Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материалы методического обеспечения занятия. Исторического развития. Биосфера и человек




Органов.

Исторического развития. Биосфера и человек.

Смысловой модуль 8. Взаимосвязь индивидуальную и

Уровни организации жизни.

Модуль 2. Популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный

Методическое указание № 37

Заслушать и обсудить научное сообщение, реферат.

 

5. Тесты итогового контроля:

1. Изменения, которые происходят в процессе эмбрионного развития, сохраняются во взрослом состоянии и наследуются потомками, О.М.Северцов назвал:

А) атавизмы

В) рудименты

С) аромофозы

Д) идиоадаптации

Е) филоэмбриогенезы

 

2. По О.М.Северцовому, основными способами изменений онтогенеза является:

1) анаболия

2) девиация

3) архаллаксис

4) ароморфоз

3. Различают такие формы эволюции групп:

А) филитическая

В) дивергентная

С) конвергентная

Д) параллелизм

Е) все перечислено верно

 

6. Литературные источники и материалы для усвоения знаний-умений по теме:

Основные:

 

1. Слюсарев О.О., Жукова С.В. Біологія. – К.: Вища школа, 1992, с. 207 – 229;

2. Слюсарев А.А., Жукова С.В. Биология. – К.: Вища школа, 1987, с. 215 – 236;

3. Биология /Под ред. В.Н. Ярыгина. В 2кн.- М.: Высшая школа, 1999, с. 5 – 75; кн.2.

4. Медична біологія. Підручник. / За ред. В.П. Пішака, Ю.І. Бажори. - Вінниця: Нова книга, 2009. – 608 с.

5. Конспект лекций.

Дополнительные:

1. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эвоюционное учение. – М.: Высшая школа, 1989. – 335с.

2. Косолапова Л.Г., Ковров Б.Г. Эволюция популяций. – Новосибирск: Наука, 1988. – 92с.

3. Грант В. Эволюционный процесс. – М.: Мир, 1991. – 448с.

 

 

ТЕМА: Филогенез пищеварительной, дыхательной и выделительной систем

1. Актуальность темы: Данные сравнительной анатомии обнаруживают родство между разными группами организмов и основные направления эволюции. Эволюция органов дыхания заключается в дифференциации дыхательных путей и увеличении поверхности легких путем развития сложной системы перекладок (бронхи, бронхиолы, которые заканчиваются пузырьками, - альвеолами). Филлогенетические закономерности объясняют почему у человека закладывается три поколения почек (туловищная), метанефрос (тазовая), в то время как функцию выделения во взрослом состоянии выполняет только одна почка (метанефрос).

 

2. Цель занятия:

1. Установить роль дыхательной и выделительной систем в обмене веществ.

2. Выучить основные закономерности эволюции этих систем у беспозвоночных и позвоночных животных.

3. Рассмотреть аномалии развития органов выделения и дыхательной систем.

 

3.1. Материалы контроля для подготовительного этапа занятия.

3.1.1. Теоретические вопросы:

1. Какой ароморфоз в пищеварительной системе позвоночных Вы знаете?

2. Какой ароморфоз в дыхательной системе позвоночных Вы знаете?

3. Почему дыхания птиц называют двойным?

4. Что является структурной и функциональной единицей предпочки, первичной и вторичной почек?

5. Какие функции выполняют Вольфова и Мюллеровы протоки у самок и самцов позвоночных животных?

6. Какие изъяны развития пищеварительной, дыхательной и выделительной систем человека можно отнести к филлогенетическим предопределенным?

3.1.2. Тесты:

1. У каких животных впервые возникла пищеварительная система?

А) кишечнополостных

В) плоских червей

С) кольчатых червей

Д) членистоногих

Е) хордовых

2. У какого класса позвоночных впервые появляется слепая кишка?

А) круглоротых

В) хрящевых рыб

С) земноводных

Д) пресмыкающихся

Е) млекопитающих

 

3.2. Ориентировочная основа действия (Инструкция для самостоятельной подготовки).

Содержание и последовательность учебных действий Указания к учебным действиям
  Дыхание. Дайте характеристику процессов дыхания (прямое, непрямое, внешнее, внутреннее). Роль дыхания в обмене веществ. Охарактеризуйте аэробов и анаэробов.
  Типы дыхательной системы у разных филогенетических групп.   Охарактеризуйте два основных типа органов – водяного дыхания (жабры) и воздушного дыхания (трахейная система и легкие). Выучить строение млекопитающих.
  Филогенез органов дыхания. Выделить основные направления эволюции дыхательной системы.
  Аномалии развития дыхательной системы Обратить внимание на аномалии развития дыхательной системы: - эзофаготрахеальные норицы - дизонтогенетические бронхо-легочные кисты - кистозная гипоплазия - гипоплазия диафрагмы
5. Средства выделения продуктов диссимиляции у беспозвоночных Охарактеризуйте процессы выделения продуктов обмена у низших позвоночных (губки, кишечнополостные, которые не имеют отдельных выделительных органов, протонефридиальную и метанефридиальную системы.
6. Виделительная система у хордовых. Отметить топографическую, структурную и функциональную структуру предпочки, первичной и вторичной почки. Изучить строение нефрона и его функционирования, этапы работы почки.
7. Эволюция канальцев выделительной системы. Обратить внимание на постепенное усложнение строения почечных канальцев у низших и высших позвоночных.
8. Аномалии выделительной системы. Обратить внимание на аномалии развития почек: - подкововидная почка - тазовое расположение почки - третья почка

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.