Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расстройства двигательных функций




Симптомы и синдромы неврологических расстройств

Нарушение двигательных функций может быть как орга­нического, так и функционального характера. Полная обез­движенность носит название «паралич», частичная обездви­женность, ограничение объема движений называется «парез». Параличи (парезы) зависят от локализации поражения: «цен­тральный» паралич возникает при поражении пирамидаль­ного пути в головном мозгу, «периферический» — при по­ражении ядер черепно-мозговых нервов, периферических нервов или передних рогов спинного мозга. Различают «мо­нопарез», когда страдает одна конечность, «гемипарез» (гемиплегия), когда страдает одна половина тела: лицо, рука и нога на одной стороне (рис. 42), «тетрапарез» (тетраплегия), когда страдают обе половины тела, все четыре конеч­ности. «Гиперкинезы» — насильственные движения, возни­кающие при поражении подкорковых образований.

Кроме органических параличей (парезов) могут быть и функциональные параличи при истерии (неврозы).

В отдельных случаях в основе двигательной недостаточ­ности лежит заболевание нервно-мышечной системы, на­пример, миопатия и миостения, имеющие генетический ха­рактер возникновения.

Для диагностики паралича большое значение имеют симп­томы поражения. При центральных параличах (парез) ха-


 


рактерным является повышение мышечного тонуса (мышечная ги­пертония), спастичность, рано по­являющиеся контрактуры; повы­шение сухожильных и периостальных рефлексов (гиперрефлексия); наличие патологических рефлек­сов Бабинского (рис. 43), Россолимо и др. До 1-го года, пока пира­мидный путь еще не созрел, реф­лекс С. С. Бабинского является физиологическим. После 1-го года наличие симптома Бабинского го­ворит о несформированности пи­рамидного пути. Парализованная конечность иногда может быть отечной ввиду расстройства кро­вообращения и бездействия.

При периферических пораже­ниях отмечается снижение мы­шечного тонуса (гипотония или атония), снижение сухожильных рефлексов (гипорефлексия или арефлексия), нарастающая мы­шечная атрофия (трофикапитания), конечность отстает в росте и в объеме.

Параличи, возникающие в ре­зультате органического поражения центральной нервной системы, не восстанавливаются полностью, но под влиянием медикаментозного воздействия могут ослабляться. Следы поражения как остаточные явления могут быть выявлены в различные возрастные сроки в разной степени выраженности. Функциональные параличи или парезы в своей основе не имеют структурных нарушений нервной


системы, а развиваются в результате образования застой­ных очагов торможения в двигательной области коры. Чаще причиной их являются острые реактивные состояния (ис­терия). В большинстве случаев они имеют благоприятный исход.

Наряду с паретическими симптомами могут наблюдаться и другие проявления неврологических расстройств, как на­пример: гиперкинезы (насильственные движения в лице­вой мускулатуре и в дистальных и проксимальных отделах верхних и нижних конечностей), связанные с нарушением деятельности подкорковых образований.

Расстройства движений выражаются не только в нару­шениях силы и объема, но и в их точности, соразмеренности, содружественности, что обозначается как патология ко­ординации движений, и связано с функцией вестибулярного аппарата и мозжечка.

Нарушение координации носит название атаксии и про­является в виде расстройства ходьбы (походки), стояния с закрытыми глазами (симптом Ромберга), мимопромахивания при выполнении целенаправленных движений (пальце-носовая проба и др.). Различные формы атаксии зависят от преимущественной локализации поражения головного и спинного мозга. Так, при поражении пирамидных путей возникающий гемипарез обусловливает паретическую по­ходку (больной подтаскивает ногу, вся парализованная сто­рона туловища при движении как бы отстает от здоровой). Слабая нога при ходьбе цепляется за любой выступ, ребенок сбивает обувь на этой ноге быстрее, чем на здоровой, часто падает, о чем свидетельствует большое количество синяков на ногах.

Атаксическая походка часто наблюдается при пораже­нии задних столбов спинного мозга, несущих глубокую чув­ствительность. Такой больной ходит, широко расставив ноги и сильно ударяя пяткой об пол, как бы с размаху ставит ногу. Такая походка наблюдается при спинной сухотке (тре­тичная фаза сифилиса), и алкогольных полиневритах.

Мозжечковая атаксия характеризуется особой неустой­чивостью: больной ходит с широко расставленными ногами и балансирует из стороны в сторону; такая походка носит название «походка пьяного».



 


 


При обследовании больному предлагают встать ровно, сдвинув ноги и закрыв глаза, попасть кончиком указатель­ного пальца в кончик носа (проба Ромберга). При этом об­следуемого подстраховывают, чтобы он не упал. Если боль­ной устойчив, то координация у него не нарушена, в случаях патологии мозжечка больной неустойчив и при приближе­нии указательного пальца к кончику носа усиливается тре­мор или мимопромахивание.

При некоторых формах неврально-мышечных атрофии, например при болезни Шарко-Мари, походка приобретает своеобразный тип: больной как бы выступает, высоко под­нимая ноги («походка цирковой лошади»).

К симптомам двигательных нарушений условно могут быть отнесены менингеальные симптомы, наблюдающие­ся при воспалении мозговых оболочек независимо от этио­логического фактора. К менингеальным симптомам отно­сятся: 1) поза больного — голова заброшена кзади, руки приведены к груди, а ноги — к животу; 2) если больного положить удобно на спину, ручки вытянуть вдоль тулови­ща, а ноги выровнять на постели и попытаться приподнять голову ребенка, ноги вновь приводятся к животу, ребенок плачет, что указывает на выраженные болевые ощущения (симптом Брудзинского); 3) если ногу больного согнуть в та­зобедренном суставе и разогнуть в коленном, то тоже воз­никает болевая реакция (симптом Кернига), при которой ребенок плачет.

Перечисленные симптомы указывают на заинтересован­ность мозговых оболочек (так называемый «оболочечный синдром»), где происходит воспалительный процесс. Кро­ме двигательных расстройств могут наблюдаться и чувстви­тельные — повышенная кожная чувствительность (гипер­естезия) и другие симптомы, характерные для менингита (сыпь, расстройства сознания).

Подводя итоги рассмотренных двигательных расстройств, считаем необходимым подчеркнуть, что воспитатель дош­кольного учреждения должен знать возрастные особеннос­ти моторного развития и видеть возможные отклонения. Так, например, ребенок наклоняется низко над рабочим столом или далеко держит книгу от себя — это говорит о нарушении зрения (близорукости или дальнозоркости).


К двигательным нарушениям со стороны глазных яблок относится косоглазие. При наличии косоглазия у ребенка воспитатель должен внимательно отнестись к этому состоя­нию, посоветовать родителям получить консультацию у оф­тальмолога и использовать его рекомендации.

К двигательным нарушениям со стороны лицевой мус­кулатуры относятся мимика, артикуляция, жевание: все дети, плохо и медленно жующие, нуждаются в наблюде­нии. У них может быть повышенное слюноотделение во время разговора и сухость во рту во время еды. Дети про­сят запивать еду водой. И это не баловство, а необходи­мость. У детей с нарушением артикуляционной моторики может быть расстройство звукопроизношения различной степени выраженности, истощаемость голоса и короткое дыхание.

В состоянии общей моторики обращает на себя внима­ние походка, умение выполнять физкультурные движения: поднять руки вверх, попрыгать на одной ножке, ходить по лестнице и др.

Особенно большое значение придается состоянию мел­кой моторики: как ребенок держит карандаш, проводит пря­мую линию, рисует, выполняет все задания педагога.

Возможные отклонения со стороны речевой и моторной сферы должны быть рано выявлены и начаты специальные занятия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.