Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 3. 1. Западноевропейская философия XVII в




1. Западноевропейская философия XVII в. Философия Просвещения XVIII в.

2. Особенности немецкой классической философии. «Критическая философия» И. Канта.

3. Философия Г. В. Ф. Гегеля.

Темы для дискуссий и обсуждений

1. Можно ли рассматривать немецкую классическую философию как продолжение философии эпохи Просвещения?

2. Присуща ли немецкой философии 2-й половины XVIII – 1-й половины XIX вв. принципиальная новизна идей или она, завершая классическую философию, лишь придает ей систематизированную форму?

Темы рефератов

1. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени.

2. Ф. Бэкон об идолах и идеалах познания.

3. Рационалистическая философия Р. Декарта.

4. Теория общественного договора Т. Гоббса.

5. Учение о естественном праве и государстве Дж. Локка.

6. «Гносеологическая революция» И. Канта.

7. Этическое учение И. Канта.

8. Учение о праве и государстве И. Канта.

9. Проблема свободы в философии И. Фихте.

10. Философия искусства Ф. Шеллинга.

11. Философия государства и права Г.Ф. Гегеля.

12. Концепция любви в философии Л. Фейербаха.

13. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Литература

1. История философии: Учеб. для студентов философских и соц.-гуманит. специальностей вузов / А.А. Бородич, А.В. Бодаков, Н.Н. Беспамятных и др. – Мн.: Новое знание, 2001.

2. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Науч.-ред. совет: предс. В.С. Степин. – М.: Мысль, 2001.

3. Спиркин А. Г. Философия: Учеб. – М.: Гардарики, 2001.

Основные положения темы

1. Западноевропейская философия ХVII в. была философией Нового времени, идеологией формирующегося буржуазного общества. Ее важнейшей особенностью было мировоззренческое и методологическое обоснование идеалов свободы, равенства и братства. Объектом изучения данной философии была наука – прежде всего, экспериментальное естествознание, а также математика и используемые в них методы исследования. Родоначальниками европейской философии Нового времени были английский мыслитель Френсис Бэкон и французский ученый Рене Декарт. Бэкон доказывал, что индукция – метод восхождения от частых фактов к общим принципам – единственно научный метод исследования. Он был представителем философского эмпиризма. Декарт связывал научное познание не с экспериментальным естествознанием, а с математикой, логикой и дедукцией, т.е. методом выведения из бесспорных истин общих принципов. Философия Декарта, связанная с углубленным изучением дедукции как метода выведения частных следствий из общих принципов, была рационалистической. Заметными представителями философского эмпиризма в Новое время были Т. Гоббс, Дж. Локк. Они исходили из убеждения о том, что материя является первичной по отношению к сознанию. Их последователи и критики Дж. Беркли и Д. Юм были представителями идеалистического эмпиризма. Идеи рационализма Декарта продолжали и развивали Б. Спиноза и Г. Лейбниц. Эмпиризм и рационализм ХVII в. получил дальнейшее развитие в философии Просвещения ХVIII в. Эта философия была тесно связана с обоснованием претензий человеческого разума на роль высшего арбитра в делах общества и спорах между людьми относительно устройства общества и природы человека. Французские философы – просветители ХVIII в. систематизировали известные им достижения человеческого разума, подготовив многотомную энциклопедию искусств, наук и ремесел.

2. Немецкой классической философией в узком смысле этого слова называется совокупность учений Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха. Все они поддерживали и творчески развивали установки философии Нового времени. Родоначальник немецкой классической философии И. Кант (1724 – 1804) в первый период своего творчества был последовательным сторонником идей французского Просвещения ХVIII в. Этот период его творчества обычно называют докритическим. Пересмотрев принципы философского исследования, Кант, по собственным словам, совершил коперниканскую революцию в философии. Ее суть состояла в том, что познание человека стало рассматриваться как результат активной деятельности человека, его творчества. Второй период в творчестве И. Канта получил название критического. В этот период Кант дал развернутые ответы на следующие вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я смею надеяться?», «Что такое человек?». Отвечая на первый вопрос, он приходил к агностицизму, доказывая, что вещи в себе являются принципиально непознаваемыми для человека. Отвечая на второй вопрос, Кант сформулировал идею под названием «категорический императив», т.е. безусловное требование, согласно которому поступать следовало таким образом, чтобы максима (правило) твоего поведения было всеобщим законом. Давая ответы на третий вопрос, Кант обращал свои взоры к красоте и Богу. Наиболее полным ответом на четвертый вопрос была вся кантовская философия в целом, а ее кратким воплощением идея о том, что человек всегда должен быть целью и никогда средством.

3. Продолжателем и критиком идей Канта в философии был Гегель (1770 – 1831). Он был представителем объективного идеализма, диалектического мировоззрения и методологии. Согласно Гегелю Абсолютная идея – первооснова мира. Она не является неизменной, саморазвивается, а источник ее развития –противоречие. Сложный путь интеллектуального путешествия Абсолютной идеи Гегель описал с помощью системы категорий философии. Эти категории раскрывали переходы количественных изменений в качественные, отрицание отрицания, восхождение от абстрактных и односторонних моментов Абсолютной идеи к их конкретному знанию, или системе абстракций и т.п. Философия Гегеля была своеобразной энциклопедией философских наук. Ее онтологией являлась философская логика, которая одновременно была и теорией познания. Важное место в философии Гегеля занимали философия природы, права (она охватывала проблемы морали, нравственности, семьи, государства), религии, искусства, истории философии. Система философии Гегеля не только казалась его современникам, но и на самом деле была столь грандиозной и внушительной, что давала основания рассматривать ее чуть ли не в качестве последней из возможных систем философии, или, говоря другими словами, высшей точки развития классической философии. После Гегеля дальнейшее развитие философии оказалось связанным с необходимостью всесторонней критической оценки системы и метода гегелевской философии и, прежде всего, преодолением ее спекулятивного (умозрительного) характера, реализованного в ней растворения человека и его индивидуальности в стихии сознания и общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.