Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Семинар №1. Образование Древнерусского государства




 

Семинар №1. Образование Древнерусского государства

 

1. Возникновение Древнерусского государства. «Норманская теория».

2. Социально-экономические отношения и общественно-политический строй Киевской Руси.

3. Становление христианства на Руси.

4. Раздробленность и выбор путей развития. Русь между Востоком и Западом.

 

Библиографический список.

 

1. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. История России. Учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина – М.: Проспект, 1997. – с25-76.

2. История России IX-XX вв. Пособие по отечественной истории для старшеклассников, абитуриентов и студентов/Под ред. М.М. Шумилов – СПб.: Нева, 1996. – с17-93.

3. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций / – М.: Курсив, 1995. – с100-129.

4. См. в настоящем уч. пособии Лекцию №1 «Русь в 9-16 вв.».

5. Мельникова Е.А. легенда о «призвании варягов» и становление древнерусской историографии // Вопросы истории. – 1995 - №2-С.38-40

6. Даркевич В.П. В Древней Руси (X-XIII вв) // Вопросы истории. – 1994 - №10-С.42-51

 

Семинар №2. Победа Москвы в борьбе за общерусское политическое лидерство. От Руси к России.

 

1. Причины возвышения Москвы. Объединение русских земель вокруг Москвы и формирование великорусской народности.

2. Государь всея Руси Иван III: его внутренняя и внешняя политика. Предпосылки складывания самодержавных черт государственной власти.

3. Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси. Особенности сословно-представительной монархии в Западной Европе и России.

4. Завершение централизации и установление самодержавно-деспотического режима. Опричнина – эпоха террора.

 

Библиографический список.

 

1. Данилов А.А. История России: учебное пособие для вузов в 2т. Т.1./ А.А. Данилов, М.М. Горинов – М: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС,1998.-с.47-87

2. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: учебное пособие для вузов. – М.: Курсив, 1995.-с.129-154

3. Мурашко Г.П. К дискуссии о типах тоталитаризма // Вопросы истории. – 2001- №8- с.38-47

4. Лурье Я.С. Русь XV в.: отражение в раннем и независимом летописании // Вопросы истории. – 1993-№№11-12-С.27-36

5. Кульпин Э. Социально-экономический кризис XV века и становление российской цивилизации // ОНС. – 1995- №1-С.42-51

 

Семинар №3. Период модернизации и просвещения. Рождение российской империи.

1. Основные направления преобразований Петра I:

а) военная реформа;

б) экономическая политика, ее результаты;

в) преобразование центрального и местного управления;

г) модернизация и европизация всех сфер жизни российского общества;

д) основные направления внешней политики;

е) Петр I – революционер или реформатор? Современные дискуссии о наследии Петра.

2. Социально-экономическое и политическое развитие России во II половине XVIII – нач. XIX вв.:

а) Екатерина II и ее российской вариант просвещенного абсолютизма: концепция естественного права и крепостническая практика;

б) попытки эволюционного реформаторства Александра I; проекты государственного устройства М.М. Сперанского и Н.Н. Новосильцева

 

Библиографический список.

 

1. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. История России. Учебник / В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина – М.: Проспект, 1997-с.140-193

2. Данилов А.А. История России: учебное пособие для вузов в 2т. Т.1. – М / А.А. Данилов, М.М. Горинов, А.А. Горский –М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998 – с.88-164

3. Пенской В.В. Армия Российской империи в XVIII в.: выбор модели развития // Вопросы истории – 2001- №7-С.119-136

4. Бахтин А.Г. Причины присоединения Поволжья и Приуралья к России // Вопросы истории – 2001- №5-С.52-72

5. Анисимов Е.В. Петр I: рождение империи // Вопросы истории. – 1989- №7-с.39-54

6. Медушевский А. Реформы Петра Великого в сравнительно-историческом аспекте // Вестник высшей школы. – 1990- №2-3-С.42-54

7. Юхит А.И. Денежная реформа Петра I // Вопросы истории. – 1994- №3-С.43-59

8. Каменский А.Б. Екатерина II // Вопросы истории. – 1989- №3-С.32-56

9. Федоров В.А. Александр I // Вопросы истории. – 1990- №1-С.29-43

 

Семинар №4. Проблемы модернизации России во II половине XIX в.

1. Падение крепостного права.

2. Земская, городская и судебная реформы.

3. Финансовая, образовательная, военная реформы.

4. От феодализма к капитализму. Общее и особенное в развитии капитализма в России и странах Западной Европы.

5. Освободительное движение 60-х годов. Общественно-политические течения в России во II половине XIX в.

 

Библиографический список.

 

1. Троицкий Н.А. Россия в XIX веке. Курс лекций: учебное пособие по спец. «История». – М.: Высшая школа, 1999 – с. 194-270.

2. Орлов А.С. История России. Учебник / А.С. Орлов, В.А. Гиоргиев – М.: Проспект, 1997. – с. 267-304.

3. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: учебное пособие для вузов. – М.: Курсив, 1995- с. 261-283.

4. Захарова А.Г. Александр II // Вопросы истории. – 1992- №6-7.

5. Захарова А.Г. Освободительные реформы в России 1861-1881 гг. // Знание-сила. – 1992- №2.

6. Искандеров А.А. Российская монархия: реформы и революция // Вопросы истории. – 1993- №5.

7. Юровский В.Е. Кризисы финансовой системы Российской империи в XIX в. // Вопросы истории. – 2001- №2.

 

Семинар №5. Особенности зарождения и формирования политических партий в России (конец XIX – начало XX веков).

 

1. Оформление политических партий накануне и в ходе первой российской революции 1905-1907 гг.:

а) организационное оформление социалистов-революционеров (эсеров);

б) образование РСДРП; идейный раскол в российской социал-демократии;

в) оформление либеральных партий в ходе революции 1905-1907 гг. (кадеты, октябристы).

2. Программные требования политических партий:

а) по государственному устройству;

б) аграрным преобразованиям;

в) рабочему вопросу;

г) стратегии и тактике.

 

Библиографический список.

 

1. Новейшая история Отечества XX век: Учеб. для студ. высших учеб. заведений: В 2-х т., Т.1. / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999-с.65-109

2. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: учебное пособие для вузов. – Брянск: Курсив, 1995-с.306-342

3. Программы политических партий и организаций России конца XIX – XX веков. – Ростов-на-Дону, 1992.

4. Еремин А.И. Так начиналась партия эсеров // Вопросы истории. – 1996- №1.

5. Шелохаев В.В. Многопартийность, «висевшая в воздухе» // Политические исследования. – 1993- №6.

 

Семинар №6. Альтернативы общественного развития.

 

 

1. Февральская буржуазно-демократическая революция. Крушение самодержавия и образование двоевластия.

2. Политические партии после февраля: программные цели и тактика будней.

3. Октябрь 1917 года: переворот или революция? Политика советского правительства и складывание предпосылок к гражданской войне.

4. Гражданская война в России. Политика «военного коммунизма» (1918-1920 гг.).

 

Библиографический список.

 

1. Новейшая история Отечества XX век: Учеб. для студ. высших учеб. заведений: В 2-х т., Т.1. /Под ред. А.Ф Киселева, Э.М. Щагина – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999-т.1-с.184-374

2. Семенникова Л.И. Россиия в мировом сообществе цивилизаций.-М.: Курсив, 1995-с.343-458

3. Журавлёв В.В., Булдаков В.П. Причины и последствия разгона Учредительного собрания // Вопросы истории.-1992-№1-С.32-41

4. Волобуев П.В. Революция мчалась на всех порах // Родина.-1992-№4 –С. 28-32

5. Волобуев П.В., Булдакова В.П. Октябрьская революция: новые подходы к изучению // Вопросы истории.-1996-№5-6-С.34-43

6. Боровкин В.Н. Россия в гражданской войне: власть и общественные силы // Вопросы истории.-1994-№5-С.32-48

7. Поляков Ю.А. Гражданская война в России: возникновение и эскалация // Отечественная история-1992-№6 –С.42-54

8. Аксёнов В.Б. Милиция и городские слои в период революционного кризиса 1917 года. Проблемы легитимности // Вопросы истории-2001-№8-С.36-50

 

Семинар №7. Становление советского общества.

 

1. Социально-экономическое развитие страны в 1921-1927 гг. Переход к НЭПу.

2. Советский Союз на путях модернизации:

а) модернизация промышленности;

б) «революция сверху» в советской деревне;

в) политический режим в 30-е годы.

3. Противоречивый характер внешней политики СССР накануне II мировой войны.

 

Библиографический список.

 

1. Данилов А.А. История России: учебное пособие для вузов в 2т. Т.1. – М / А.А. Данилов, М.М. Горинов, А.А. Горский –М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998 – с.175-263

2. Новейшая история Отечества XX век: Учеб. для студ. высших учеб. заведений: В 2-х т., Т.1. 2. /Под ред. А.Ф. Киселева / – М.: Гуманит, 1999.

3. Мурашко Г.П. К дискуссии о типах тоталитаризма // Вопросы истории. –2001-№8-С.42-54

4. Павлова И.В. Власть и общество В СССР в 1930-е годы // Вопросы истории. – 2001, №10-с.46-56

5. Авторханов А.Г. Технология власти // Вопросы истории. – 1992- №1.

6. Зеленин И.Е. Крестьянство и власть в СССР после «революции сверху» // Вопросы истории. – 1996- №7-С.41-59

7. Сталинская революция «сверху» 1924-1936 гг. // Отечественная история. – 1996- №2-С. 38-49

8. Бутенко А.П. Тоталитаризм живой и мертвый // Свободная мысль. – 1994- №4-С.18-29

9.Ершова Э.Б. Революции, реформы и российская творческая интеллигенция в первой половине XX века // Вопросы истории. – 2001- №6-С.32-48

 

Семинар №8. Советское общество в 1953-1985 гг.

 

1. Курсом хрущевских реформ:

а) начало десталинизации общества;

б) социально-экономические преобразования;

в) причины непоследовательности реформ 1953-1964 гг.

2. Социально-экономическое положение страны в 70-е первой половине 80-х годов:

а) снижение динамики хозяйственного развития СССР;

б) функции теневой экономики. Социальные процессы;

в) наука, образование, культура и идеологическая практика.

 

Библиографический список.

 

1. Данилов А.А. История России: учебное пособие для вузов в 2т. Т.1. – М / А.А. Данилов, М.М. Горинов, А.А. Горский –М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС- 1998 – с.335-415

2. Новейшая история Отечества XX век: Учеб. для студ. высших учеб. заведений: В 2-х т., Т.2. / Под ред. А.Ф. Киселева/ – М.: Гуманит- 1999-с.297-351

3. На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе. /Под общ. ред. В.В. Журавлева/ – М.: Политиздат- 1990-с.447

4. Верт Н. История советского государства. 1990-1991. – М.: Прогресс: Прогресс-Академия, 1992-с.359-440

 

Семинар №9. Кризис и распад СССР. Современная Россия.

 

1. Новый курс Горбачева:

а) Апрельские перемены. Экономические изменения;

б) перестройка политической системы и экономический новации;

в) Августовские события 1991 г. Распад СССР.

2. Экономические реформы в посткоммунистической России и их последствия.

3. Межнациональные отношения. Чеченская проблема.

 

Библиографический список.

 

1. Данилов А.А. История России: учебное пособие для вузов в 2т. Т.1. – М / А.А. Данилов, М.М. Горинов, А.А. Горский –М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998 – с.416-468

2. Новейшая история Отечества XX век: Учеб. для студ. высших учеб. заведений: В 2-х т., Т.2. /Под ред. А.Ф. Киселева/ – М.: Гуманит, 1999-с.352-423

3. Поляков Ю.А. Почему история нас не учит? // Вопросы истории. – 2001- №2-с.20-31

4. Новопашин Ю.С. Размышляя о нашем недавнем прошлом // Вопросы истории. – 2001- №6-с.25-36

5. Бондарев В. Была ли альтернатива Горбачеву и Ельцину? // Диалог. – 1993- №4-с.27-39

6. Политические партии России в зеркале энциклопедии: проблемы и решения. («круглый стол») // Отечественная история. – 1997- №3с.31-48

7. Соргин В.В. 1985-1995: реалии и утопии новой России // Отечественная история. – 1997- №3-18-42.

8. Соргин В.В. Перестройка: истоки и уроки // Общественные науки и современность. – 1992- №1-с.31-54

9. Кива А.В. После социализма: некоторые закономерности переходного периода // Общественные науки и современность. – 1997- №2.

10. Медведев В.А. Наши перспективы в контексте мировых трансформационных процессов // Свободная мысль. – 1997- №3-с.44-61

 

ТЕСТЫ ПО КУРСУ «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

 

ТЕСТ № 1

 

1. Первое русское государство – Киевская Русь было образовано:


1) в 8 веке;

2) в 9 веке;

3) в 11 веке;

4) в 7 веке.


2. В эпоху Московского царства в России происходит:


1) становление династии Романовых;

2) претворение в жизнь реформ Петра I;

3) создание правового государства;

4) освобождение от татарско-монгольского ига, создание централизованного государства монархического типа.


3. Абсолютизм:

1) это одна из форм восточной деспотии;

2) ранняя форма феодализма;

3) наиболее централизованная форма феодального государства, возникшего в условиях зарождения капиталистических отношений;

4) это сословно-представительная монархия.

4. В результате реформ Петра I в системе органов государственного управления появились:


1) Земский собор и приказы;

2) комитеты и ведомства;

3) Сенат и коллегии;

4) Государственный Совет и министерства.


5. На каких условиях была проведена реформа 1861 г. по отмене крепостного права?

1) крестьяне получали личную свободу и земельный надел безвозмездно на правах частной собственности;

2) крестьяне получали личную свободу и земельный надел безвозмездно на правах общинной собственности;

3) крестьяне получали земельный надел без личной свободы;

4) крестьяне получали личную свободу без выкупа и земельный надел за выкуп.

6. Содержание земской реформы 1864 года:

1) выборы земского собора, как органа законодательной власти;

2) в губерниях и уездах создавалась система органов местного самоуправления – губернские и уездные Земские собрания;

3) создание земских комитетов по распределению земельных наделов между крестьянами.

7. Основная цель сталыпинской аграрной реформы:

1) уничтожение помещичьего землевладения;

2) укрепление крестьянской общины;

3) отмена выкупных платежей;

4) «взрыв» крестьянской общины. Создание условий для формирования новой социальной опоры режима – класса мелких земельных собственников.

8. Основными элементами НЭПа были:

1) усиление роли государства в экономике и торговле;

2) продналог, свобода торговли, разрешение аренды и открытия небольших частных предприятий;

3) продразверстка, коллективные крестьянские хозяйства;

4) прямой продуктообмен, регулируемые рыночный отношения.

9. В каком году началась «холодная война» между Востоком и Западом:

1) в конце II мировой войны;

2) в 1949 г. после разрыва дипломатических отношений с Югославией;

3) в марте 1946 г., после речи У. Черчиля в американском городе Фултон;

4) в 1950 г.

10. Первым шагом экономической реформы 2 января 1992 года стал:


1) открытие коммерческих банков;

2) отпуск цен, который обесценили деньги;

3) создание финансовых бирж;

4) приватизация государственной собственности.


 

ТЕСТ № 2

1. Каковы исторически сложившиеся черты западной цивилизации?

1) высокий нравственный престиж труда и его результатов, приоритет принципа коллективизма, вертикальный характер связей;

2) отсутствие горизонтальных связей между общинами, отсутствие частной собственности;

3) высокий нравственный престиж труда и его результатов, классовая структура общества, рынок как способ функционирования экономики, развитая частная собственность, наличие развитых, независимых горизонтальных связей, правовое демократическое государство;

4) развитая управляющая бюрократия, замкнутая на единоличного правителя, власть не ограниченная законами.

2. Кто был первым князем – основателем Великого княжества Киевского в 882 году?


1) князь Олег;

2) князь Игорь;

3) Святослав;

4) Ярослав Мудрый.


3. Основной причиной поражения русских княжеств в период нашествия монголо-татар была:


1) военно-техническая отсталость русского войска;

2) отсутствие хороших укреплений;

3) внезапность нападения врага;

4) феодальная раздробленность Руси;


4. Иван III:


1) способствовал переезду в Москву метрополита Петра;

2) подавил антиордынское восстание в Твери;

3) получил от хана Узбека право княжить в Новгороде;

4) освободил Русь от ордынского ига.


5. Начало юридического оформления в России крепостнического права связывают с принятием:


1) Судебника Ивана IV;

2) правила Юрьего дня;

3) указа о «Заповедных годах»;

4) указа об «Урочных летах».


6. «Почвенники» оценивали результаты реформ Петра I:

1) Петр – деспот, но великий реформатор;

2) Он дал импульс новой России, на полтора столетия определив ее развитие;

3) Реформы должны проводиться более постепенно, дабы избежать насилие;

4) Он изменил национальному началу в истории России, исказил русскую культуру и нанес вред естественному ходу развития страны.

7. В основе судебной реформы 1864 г. лежали следующие принципы:

1) бессословность суда, независимость суда от администрации, создание института адвокатов;

2) усиление государственного контроля за судопроизводством;

3) укрепление интересов дворянского сословия, как социально-политической основы самодержавия.

8. Какие политические партии входили в революционно-демократический лагерь первой Российской революции:

1) кадеты, меньшевики, «союз русского народа»;

2) большевики, меньшевики, эсеры;

3) октябристы; земцы-конституционалисты;

4) союз «Михаила Архангела», левые кадеты.

9. Когда началась II мировая война?


1) 1938 г.; 2) 1939 г; 3) 1940 г; 4) 1941 г.


10. Почему период хрущевского руководства страной называют периодом политической оттепели?

1) проведены административно-управленческие реформы, создание совнархозов;

2) принятие 22 съездом КПСС Программы построения коммунизма;

3) реорганизация партийных, советских и общественных структур по производственному принципу;

4) были реабилитированы жертвы сталинских репрессий, осужден культ личности Сталина.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.115 сек.