Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические взгляды на межпоколенный конфликт




Первые теории межпоколенных конфликтов имели глобальный характер. Американский социолог Л. Фойер в книге, посвященной студенческому движению, писал, что «конфликт поколений является универсальной темой человеческой истории. Он основывается на самых изначальных чертах человеческой природы и является, может быть, даже более важной движущей силой истории, чем классовая борьба» [14]. Л. Фойер утверждал, что «история всех до сих пор существующих обществ есть история борьбы между поколениями» [14].

Однако истоки этой борьбы обозначаются по-разному. Одни авторы полагают, что в основе всех межпоколенных конфликтов лежит извечное соперничество между отцом и сыном («Эдипов комплекс»). При этом психоаналитическая теория утверждает, что конфликты с родителями и отчуждение от родителей являются полезной для здоровья необходимостью поддержки становления личности. Личность, развивающаяся в семье, характеризуется отношениями любви и поддержки родителями. Но по мере созревания личности семейные отношения разрушаются, что гарантированно влечет за собой конфликты, и личность отдаляется и устанавливает альтернативные отношения со сверстниками, которые теперь занимают «место родителей».

Другой подход предлагал французский психоаналитик Ж. Мандель, противопоставляя классическому конфликту З. Фрейда («Эдипов комплекс») идею «кризиса поколений». «Кризис поколений» обозначает, что юноша не просто стремится занять в обществе место своего отца, а полностью отвергает его как образец, отказываясь от своего социально-культурного наследства» [15].

Другие авторы находят еще более глубокие истоки конфликта. Основатель этологии К. Лоренц утверждал, что «вражда между поколениями» имеет этологические корни. Современное состояние общества, по его словам, это массовый невроз, обусловленный тем, что у современного человека нарушены механизмы, ответственные за поддержание равновесия между удовольствием и заботой. Трудности и препятствия, вынуждавшие человека предпринимать необходимые для выживания, но неприятные усилия, исчезли. Отсюда требование немедленного удовлетворения всех желаний, нетерпеливость и леность, которым всегда сопутствуют эмоциональное и духовное оскудение. А поскольку эти черты особенно распространены у молодежи, обществу угрожает прерывание культурной традиции. Молодые люди «испытывают архаическое инстинктивное удовольствие от племенной войны, направленной против родительского поколения. Ненависть, которую они питают к старшему поколению сродни национальной ненависти, самой разрушительной из всех эмоций. Она исключает всякую коммуникацию, что делает ее «слепой» и создает угрозу эскалации вражды» [13].

Современные теоретические взгляды на межпоколенный конфликт представлены либо как теории человеческого развития, либо как социально-психологические теории. Психоаналитическая теория утверждает, что конфликты с родителями и отчуждение от родителей необходимы для становления личности, для перестройки отношений с конкретными людьми и обществом и для уменьшения тревожности. Личность, развивающаяся в семье, характеризуется отношениями любви и поддержки родителями. По мере созревания личности семейные отношения разрушаются, конфликты гарантируются, личность отдаляется и устанавливает альтернативные отношения со сверстниками, которые занимают место тесных связей с родителями.

Когнитивно-развивающие теории утверждают, что конфликты являются результатом интеллектуальной зрелости, побуждающей к пересмотру понимания себя и своих отношений с другими. Конфликты являются механизмом, при помощи которого дети и подростки овладевают новыми познавательными структурами, развивая новые взгляды и значительно изменяя модели поведения с родителями и сверстниками.

Для разрешения конфликта поколений в современной культуре необходимо использовать новаторство в сочетании с «разумным консерватизмом», с приверженностью к стабильности, устойчивости, предсказуемости.

5.3 Конфликт поколений: стабильность и изменчивость

Жизненный цикл каждого человека характеризуется многогранной изменчивостью. Он включает в себя такие фазы жизни, как детство, отрочество, юность, молодость, зрелый возраст и старость. На разных этапах жизни человек исполняет различные общественные роли – ребенок, ученик, работник, родитель, дед.

Детство, отрочество и юность – это периоды ученичества, усвоения норм и ценностей данного общества. В период зрелости нормы и ценности усвоены максимально полно в соответствии с индивидуальными возможностями. В период старости происходит отставание индивида от процесса изменения социальных структур: они меняются гораздо быстрее, чем стареющий индивид способен к ним приспосабливаться.

Очень важным аспектом проблемы являются межпоколенные взаимоотношения в семье. Семья важна как для молодого поколения, так и для поколения пожилых людей, она является основным элементом в системе взаимоотношений между поколениями. Семья в течение всей жизни человека является для него первой и последней опорой – «стартовой площадкой» на раннем этапе жизни и «последним прибежищем» в позднем возрасте. Семья выполняет ряд важнейших социальных функций:

- воспитательную;

- функцию духовного общения;

- социально-статусную (предоставляет определенный социальный статус членам семьи);

- досуговую (взаимообогащение интересов);

- эмоциональную (получение психологической защиты, эмоциональной поддержки).

В настоящее время происходят сильные изменения в экономической жизни страны, среднее и старшее поколения полностью отдают себя работе, пытаясь выжить в наше нелегкое время. В связи с этим встает такая важная проблема как снижение воспитательной функции семьи. Конечно, хорошо, когда детьми занимаются бабушки и дедушки. Помощь, оказываемая старшими молодым членам семьи, весьма многообразна. Чаще всего она выражается в уходе за малолетними внуками и правнуками. Значение этой помощи трудно переоценить. Здесь и преимущество индивидуального обучения, и ценность тесного общения с ребенком в первые годы жизни, и большая гарантия предохранения его от заболеваний, столь частых в детских дошкольных учреждениях. Но при совместном проживании молодого и старшего поколения часто возникает непонимание друг друга. Причинами отсутствия взаимопонимания становятся объективная разница, связанная с новыми социальными условиями, разногласия во взглядах на жизнь, несовпадение ценностей и психологические особенности пожилых и молодых людей. Молодое поколение «растождествляется» с дедами и как c носителями идей прошлого, и как c авторитетами в семье, ориентирами в жизни. Это ведет к напряжению в институте семьи, с которой все-таки отождествляет себя подавляющее большинство старшего поколения. Можно лишь пожелать, чтобы в каждой семье «конфликт поколений» решался на основе сплава любви к детям и уважения к старости. Но, к сожалению, это часто бывает совсем не так. Существуют сведения о домашнем насилии над пожилыми людьми в разных формах: физическом, эмоциональном и экономическом. Вместо неудовлетворенной потребности общения и заботы старшее поколение получает унижение достоинства, потерю уважения и, как результат, стремление оградиться от конфликтных взаимоотношений со своим потомством. В большинстве случаев пожилые люди и их дети стремятся жить раздельно друг от друга.

Таким образом, старость можно рассматривать как стабильный и устойчивый элемент в жизни поколения, как основное звено механизма преемственности общественных отношений, культуры, морали, опыта. Отношение младших к пожилым людям можно считать одним из показателей уровня культуры общества. Стереотипные утверждения и мнения, касающиеся старости, являются показателем, отражающим концепцию человека, господствующую в данную эпоху. Наша эпоха несет в себе культ молодости. Ценность человека определяется умением быстро и эффективно действовать, легко приспосабливаться к новым технологиям и инновациям. Культ темпа новизны не благоприятствует старым людям. И старость сама по себе приобретает негативные черты. Пожилые люди не поспевают за темпом современной жизни, которая изменчива и несет множество рисков. Старики не имеют сил, чтобы выполнять различного рода обязанности и роли, которые выдвигает жизнь, они тонут в хаосе информации. Поэтому молодое поколение должно осознавать, что оно как изменяющийся элемент в обществе нуждается в стабильном компоненте, в котором также нуждаются их дети, семья и общество, в котором каждый человек пройдет через разные возрастные периоды и придет к старости.

Сравнивать разные поколения трудно, каждое поколение состоит из различных людей. Каждое поколение стоит на плечах у предыдущего, не всегда осознавая эту преемственность. Между поколениями могут возникать как взаимопонимание и единство, так и непонимание и конфликты. Отношения между поколениями можно анализировать в различных аспектах.

Социальный аспект определяет положение поколений в обществе, восходящие или нисходящие тенденции в определении положения представителей какого-либо поколения в обществе.

Экономический аспект определяет уровень занятости поколения в различных сферах трудовой деятельности, возможности профессионального роста, карьерное развитие и получение доходов.

Политический аспект показывает отношения между поколениями в системе власти, различия в политической культуре, симпатиях и антипатиях, критике или защите режима, в плюрализме или догматичности суждений, участие в политических организациях и мероприятиях.

Культурный аспект определяет общность и различие в отношении к культурному наследию, достижениям и ценностям, в уровне образования, в нравственных нормах и эстетических вкусах, в мировоззрении и религиозности.

Бытовой аспект отражает различные жизненные условия различных поколений.

Социально-психологический аспект показывает отношения между поколениями в процессе общения, в повседневной жизни, на работе, в школе и вузе, на улице и дома, между родителями и детьми.

Этнический аспект характеризует отношения между поколениями у разных народов, определяет характер межнациональных отношений.

Данные аспекты имеют неодинаковое значение при сравнении поколений. Многое зависит от конкретного исторического момента, в котором сравниваются поколения. В современной России наиболее важным, вероятно, является культурный аспект, в основе которого лежит ценностный конфликт двух поколений. Молодое поколение, как и прежде, является носителем всего нового, а старшее поколение по-прежнему консервативно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.