Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антимонопольная политика




Монополия сопряжена с целым набором резко отрицательных последствий для экономики страны: недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство. Те же причины, которые вынуждают клиентов фирмы-монополиста мириться с высокими ценами, заставляют их соглашаться и с плохим качеством продукции, её устарелостью, отсутствием сервиса и другими проявлениями пренебрежения интересами потребителя. Но самым опасным является то, что монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка. Власти монополии в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль ничего не грозит даже в долгосрочном периоде. Рынок эту проблему решить не может. Улучшить ситуацию может только государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. В настоящее время нет ни одной развитой страны, где отсутствовало бы антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти, осуществляющего надзор за его исполнением. В современных условиях антимонопольная политика является одной из функций государства.

Проведение антимонопольной политики сопряжено с рядом трудностей. Рассмотрим типичную кривую долгосрочных средних издержек монополистической отрасли (рис.19).

Оптимальным будет объем выпуска Q0, уровень издержек – P0, но фирма, стремясь максимизировать прибыль, ограничит объем производства до уровня Qm. При этом в силу Х-неэффективности издержки фирмы будут лежать не на кривой, а выше (в точке М). Такая ситуация далека от оптимальной и требует государственного вмешательства. Если государство попытается решить эту проблему путем принудительного раздробления монополиста на множество мелких фирм, то объем производства снизится до Qc, а издержки повысятся (Pc), так как малое производство в потенциально монополистических отраслях крайне неэффективно. Поэтому целью антимонопольной политики является не столько борьба с монополистами как таковыми, сколько борьба с избыточным, чрезмерным монополизмом и ограничение монополистических злоупотреблений. Желаемый результат антимонопольной политики соответствует QR (при PR).

В экономической литературе существуют различные подходы к характеристике направлений антимонопольной политики. Так, П. Самуэльсон и В. Нордхаус применительно к США выделяют следующие пять направлений вмешательства государства в деятельность монополий. Во-первых, их прибыли сокращаются за счет высоких налогов. Во-вторых, устанавливается контроль над ценами (для сдерживания инфляции и давления на цены в высококонцентрированных отраслях). В-третьих, устанавливается государственная собственность на монополии. В-четвертых, осуществляется государственное регулирование промышленности, которое позволяет государственным органам наблюдать за ценами, объемами производства, входом и выходом фирм из отраслей. В-пятых, государство проводит специальную антитрестовскую политику.

Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени монополизации:

1. Прямое разделение монопольных структур.

2. Иностранная конкуренция.

3. Создание новых предприятий.

Как уже отмечалось, возможности первого пути весьма ограничены. Но если на Западе демонополизация предприятий-гигантов возможна путем разделения их на части, так как они формировались при объединении и поглощении независимых фирм. Последние могут быть восстановлены в качестве самостоятельных компаний. Российские монополисты, напротив, сразу создавались как единый завод или технологический комплекс, который принципиально не может быть разделен на отдельные части без полного разрушения.

Ещё одна специфическая российская разновидность монополизма состоит в диктате ведомств и госорганов, продолжающих и в наше время активно вмешиваться в деятельность некоторых предприятий. Формально-юридических прав на это они не имеют – предприятия находятся в частной собственности. Но реальные рычаги давления у органов власти есть, например не пустить в отрасль стороннего производителя с помощью частокола инструкций и распоряжений они вполне могут.

Второй путь – иностранная конкуренция – явился, вероятно, самым действенным и эффективным ударом по отечественному монополизму. Когда рядом с изделием монополиста на рынке находится превосходящий его по качеству и сопоставимый по цене импортный аналог, все монополистические злоупотребления становятся невозможными. Монополисту приходится думать о том, как бы вообще не оказаться вытесненным с рынка. Но непродуманная таможенная и валютная политика может иметь негативные последствия для национального производителя, может привести к разрушению целых отраслей промышленности. Поэтому использовать такое средство борьбы с монополизмом следует осторожно.

Третий путь – создание новых предприятий, конкурирующих с монополистами – предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие. К тому же новые предприятия – это всегда рост производства и новые рабочие места. Но для этого требуется время и создание благоприятного инвестиционного климата.

Все эти три направления можно использовать в долгосрочной перспективе. В краткосрочном периоде следует использовать текущее регулирование деятельности монополий.

В разных странах и в разные периоды преобладают те или иные способы государственного воздействия на монополии. Но, как правило, в наиболее общем плане в странах с рыночным типом экономики выделяется три основных направления: 1) активизация конкурентных рыночных структур, противостоящих монополии, с помощью тех или иных мер по либерализации рынков; 2) государственное регулирование монополий путем контроля над ценами и уровнем рентабельности; 3) прямое предотвращение, подавление или ликвидация монополий с помощью специального антимонополистического законодательства.

Первое направление не связано с подавлением монополий непосредственно. Оно исходит из такого очевидного факта, что монополии тем слабее, чем эффективнее работают конкурентные рыночные механизмы и чем более развитыми являются конкурентные рыночные структуры. Соответственно, главная задача данного направления сводится к тому, чтобы создать в экономике условия, затрудняющие или делающие просто невыгодным для отдельных фирм злоупотребление их монопольным положением, обеспечить своеобразную антимонопольную профилактику в экономике и обществе.

Как правило, к таким профилактическим антимонопольным мерам относят снижение таможенных налогов, отмену квот, ликвидацию других барьеров, препятствующих поступлению на внутренний рынок продукции иностранных предприятий, создание для зарубежных вкладчиков капитала условий, стимулирующих их инвестиционную деятельность. Внутри страны немалую роль могут сыграть меры по стимулированию процессов диверсификации, поддержке малого бизнеса, венчурных фирм, либерализации процедур лицензирования, государственная помощь фирмам, осваивающим такие виды технологий, которые позволяют производить продукцию, выпускаемую монополиями, меры по поддержке независимых изобретателей и т.п.

Подрыву монополизма с помощью активизации конкурентных рыночных механизмов нередко способствует процесс ускорения развития науки и техники, так как благодаря некоторым достижениям НТП отдельные естественные монополии перестают быть таковыми. В последние годы особенно заметной была данная тенденция в отрасли связи. Так, если еще двадцать лет назад передачу информации на сверхдальние расстояния могли осуществлять только немногие особо крупные компании, то затем, благодаря появлению спутниковой связи, реализация подобных функций стала доступной многим фирмам, избавившимся таким образом от необходимости прибегать к услугам компаний-монополистов.

Основной способ борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле за ценообразованием на естественно-монопольные товары и/или за объемом их производства.

Ценовое регулирование деятельности естественных монополий предполагает принудительное закрепление максимальной величины цен на продукцию монополиста. При этом последствия данной регулирующей меры прямо зависят от того конкретного уровня, на котором будут закреплены цены.

Но есть у этого метода и недостаток: устанавливаемый государством уровень цен никак не связан со средними издержками, т.е. он может волей государства закрепить и получение экономических прибылей, и несение убытков. Оба варианта нежелательны. Наличие у естественного монополиста постоянных экономических прибылей равносильно налогу на потребителей. Оплачивая завышенные цены, они увеличивают свои издержки со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями (сокращением спроса на их продукцию, снижением конкурентоспособности и т.д.). Но еще опасней закрепление убытков. Покрывать их в долгосрочном аспекте естественный монополист может только за счет государственных субсидий, иначе он просто разорится. В этих условиях монополист может получить выгоду лишь за счет государства. Х-неэффективность достигает при этом высочайшего уровня.

При искусственном монополизме основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся. Для этого государство использует широкий спектр санкций: это и предупредительные меры (например, запрет на слияние крупных фирм), и разнообразные, причем часто очень крупные, штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами), и прямая демонополизация, т.е. принудительное раздробление монополии на несколько независимых фирм. Система антимонопольного регулирования включает законодательные и экономические меры (рис. 20).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.