Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение: Внутренний мир художественного произведения




Философско-эстетические концепции

(от мифологии до постмодернизма)

Ижевск 2003

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ижевский государственный технический университет»

 

 

Кафедра «Технология промышленной и художественной обработки материалов»

 

 

Формирование художественных типов мышления:

философско-эстетические концепции

(от мифологии до постмодернизма)

 

 

Учебно-методическое пособие к курсу лекций «Искусство и литература» для студентов дневной и заочной формы обучения по специальности 350700 –Реклама

 

 

Ижевск

 

Киреева Н.В. Учебно-методическое пособие к курсу лекций «Искусство и литература» для студентов, обучающихся на дневном и заочном отделениях факультета «Реклама и дизайн» ИжГТУ (специальность 350700 – Реклама)

 

Пособие утверждено на заседании кафедры «Технология промышленной и художественной обработки материалов» ИжГТУ

Протокол № от г.

 

 

Издательство ИжГТУ, 2003

Киреева Н.В.

 

Оглавление

Введение: Внутренний мир художественного произведения --------------------------- 4

 

  1. Особенности мифологического сознания

и мифотворчества в Древних культурах ------------------------------------------------ 5

 

  1. Средневековое художественное мышление ------------------------------------------- 12

 

  1. Художественное мышление эпохи Ренессанса --------------------------------------- 17

 

  1. Маньеризм и Барокко: Философско-эстетические концепции искусства ------- 20

 

  1. Классицистский тип художественного мышления ----------------------------------- 23

 

  1. Сентименталистский тип художественного мышления ----------------------------- 29

 

  1. Романтический тип художественного мышления ------------------------------------ 30

 

  1. Реалистический тип художественного мышления ----------------------------------- 35

 

  1. Философско-эстетические основы Символизма -------------------------------------- 37

 

  1. Философско-эстетические основы Экзистенциализма ------------------------------ 46

 

  1. Модернизм в искусстве и литературе 20 века ----------------------------------------- 48

 

  1. Постмодернизм ------------------------------------------------------------------------------ 52

 

Заключение --------------------------------------------------------------------------------------- 54

 

Литература ---------------------------------------------------------------------------------------- 55

 

 

1.Художественная литература (наряду с музыкой, скульптурой, живописью и т.п.) – рассматривается современной наукой как один из видов искусства, художественного творчества.

2. Что же такое искусство?

Следует признать, что терминологическое определение искусства проблематично. Во-первых, потому, что представление об искусстве исторически изменчиво (так, например, до 18 века к искусству относили ремесла, а исходным в трактовке его признавалось умение, мастерство). Во-вторых, потому, что отношение к искусству зависит как от эстетических представлений и установок самих художников - представителей отдельных направлений и школ, так и от различий в подходах к анализу художественных произведений представителей научных направлений и школ. - Поэтому и становятся возможными такие определения искусства - на первый взгляд, противоречащие друг другу, - как: «создание образов», «конструкция форм», «выражение переживаний», «особая форма игры» и т.п.

Но есть общее в понимании искусства: Искусство, непосредственно связанное с инициативной одухотворенной деятельностью человека, носит творческий, созидательный характер.

3. Своеобразие же искусства как художественного творчества, в свою очередь, соотносят с двумя аспектами: эстетическим (особым родом эмоционально-оценивающего освоения человеком реальности) и миросозерцательным (концептуальным подходом – на уровне представлений и суждений - к освоению человеком реальности). Следовательно, речь идет как в первом, так и во втором случаях, об особой (определяющей) роли художника (автора) в процессе творческого освоения (познания) им реалий действительной жизни и создании художественного произведения. (Поэтому практически любая школа считала, что открывает своими средствами основные принципы подлинного мироустройства – будь то чувственная конкретность натурализма или реальнейшие реалии символизма).

4. Художник творит мир художественный (или «вторичную реальность»), отражая в художественном произведении собственные представления о мире реальном. Художественное произведение поэтому есть выражение, в первую очередь, его концепции (идеи, оценки) мира, его «версией» о мире. В связи с этим, и «аристотелевское» понятие «мимесис» («подражание природе») в современной науке трактуется как преображающее (пересоздающее) отображение ее в художественном произведении.

5. Автор в произведении, в первую очередь, – это автор «концепированный»: «режиссер», «демиург», отраженный в произведении как целое в целом, а художественный мир произведения – это своеобразная «картина мира», «модель мира», система универсальных духовных отношений, запечатленная автором в тексте произведения.

6. Цель искусства – не просто отобразить тот или иной объект, а сделать его носителем значения, поэтому художественный мир – это мир определенной символики, значимости каждого его элемента. С этим связана особая роль читателя (зрителя, слушателя), не просто воспринимающего художественное произведение, созданное автором, но и привносящего в понимание текста произведения смыслы, продиктованные собственным (читательским) художественным опытом.

7. Вместе с тем, художественный мир не может и не должен восприниматься произвольно, поскольку он существует в определенных миросозерцательных и эстетических границах, заданных автором. На формирование же авторской позиции оказывает влияние и философско-концептуальный контекст эпохи, и эстетические теории искусства (эстетические представления о мире) времени, которому принадлежит автор. Художественный мир произведения, таким образом, - это «картина мира» (модель мира), сложившаяся в сознании не только художника, но и в сознании культуры.

8. Эстетика как специальная научно-философская дисциплина, объектом изучения которой стало «эстетическое», сложилась в середине 18 века. Однако эстетические учения (эстетическая мысль) существовали и ранее: в Европе, например, начиная с античных времен. Эстетические же представления человека о мире находили выражение в творчестве уже в художественных произведениях архаических культур.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.