Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синдромы нарушений высших корковых функций




Вегетативные расстройства

Расстройства вегетативной нервной системы могут про­являться различными симптомами.

В связи с тем что вегетативные ганглии в большом ко­личестве скапливаются в брюшной полости, маленькие дети все болезненные состояния локализуют в области жи­вота. И только в более старшем возрасте (дошкольном или школьном) дают более точную локализацию болевого ощу­щения.

У подростков и взрослых с вегетативной нервной систе­мой связано состояние «вегетодистонии», при котором лег­ко меняется тонус кровеносных сосудов от спазма к рас­слаблению, что приводит к головным болям, сердечной недостаточности, повышенной утомляемости.

В детском возрасте в связи с травмой позвоночника (при-родовой или прижизненной) может развиться симптом «не­держания мочи» и «недержания кала», что требует к себе внимания и лечения.

Таким образом, мы рассмотрели симптомы двигатель­ных, чувствительных расстройств, рефлекторные сферы, состояния тонуса, вегетатики в детском возрасте, которые, сочетаясь между собой, дают определенные синдромы бо­лезненных состояний и составляют основные заболевания нервной системы детского возраста.

Наряду с нарушением двигательных функций у больных может расстраиваться и высшая корковая деятельность. К корковым нарушениям относятся: гнозис, праксис

и фазис.

Гнозис — это познание окружающей действительности благодаря ощущению и восприятию предметов и явлений окружающей среды.

В патологии при поражении коры травмой, инфекцией, интоксикацией нарушается ощущение, что называется аг­нозией. В детском возрасте при определенных патологичес­ких состояниях агнозии приводят к значительным интел­лектуальным нарушениям.


 


 


У взрослых возможен распад гностических функций пос­ле перенесенного энцефалита различной этиологии, что все­гда приводит к инвалидизации больного.

После травмы могут быть локальные поражения коры головного мозга, которые сопровождаются соответственно ограниченной агнозией по отдельным органам чувств: зри­тельная, слуховая, вкусовая, обонятельная, осязательная агнозия. Эти формы расстройств характеризуются невоз­можностью узнавания данного предмета или явления.

Праксис — фиксация заученных движений. Все кинесте­тические раздражения, идущие по афферентным путям (пу­тям глубокой чувствительности), приходят и фиксируются в нижних отделах теменной доли коры головного мозга. Эти раздражения, идущие от мышц, связок и суставов, сигнали­зируют каждый момент движения, движения становятся ав­томатизированными, заученными. Такая автоматизация ка­сается как речевой, так и общей моторики, особенно мелкой i моторики, которая формируется в процессе деятельности.

При поражении теменной доли не формируется или раз­рушается (в зависимости от этиологического фактора и вре­мени воздействия) праксис, что носит название апраксии. Пострадавший ребенок или взрослый с явлениями апраксии не знают, как выполнить сложный двигательный акт по ин­струкции, например открыть рот, высунуть язык, облизать губы и др. В связи с этим у больных не формируется или рас­страивается речь. Если апраксические явления выявляют­ся в моторике рук, то у больных расстраивается сложный комплекс последовательных двигательных актов, например: взять в руки игрушку и играть с ней, взять в руки каран­даш и рисовать на бумаге и т. д.

Все это может наблюдаться у детей, перенесших родовую че­репно-мозговую травму, детские инфекции и другие факторы, вызывающие несформированность праксических действий.

С деятельностью коры головного мозга наряду с гнозисом и праксисом связана речь. Сформированная речь — фазис — обусловлена деятельностью всей коры головного мозга. Раз­рушение лобной области левого полушария приводит к раз­личным формам распада речи у взрослых — афазии — и не-сформированности речи с раннего детского возраста, что обозначается как алалия.


Вопросы и задания для самостоятельной работы ______________

1. Назовите причины поражения нервной системы.

2. Какие виды двигательных расстройств могут быть?

3. Какие особенности чувствительных расстройств встречаются в детском возрасте?

4. Дайте характеристику мышечного тонуса в детском возрасте.

5. Опишите особенности рефлекторной сферы в детском возрасте.

6. С чем связаны вегетативные расстройства в детском возрасте?

7. Проверьте состояние сосудистой реакции у детей (на коже груди прово­дят штрихи вертикальные и горизонтальные и наблюдают за реакцией сосудов, регистрируют время наступления реакции, ширину полосы). Охарактеризуйте результаты исследования: преобладание белой полосы (наклонность к спазмам) или преобладание красной полосы (наклон­ность к расслаблению сосудов).

8. Проверьте объем активных движений верхних и нижних конечностей у детей (подъем рук кверху, прыжки на одной и обеих ногах, хождение по лестнице).

9. Опишите синдромы нарушений высших корковых функций: гнозиса, праксиса, речи, счета, письма, зрительно-пространственной ориенти­ровки.


 


I

ЧАСТНАЯ НЕВРОПАТОЛОГИЯ. БОЛЕЗНИ 1 НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ В данной главе рассматриваются различные формы заболеваний не- | рвной системы, которые встречаются в детском возрасте, связанные I с генетическими нарушениями, инфекцией, интоксикацией, травмой. В изложении материала обращается внимание на последствия пере­несенных болезней, так как такие дети придут в дошкольные учреж- I дения и с ними будут работать воспитатели и педагоги.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.