Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологическая экспертиза объектов обращения с отходами




 

Экологическая экспертиза является эффективным видом управленческой деятельности в форме предупредительного экологического контроля, в том числе в системе обращения с отходами.

Она включает в себя три компонента:

· оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС);

· общественную экологическую экспертизу (ОЭЭ);

· государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ).

Эти компоненты составляют основу экологического сопровождения хозяйственной деятельности. Если ГЭЭ обеспечивает учет экологических требований до принятия управленческих решений, то ОВОС обеспечивает учет этих требований на стадии его подготовки. При этом ОЭЭ может сочетать и то и другое, обеспечивая компромисс интересов всех участников экспертизы.

Экологическая экспертиза в соответствии с федеральными законами РФ «Об охране окружающей среды» [1] и «Об экологической экспертизе» [51] – это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимой реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных экологических воздействий и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза основывается на ряде принципов:

· презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

· обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экспертизы;

· комплексности оценки воздействия на окружающую природную
среду хозяйственной и иной деятельности и их последствий;

· обязательности учета требований экологической безопасности;

· достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

· независимости экспертов при осуществлении ими своих полномочий;

· научной обоснованности, объективности и законности сделанных заключений;

· гласности, участия граждан и общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

· ответственности участников экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение и качество экологической экспертизы.

Как отмечено выше, государственная экологическая экспертизаявляется организационно–правовой формой предупредительного экологического контроля. Одновременно она выходит за рамки понятия «контроль», являясь самостоятельным видом управленческой деятельности.

Государственная экологическая экспертиза представляет собой специальный комплекс действий государственных органов и экспертных комиссий, направленных на выяснение соответствия экологическим нормам, правилам и нормативам, соблюдение которых в соответствии с законодательством необходимо на предпроектной и проектной стадии хозяйственной деятельности. Цель государственной экологической экспертизызаключается в проверке и оценке соответствия объекта экспертизы требованиям охраны окружающей природной среды и экологической безопасности.

Принципы государственной экологической экспертизы, закрепленные на законодательном уровне, предусматривают, в первую очередь обязательность проведения экспертизы. Обязательность проведения экологической экспертизы указывает на важность этих мероприятий в обеспечении эффективности экологической экспертизы.

Государственная экологическая экспертиза должна предшествовать принятию хозяйственного решения с целью предупреждения возможного вредного воздействия на окружающую природную среду.

Вкачестве гарантии обязательности государственной экологической экспертизы предусматривается возможность открытия финансирования работ по проектам и программам только при наличии положительного заключения экспертизы. Экологическая экспертиза выступает гарантом функционирования механизма охраны окружающей природной среды.

Принцип научной обоснованности и законности ее выводов отражает два направления государственной экологической экспертизы – научную и административно–правовую. Результатами работы экспертной комиссии должны быть не только фиксация допущенных нарушений экологических нормативов, но и научно обоснованная оценка их последствий, рекомендации органам, принимающим решения, по исправлению и устранению недостатков, прогноз наиболее эффективных условий реализации экспертируемых проектов и объектов.

Принцип независимости, вневедомственности ГЭЭ означает, что непременными условиями ее эффективности являются организационная и финансовая независимость организующих и осуществляющих экспертизу органов, нештатный статус экспертов. Финансовая независимость экспертизы обеспечивается тем, что она финансируется из бюджета РФ и за счет средств, поступающих от Заказчика за выполнение экспертных работ, в том числе ее повторное проведение, осуществляется за счет средств Заказчика.

Информация о ходе проведения экспертизы, принятых решениях и их учете органами управления при реализации объекта экспертизы должна быть доступной для широких масс населения.

Объектами ГЭЭ являются все материалы по объектам и мероприятиям, намеченным к реализации на территории РФ.

К предпроектным материалам относятся:

· технико–экономические обоснования (ТЭО);

· основные положения на строительное проектирование;

· специальные условия строительного проектирования;

· задание на проектирование;

· материалы выбора площадки (трассы) и т.п.

К проектным материалам относятся:

· типовые и индивидуальные рабочие проекты на строительство;

· рабочая и сметная документация и т.п.

Термин «проектные материалы» охватывает также и проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, реализация которых может привести к вредному воздействию на окружающую среду.

Перечисленные объекты подлежат ГЭЭ независимо от их сметной стоимости и принадлежности. Таким образом, устраняются ведомственные барьеры, то есть ГЭЭподлежат как гражданские, так и военные, оборонные и тому подобные объекты.

К объектам экологической экспертизы также относятся экологические обоснования выдаваемых лицензий на природопользование и на обращение с опасными отходами.

Заключением ГЭЭявляется документ, подготовленный экспертной комиссией, содержащий обоснован­ные выводы о допустимости деятельности, которая экспертировалась, и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы. Этот документ должен быть одобрен квалифицированным большинством списочного состава экспертной комиссии. Заключение должно быть подписано руководителем, ответственным секретарем и всеми членами экспертной комиссии. Если возникает необходимость изменить содержание заключения, то необходимо иметь согласие всех членов экспертной комиссии. Статус заключения Государственной экологической экспертизы подготовленный документ приобретает после утверждения его специальным уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы (территориальным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ, территориальным органом Федеральной службы по надзору в области природопользования МПР России).

Положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в тех случаях, когда:

· внесены изменения условий природопользования специально уполномоченным государственным органом в области окружающей природной среды;

· произведена реализация объекта экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение ГЭЭ и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

· истек срок действия положительного заключения ГЭЭ;

· внесены изменения в проектную документацию после получения положитель­ного заключения ГЭЭ.

Заключение Государственной экологической экспертизыносят обязательный, а не рекомендательный характер.

Ответственность за нарушение законодательства РФ в области экологической экспертизы установлена федеральным законом «Об экологической экспертизе» [51].Законом предусмотрена не только ответственность заказчиков проектной и предпроектной документации, но и членов экспертной комиссии. Это способствует повышению качества экспертизы. С момента назначения приказом территориального органа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ или Федеральной службы по надзору в области природопользования МПР России все члены экспертной комиссии ГЭЭ приобретают статус должностных лиц и несут юридическую ответственность за правильность и обоснованность своих заключений. Административная ответственность указанных субъектов предусмотрена статьей за невыполнение обязанностей по проведению ГЭЭ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 1006; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.