Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование толерантности как способа разрешения религиозных конфликтов




Говоря о религиозных конфликтах, связанных с межконфессиональными отношениями или с отношениями между людьми с религиозным и атеистическим мировоззрением, нельзя забывать и об их противоположности – мирной и спокойной жизни в стабильном обществе, миролюбивой деятельности идеологов, политиков и СМИ, о толерантной информации, касающейся отношений между разными группами людей. Равноправие, миролюбие и толерантность – важные признаки нормального демократического общества.

Понятие «толерантность» активно используется учеными, политиками, журналистами во всем мире. Толерантность – это терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Она предполагает признание людьми того факта, что наш мир многомерен и многообразен, что в нем в разных странах живут представители разных рас, национальностей и конфессий, с разными нормами поведения, с ценностями и привычками.

Человек, живущий по принципам толерантности, спокойно относится к многообразию культур, взглядов, верований, уважая права и свободу других людей. Это нормальная модель взаимоотношений людей, народов, стран. Это умение понимать людей и принимать их такими, какие они есть. Все мы похожи и в то же время индивидуальны, у каждого из нас есть свои предпочтения, вкусы, все мы имеем право на собственное мнение, но при этом должны с уважением относиться к чужому мнению. Это и подразумевает понятие толерантности.

Сама по себе идея толерантности очень хороша, но ее воплощение в реальности значительно отличается от предполагаемого идеала. Как это обычно и бывает, в процессе воплощения в жизнь идея может измениться до неузнаваемости.

Можно привести следующий пример. В 2006 году в Англии сотрудники офисов решили не встречать Рождество, так как это якобы не политкорректно по отношению к мусульманам. Получается, с точки зрения христиан, мусульмане ущемляют их права, и развивается негативное отношение к представителям другой конфессии. Вывод: толерантность зачастую приводит к проблемам, против которых и создавалась. Логический парадокс. Кроме того, с таким количеством разнообразных религиозных конфессий и объединений в мире даже при толерантности, когда все равны, кто-то всегда будет «равнее», чем остальные.

В обществе, где нетерпимость к нетерпимости – норма, простое отклонение от этой самой нормы может быть принято за «измену фундаментальным ценностям» свободы и толерантности. В начале 21 века Америка как раз попала в ловушку иллюзорной толерантности. Можно заметить, что в любых американских сериалах главные герои обязательно разной национальности, чтобы никто не заподозрил, что ущемляются чьи-то гражданские права. В фильмах Бог либо негр, либо женщина, либо то и другое сразу. Но при этом нельзя назвать человека негром, ибо это будет «неуважением к истории народа и страны, так как это слово несет не только эмоциональную, но и историческую нагрузку» (относится оно к временам рабства, когда чернокожие считались недолюдьми). В последнее время в США предпринимались попытки запретить роман «Приключения Г. Финна» из-за натуралистичных описаний и словесных выражений, оскорбляющих негров несмотря на то, что сам М. Твен был противником расизма. Многие термины, бывшие во всеобщем употреблении во времена М. Твена, сейчас действительно звучат как расовые оскорбления. Бывшая защита стала оружием.

Теперь любой человек может подать в суд по причине неполиткорректного отношения к себе и выиграть дело. Толерантность стала ограничением свободы и попыткой загнать человека в определенные рамки. Нельзя говорить о реальных проблемах общества, на какие-то темы разговора накладывается табу, ибо это якобы оскорбляет чувства определенных групп населения. Любые слова можно истолковать превратно, никто не хочет попасть в суд, поэтому люди принимают такие правила игры, ведь очень трудно доказать, что ты «не верблюд» и снять с себя навешенный ярлык. Общество становится более лицемерным, все говорят не то, что думают, и это воспринимается как норма поведения. «Сенат штата Калифорния разработал закон, по которому школьных учителей обяжут рассказывать ученикам о пользе, которую принесли обществу гомосексуалисты, бисексуалы и люди, изменившие пол. Также закон требует, чтобы школьные учебники в штате «должным образом отражали разнообразие полов в американском обществе», – пишет газета The Washington Times. Получается, что толерантность как морально-этическая норма – это очень хорошо и правильно. Но толерантность, возведенная в ранг государственной политики, превращается в абсурд и насилие (http://zhurnal.lib.ru).

 

Темы рефератов

1. Понятие религиозного верования и системы верований.

2. Основные черты различных религиозных верований.

3. Влияние верования на состояние человека.

4. Конфликтный и мирный потенциал религиозных верований.

5. Основные направления современных сектантских объединений.

6. Влияние СМИ на возникновение и разрешение религиозных конфликтов.

 

Вопросы для контроля и самостоятельной работы

1. Назовите основные конфессиональные направления, существующие в мире и в современной России.

2. Что такое «мировые религии»? На каком основании выделяется это понятие?

3. Каково значение религиозных убеждений для формирования личности?

4. Каков конфликтный и мирный потенциал современных религиозных объединений?

5. Каковы отношения между религиозными убеждениями и научным мировоззрением?

 

Библиографический список

1. Бюкле, Х. Человек в поисках Бога [Текст] / Х. Бюкле. – М.: «Христианская Россия», 2000.

2. Грановская, Р. М. Психология веры [Текст] / Р. М. Грановская. – СПб.: «Речь», 2004.

3. Грановская, Р. М. Психология в примерах [Текст] / Р. М. Грановская. – СПб.: «Речь», 2002.

4. Грановская, Р. М. Элементы практической психологии [Текст] / Р. М. Грановская. – СПб.: 2003.

5. Дворкин, А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт системного исследования [Текст] / А. Л. Дворкин. – Нижний Новгород: Издательство братства во имя св. князя А. Невского, 2002.

6. Дубровская, О. Древние религии мира [Текст] / О. Дубровская. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.

7. Мень, А. История религии [Текст]: в 7 томах / А. Мень. – М.: «Слово», 1992.

8. Проблема разрушительного поведения: Региональная программа исследований Санкт-Петербурга [Текст] / под ред. А. И. Петровского. – СПб., 1992.

9. Франкл, В. Воля к смыслу [Текст] / В. Франкл. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.

10. Фромм, Э. Психоанализ и религии: Сумерки богов [Текст] / Э. Фромм; под ред. А. А. Яковлева. – М., 1989.

11. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [Текст] / Э. Фромм. – М., 1994.

12. Юнг, К. Г. Тэвистокские лекции: Аналитическая психология: ее теория и практика [Текст] / К. Г. Юнг. – Киев: «Синто», 1995.

13. Ясперс, Л. Философия религии [Текст] / Л. Ясперс. – Л., 1982.

14. Режим доступа: http://www.sclj.ru/analytics/new/detal.php?ID=1253

15. Режим доступа: http://www.sunhome.ru/joural/16120

Глава 5. Межпоколенные конфликты

5.1 Межпоколенные отношения.

5.2 Теоретические взгляды на межпоколенный конфликт.

5.3 Конфликт поколений: стабильность и изменчивость.

5.4 Специфика конфликта поколений в России.

5.5 Конструктивная функция конфликта поколений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.