляли ракеты морского базирования). Кроме того, Договор запрещал использование разделяющихся головных частей индивидуального наведения лишь на наземных ракетах, но не на морских, по которым у США был перевес. Эти односторонние уступки со стороны России привели к радикальному изменению соотношения ядерной мощи двух стран в пользу США. В итоге Договор даже не был вынесен на ратификацию.

В то же время развитие отношений между странами тормозилось наследием «холодной войны». В США к середине 1993 г. действовало около 300 законодательных ограничений на торговлю с Россией. Россия так и не получила доступ к высоким технологиям, экспорт ее продукции в США и европейские страны ограничивался.

Наше государство стремилось расширить свое сотрудничество с европейскими государствами и организациями, такими как ОБСЕ и ЕС. Вопрос о расширении НАТО стоял в Европе еще с 1991 г. Инициаторами его являлись восточноевропейские страны. В 1993 г., находясь с визитом в Варшаве, президент Б. Ельцин подписал российско-польскую декларацию, в которой «с пониманием» отнесся к намерению Польши вступить в НАТО. Подобные заявления Ельцин сделал в Чехии и Словакии. В январе 1994 г. Совет НАТО одобрил предложенную США программу «Партнерство ради мира», которую рассматривал как альтернативу расширению НАТО на Восток. В марте 1994 г. российским руководством было принято решение о присоединении к ней. К программе присоединялись практически все бывшие республики СССР. Это, однако, не означало отказа НАТО от расширения.

Постепенно Россия преодолевала характерные для переходного периода колебаний во внешнеполитическом курсе и все более осознавала свои национальные интересы. Значительно укрепились ее отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, с Китаем, Индией, Южной Кореей. В декабре 1992 г. состоялся визит Президента Б. Ельцина в Пекин, заложивший основу Российско-китайских отношений.

Межгосударственные отношения России с бывшими республиками СССР также складывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Конфликты с правительствами государств Прибалтики вызывались дискриминацией проживающего там русскоязычного населения и нерешенностью некоторых территориальных вопросов. Экономические и стратегические интересы России в Таджикистане и Молдавии явились причинами ее участия в вооруженных столкновениях в этих регионах. Наиболее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской Федерацией и Белоруссией.

Таким образом, как мы видим, деятельность российского правительства внутри страны и на международной арене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с государствами как дальнего, так и ближнего зарубежья. Его усилия были направлены на достижение стабильности в обществе, на завершение перехода от прежней, советской, модели развития к новой общественно-политической системе, к демократическому правовому государству.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.