Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личность и ее структура




ЯЗЫК И РЕЧЬ

 

Язык - система знаков для кодирования информации. Формальные языки (математика, химия, программирование) и неформальные: вербальные (устные, алфавитно-словесные, иероглифические) и невербальные (музыка, танец, пиктограммы, жесты). Коммуникативная функция языка - кодирование информации для передачи сообщения. Семантическая функция языка как смысловое обозначение объекта или явления.

Речь - процесс передачи информации при помощи вербальных языков. Виды речи: внешняя и внутренняя, устная и письменная, монологическая и диалогическая. Понятие активного и пассивного словарного запаса. Речь как средство общения. Речь как инструмент мышления (понятийный аппарат дисциплины). Речь как метод психорегуляции (фраза-ключ, аутотренинг, вербализация переживаний, разрядка). Значение речи для научения умственным и двигательным действиям.

  Речь  
     
  Внутренняя   Внешняя  
     
  Письменная   Устная  
       
Монолог   Диалог
                             

Рис. 5. Виды речи.

 

Человек характеризуется многими понятиями, среди которых такие понятия как «индивид», «личность» и «индивидуальность».

Индивид – характеристика человека как представителя своего биологического вида Homo Sapiens. В основе определения индивида лежит генотип человека. История человечества знает немало попыток выделить «наиболее чистую» расу, например, «истинные арийцы» при фашистском режиме, расистские концепции апартеида и т.д., но научно доказано единство генотипа у представителей различных рас.

Личность - характеристика человека как представителя социума. В отличие от индивида, личность формируется в процессе жизни: ориентировочно с 3-х лет, когда ребенок начинает осознавать социальные взаимоотношения между людьми. Три ситуации, когда человек не является личностью: младенец, психически больной и «маугли», т.е. выросший с животными.

Индивидуальность - совокупность устойчивых качеств, которые отличают человека от других. В отличие от индивида и личности, которые объединяют людей в биологическое и социальное сообщество, индивидуальность выделяет уникальность и неповторимость человека. Психологическая индивидуальность проявляется в особенностях мировоззрения, ценностной ориентации, характере и т.п.

Существуют различные теории личности: социодинамические (среда формирует личность), структурные (взаимосвязь компонентов личности), экспериментальные (обобщение результатов исследований), психоаналитические (бессознательное как основа поведения), динамические (личность в развитии).

Психологический потенциал личности – совокупность свойств, которые могут проявится в деятельности. Выделяют 4 потенциала: мотивационный (потребности, установки, мотивы), творческий (задатки и способности), гностический (знания, умения и навыки), коммуникативный (потребность в общении, знание языков, словарный запас, ораторские способности).

 

Коммуникативный Потребность в общении   Знание языков, словарный запас   Ораторское искусство Потребности Установки Мотивы Мотивационный
Творческий Задатки Способности Знания Умения Навыки Гностический

 

Рис. 6. Психологические потенциалы личности

 

Потребность - отсутствие блага. Благом выступает любой объект, желаемый человеком для получения. Классификация человеческих потребностей (пирамида потребностей по А.Маслоу):

            самоактуализации            
          эстетические          
        познавательные        
      уважения (признание социума)      
    принадлежности и любви    
  безопасности  
физиологические (органические)
                           

 

Рис. 8. Пирамида потребностей человека по А.Маслоу.

 

Установка - готовность действовать определенным образом в определенной ситуации. Воспитание можно рассматривать как процесс формирования комплекса установок.

Мотив - побуждение к действию. Мотивация является совокупностью мотивов, обусловливающих поведение человека. Классификация мотивов: органические, материальные, социальные, духовные и т.д. Формирование и развитие мотивов («хочу – могу – надо»).

Задатки - врожденные (природные) и приобретенные (социальные) качества, на основе которых развиваются способности. Характеристика способностей как качеств, которые обусловливают успех в определенной деятельности. Классификация способностей: специальные (в конкретной области) и общие (сенсомоторные, интеллектуальные и творческие). Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность.

Знание – информация об объекте, его особенностях, возможных операциях с ним и т.д. Умение - способность реализовать знание, т.е. выполнить действие под контролем сознания. Навык - автоматизированное выполнение действия с минимальным, но все же контролем сознания, что отличает навык от рефлекса.

 

  Способности  
         
Специальные   Общие
         
  Психомоторные   Интеллектуальные   Творческие (креативные)
                           

 

Рис. 8. Классификация способностей

Задатки – врожденные особенности, на основе которых развиваются способности.

Способности – качества, которые повышают успешность выполнения определенной деятельности.

Выделяют следующие уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность. Способности могут быть потенциальные и проявиться после определенной подготовительной работы, и актуальные, т.е. доступные для проявления в текущий момент.

Оценка потенциальных способностей производится при отборе к долгосрочной деятельности, когда есть время для их проявления, например, при профотборе. Актуальные способности определяются перед отбором для конкретной деятельности, например, для участия в конкурсе или соревновании.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.