Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творчество как неотъемлемый компонент педагогической деятельности




Современное образовательное пространство

 

Мировое образование полиструктурно: для него характерны пространственная (территориальная) и организационная структура.

К крупным международным образовательным проектам относятся:

· ЭРАЗМУС, дает возможность пройти обучение студентам в вузах другой страны;

· ЛИНГВА – программа повышения эффективности изучения иностранного языка;

· ЭВРИКА – осуществляет координацию исследований со странами Восточной Европы;

· ЭСПРИТ – проект, предполагающий объединение усилий европейских университетов, компьютерных фирм в создании новых информационных технологий;

· ЕИПДАС – программа в области совершенствования планирования и управления образованием в арабских странах;

· ИРИС – система проектов, направленная на расширение возможностей профессионального образования женщин.

Полиструктурность мирового образования позволяет объединение регионов по признаку взаимного сближения и взаимодействия образовательных систем. ЮНЕСКО выступает как организатор регулирования процесса развития мирового образовательного пространства.

Тенденции мирового современного образования:

· воспитание людей в духе мира, демократии и гуманизма, уважения прав человека, культурных ценностей и традиций других народов;

· ориентация стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех,

· углубление межгосударственного сотрудничества в области образования,

· введение новых человекоориентированных научных и учебных дисциплин.

Образовательные модели:

· Американская (младшая средняя школа – средняя школа – старшая средняя школа – колледж двухгодичный – колледж четырехгодичный в структуре университета – магистратура – аспирантура);

· Французская (единый коллеж – технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей – университет – магистратура – аспирантура);

· Немецкая (общая школа – реальное училище, гимназия, основная школа – институт - университет - аспирантура);

· Английская (объединенная школа – грамматическая и современная школа-колледж – университет - аспирантура);

· Российская (общеобразовательная школа – полная средняя школа, гимназия, лицей-колледж – институт, университет, академия – аспирантура - докторантура).

 

Глава 7. Творчество в педагогической деятельности

 

Основные понятия: творчество педагогическое, творческое самочувствие, позитивное восприятие личности учащихся

 

 

Творчество учителя. Отделимы ли эти понятия друг от друга? Должен ли быть труд учителя творческим? Что характеризует творчество?

Какие же ценности создаются трудом учителя? Что позволяет говорить о творческом характере учительского труда?

Задача учителя сегодня состоит в том, чтобы готовить школьника. к предстоящей жизни. Учитель должен предвидеть потребности быстро развивающегося и изменяющегося общества, предвосхищать требования, которые предъявляет жизнь к человеку. Учитель должен быть готов к поиску новых, нестандартных решений. И в этом главный признак педагогического творчества.

Чтобы понять суть педагогического творчества, нужно ответить на следующие вопросы:

· В чем сущность педагогического творчества и каково его место в педагогическом процессе?

· Как сочетать точное выполнение предписаний, заключенных в учебных программах, учебниках, с самостоятельным творческим отношением к порученному делу?

· Через какие этапы профессионального совершенствования нужно пройти, чтобы труд учителя стал творческим?

Изучение этих вопросов дает возможность определить место творчества учителя в системе педагогической деятельности с точки зрения функций, которые он выполняет в этой системе; выявить истоки творчества учителя;

понять: творчество это только проявлением субъективных качеств личности или нет.

В психологическом аспекте нет различия между творческой деятельностью учебного и творческой деятельностью ученика. Разница лишь в том, что ученый создает продукт творчества характеризующийся объективной новизной для общества, а ученик делает новые открытия для себя.

Таким образом, можно выделить объективную и субъективную стороны творчества.

С объективной точки зрения творчество характеризуется его конечным результатом: научным открытием, созданием художественного произведения, решением новой задачи в (математике, педагогике, медицине и т.п.)

С субъективной точки зрения творчество определяется самим процессом творчества, даже если его продукт не обладает необходимой новизной.

Проблема творчества охватывает разные стороны профессиональной деятельности педагога: построение урока, работа с коллективом учащихся, выработка стратегии и тактики педагогической деятельности.

Педагогическое творчество, имея много общего с другими видами творчества, имеет определенное своеобразие, которое связано с характером процесса педагогической деятельности и его результатом - развивающейся личностью. У творчески работающего учителя, дети с интересом учатся, они умеют работать самостоятельно, получают высокое наслаждение от умственной деятельности. Так творчество рождает творчество- учитель выращивает в душах ребят семена активного отношения к жизни.

В педагогической науке различают следующие признаки педагогического творчества:

1) Спресованность во времени (учитель не может ждать пока его "осенит", он должен принять новое решение на самом уроке в считанные секунды)

2) Педагогическое творчество должно приносить положительные результаты.

3) Педагогическое творчество- это всегда сотворчество.

4) Творчество- необходимое условие становления самого педагога, его самопознание, развитие и раскрытие личности.

5) Творчество- это способность осмысливать свою деятельность в свете

научно- творческих педагогических знаний.

 

Компоненты творческой педагогической деятельности.

1. Мотивационно- волевой компонент- потребность в творческой деятельности. Способность полностью сосредоточиться на решении педагогической задачи. Мотивы творческой деятельности:

· чувство долга,

· желание проверить свои силы и способности,

· желание принести своей работой пользу обществу,

· желание приблизить к решению ту или иную педагогическую проблему,

· самообразование и самовоспитание посредством творческой работы,

· эмоциональный подъем испытываемый в связи с созиданием работы.

2. Процессуальный компонент - умение сформулировать конкретную педагогическую задачу; найти оптимальный способ ее решения; умение организовывать процесс сотворчества с учащимися; умение видеть новое в привычном; духовную самоотдачу.

Поставив педагогическую задачу, учитель начинает искать способы ее решения. Проблема решения педагогических задач состоит в том, что не существует в педагогике рецептов для решения педагогических задач, так же как и не существует одинаковых педагогических ситуаций, требующих разрешения, одинаково мыслящих учителей. Наблюдая за детьми в процессе учебной, трудовой деятельности, в ходе развлечений, взаимодействий с товарищами можно нужно учиться прогнозировать результат разрешения той или иной ситуации, изучать варианты решения известных педагогических задач, которые и станут основой для собственных решений.

Творчески работающий учитель стремится найти новые, необычайные решения, учитывает возможности и потребности детей. Широко анализирует, продумывает мельчайшие детали предстоящей работы.

3. Оценочный компонент - умение адекватно оценивать результаты своей деятельности, вносить в нее коррективы.

Анализируя полученные результаты, нужно всегда помнить, что любое действие учителя, слово должно обеспечивать возможность положительного прогноза относительно дальнейшего сотрудничества с учениками, их родителями, коллегами по работе.

Если учитель использует проверенные средства, методы, и получает положительные результаты, но не стремится к поиску нового, оригинальности, можно ли назвать его творческим человеком?

Видимо, нет, потому что часто проверенное, даже хорошее средство не дает одинакового результата. Суть творчества учителя в том, что он каждый раз имеет дело с новыми обстоятельствами, с изменчивой природой детей, становится перед необходимостью оригинально мыслить, действовать, избегая шаблона и прямого копирования.

Творческое самочувствие- это такое душевное и телесное состояние, которое благотворно влияет на творческий процесс (К.С. Станиславский).

7.2. Уровни педагогического творчества

Чтобы понять сущность педагогического творчества важно определить его уровни.

Ученые по-разному подходят к выделению уровней педагогического творчества. Рассмотрим классификацию Загвязинского:

1 уровень - открытия. Связаны с выдвижением новых педагогических идей и их воплощением в конкретной системе учебно-воспитательной работы.

2 уровень – педагогические изобретения. Данный уровень связан с конструированием учителем отдельных элементов педагогических систем, средств, методов, условий обучения и воспитания, что изменяет и повышает качество.

3 уровень - усовершенствования. Это модернизация и адаптация к конкретным условиям известных методов и средств обучения и воспитания.

Такая деятельность учителя сходна с деятельностью рационализатора. Большинство учителей работают на третьем уровне, но это не снижает значимость их творческих усилий. Важен уход от шаблона, непрерывный поиск новых психолого-педагогических идей.

Продвигаясь от одной ступени к другой, педагог совершенствуется в своем педагогическом росте.

 

Можно ли развить в себе способности к творчеству? Потребность в творческой работе?

Если рассматривать способности творчества педагога, как способность организовать жизнь детей; ориентироваться и переключать внимание, требовать и доверять, играть с детьми; оценивать ситуацию, уметь точно передать свои мысли, чувства, мимику, движения и т.д, то все выше перечисленные способности могут быть развиты у каждого педагога при постоянном: самообразовании, профессиональном совершенствовании, упорства, энергии, настойчивости, гибкости и т.д.

 

Способности учителя к самостоятельному творчеству не приходят сами собой. Есть категория учителей добросовестно работающих, но не способных зажечь учащихся страстью к знаниям. Такие учителя и сами не получают удовольствия, радости от своей деятельности.

Чтобы избежать этого будущий учитель должен начать работать над собой, воспитывать те качества личности и те же умения, которые сделают его работу в школе творческой и будут удовлетворять его.

Что для этого необходимо? Сформировать у себя ряд важнейших качеств:

· целеустремленность,

· направленность на преодоление трудностей,

· выдержку- умение тормозить желания, чувства мешающие достижению цели,

· самоконтроль (сознательное управление мыслями, желаниями, настроением),

· рефлексивную позицию учителя и учащихся,

· позитивное восприятие личности учащихся.

 

Процесс овладения педагогическим творчеством может включать несколько этапов:

1. педагогические наблюдения с целью сбора полезной информации (педагогические находки);

2. формирование умения взглянуть на свои действия как бы со стороны;

3. формирование умения прогнозировать, отвергать неудачное, рождение педагогической интуиции, позволяющей быстро принимать адекватное решение;

4. потребность в осмыслении своей деятельности.

 

Важно помнить, что только творчески работающий педагог, глубоко знающий педагог, глубоко знающий и понимающий жизнь детей может сотворить себе подобного.

 

Тезаурус

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования – документ, определяющий структуру высшего профессионального образования, общие требования, содержание и объем основных образовательных программ высшего профессионального образования

Гуманизм – система воззрений, признающая ценность человека как личности, характеризующаяся защитой ее достоинства и свободы и развития.

Гуманистическая педагогика – направление в современной теории и практике воспитания, возникшее в 60-х годах в США как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии. В центре внимания гуманистической педагогики – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Гуманизация образования (от лат. humanus – человеческий, человечный) – провозглашающая благо человека в качестве высшей цели образовательной деятельности. Содержание образования должно обеспечить свободное и всестороннее развитие личности, деятельное участие индивида в жизни общества.

Деятельность – специфическая активная форма взаимодействия человека с окружающей действительностью, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей, включает в себя цель, средства, результат и процесс познания. Основные виды человеческой деятельности – игра, учение, труд.

Инновация (от лат. in – в, novus – новый) означает нововведение, новшество. Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии школы или вуза по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой.

Индивидуализация образования – организация обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей учащихся, что дает возможность создания оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.

Педагогическая деятельность – это последовательность действий, направленных на достижение целей обучения и воспитания.

Педагогическая ситуация – это ситуация, специально создаваемая учителем или спонтанно возникающая в педагогическом процессе.

Педагогическая задача – это осознание педагогом педагогической ситуации, связанной с необходимостью перевода учащего с одного уровня состояния на другой.

Педагогические умения – подготовленность учителя к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно и сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта

Профессионально значимые личностные качества – инструмент совершенствования управления процессом профессиональной подготовки будущих учителей

Самоактуализация – стремление человека к наиболее полному развитию своих качеств, способностей, потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала, путь к полноценной, внутренней богатой жизни.

Самообразование – приобретение знаний путем самостоятельных занятий, без помощи или с помощью преподавателя

Система образования – совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности.

Цель – осознанный образ, преднамеренный полезный результат, который должен быть достигнут в результате деятельности

Ценности образования – общепризнанные стандарты, разделяемые обществом в области образования

Творчество педагогическое – выработка и воплощение учителем в постоянно меняющихся условиях учебно-воспитательного процесса, в общении с детьми оптимальных и нестандартных педагогических решений.

Творчество - это деятельность, результатом которой является создание новых материальных или духовных ценностей

 

 

Список литературы

1. Бездухов В.П. Гуманистическая направленность учителя. –Самара-СПб, 1997. –С. 42-68.

2. Вульфов Б.З. Учитель: Профессиональная духовность//Педагогика. –1995. -№ 2. –С. 48-52.

3. Железовская Г.И. Формирование педагогической интеллектуальной культуры//Педагогика. –1995. -№ 2.–С.55-60.

4. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. –М.: Педагогическое общество России, 1999.

5. Лаврикова Т.В., Лещинский В.И. Практическая педагогика: технология личностной ориентации. –Архангельск, 1999. –С.136-137, 141-142.

6. Орлов А.А. Современный учитель: социальный престиж и профессиональный статус//Педагогика. –1999. -№7. –С. 60-68.

7. Пашкевич Г.Н., Сысоева М.Е. Педагогическая практика. –М., 1999. –С.92-94.

8. Педагогика и психология высшей школы. –Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

9. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: учебное пособие. –М.: Флинт, 1998. –263 с.

10. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. –М.: Народное образование, 1999, -135 с.

11. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. –М.: Академия, -С.21-24.

12. Симановская О.М. Организационно-педагогические условия профессиональной карьеры учителя средней общеобразовательной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. -СПб, 1998. -С.6-16.

13. Синенко В.Я. Профессионализм учителя//Педагогика. –1999. -№ 5. –С. 45-51.

14. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. –М.: Педагогическое общество России, 1999. –С. 163 – 185.

15. Стефановская Т.А. Технологии обучения педагогике в вузе. –М.: Совершенство, 2000. –С.48-50.

16. Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов. –М., 2000. –120 с.

17. Филиппова В.И. Культура и мировоззрение учителя//Педагогика. –1992. -№ 3-4. –С. 58-63.

18. Черниченко И.В. Психолого-педагогические основы деятельности менеджера туризма: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1999. –17 с.

19. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. –М.: Собор, 1997.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3011; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.