Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Меры информации




Для измерения информации вводятся два параметра: количество информации I и объем данных VД. Эти параметры имеют разные выражения и интерпретацию в зависимости от рассматриваемой формы адекватности.

Синтаксическая мера. Объем данных в сообщении определяется количеством символов (разрядов) в этом сообщении. Количество информации на этом уровне невозможно определить без понятия неопределенности состояния системы (энтропии системы).

Пусть до получения информации потребитель имеет некоторые предварительные (априорные) сведения a о системе. Мерой его неосведомленности является функция Н(a), которая в то же время служит и мерой неопределенности состояния системы. После получения некоторого сообщения b получатель приобрел некоторую дополнительную информацию Ib(a), уменьшившую его априорную неосведомленность. В результате апостериорная (после получения сообщения b) неопределенность состояния системы стала Нb(a). Тогда количество информации Ib(a) о системе, полученной в сообщении b, определится как Ib(a) = Н(a) – Нb(a), то есть количество информации измеряется изменением (уменьшением) неопределенности состояния системы. Если Нb(a) = 0, то первоначальное неполное знание заменится полным знанием. Таким образом, энтропия системы Н(a) может рассматриваться как мера недостающей информации и при N возможных состояний системы, согласно формуле Шеннона,

Н(a) = – ,

где Рi – вероятность того, что система находится в i-м состоянии.

Коэффициент (степень) информативности (лаконичность) сообщения определяется отношением количества информации к объему данных: Y = I/VД, причем 0<Y<1.

Семантическая мера. Наибольшее признание получила тезаурусная мера, связывающая семантические свойства информации со способностью пользователя принимать поступившее сообщение. Тезаурус – это совокупность сведений, которыми располагает пользователь или система.

В зависимости от соотношений между смысловым содержанием информации S и тезаурусом пользователя Sp изменяется количество семантической информации IC, воспринимаемой пользователем и включаемой им в свой тезаурус. Очевидно, что IC = 0 в двух случаях:

- при Sp» 0 пользователь не воспринимает, не понимает поступающую информацию;

- при Sp ® ¥ пользователь все знает, и поступающая информация ему не нужна.

IC = max при согласовании S с Sp, когда поступающая информация понятна пользователю и несет ему ранее неизвестные сведения.

Следовательно, IC, количество новых знаний, получаемых пользователем, является величиной относительной, зависящей от степени компетентности пользователя. По этой причине мерой IC может служить коэффициент содержательности С: С = IC /VД.

Прагматическая мера. Также является величиной относительной, поскольку зависит от особенностей использования этой информации в той или иной системе. Ценность информации целесообразно измерять в тех же единицах (или близких к ним), в которых измеряется целевая функция (описание цели использования информации).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.