Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система антимонопольного регулирования




       
   
 
 

 

 


 

Рис. 20

 

Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из основных признаков монополизации рынка, а именно:

1) концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы;

2) переплетения ведущей фирмы с конкурентами.

При определении степени концентрации в той или иной области государство обычно ориентируется на три показателя деятельности крупнейших компаний: размеры оборота, число занятых и величину капитала. Наиболее важным из них с точки зрения антимонопольной политики является доля оборота фирмы на конкретном рынке, поскольку именно она показывает, какую часть общего предложения товара концентрирует данная фирма.

Переплетение ведущей фирмы с конкурентами чаще всего реализуется в трех формах: создании картеля, системе участий, личной унии.

Картель – сговор фирм, ориентированный на долгосрочное монополистическое равновесие. Соответственно цены и объем производства устанавливаются на том уровне, который избрала бы монополия. После достижения цели участники картеля делят между собой полученную монополистическую прибыль.

Система участий проявляется в том, что ведущая фирма владеет частью капитала фирм-конкурентов, или в том, что все основные конкуренты перекрестно владеют частями капитала друг друга. Являясь фактически совладельцами единого капитала, подобные фирмы выступают на рынке как одно предприятие.

Личная уния состоит в том, что одни и те же лица управляют разными компаниями-конкурентами. Очевидно, что в этих условиях решения будут приниматься совместно.

В практике проведения антимонопольной политики существует два подхода:

1. Поведенческий критерий применения санкций – государство применяет антимонопольные меры только при наличии доказанных монополистических злоупотреблений.

2. Структурный критерий применения санкций – государство автоматически вмешивается в случае превышения фирмой некой определенной законом доли рынка.

Поведенческий подход точнее соответствует целям антимонопольной политики, поскольку направлен против реальных, а не потенциально возможных монополистических злоупотреблений. При его применении понижаются шансы необоснованного наказания крупного предприятия, не допускающего в своей практике таких нарушений. Недостатком же такого подхода является трудность его осуществления на практике.

В свою очередь, структурный подход более прост в применении: достаточно установить долю рынка, приходящуюся на ту или иную фирму, и автоматически становится ясно, следует ли против нее применять антимонопольные меры. Зато недостатком структурного подхода является неопределенность последствий его применения. Таким механическим образом можно разрушить не только компании, злоупотребляющие своим монопольным положением, но и эффективно действующие крупные фирмы, являющиеся ядром национальной экономики. Вообще, практика антимонопольного регулирования искусственных монополий в развитых странах обычно сочетает оба подхода.

Антимонопольная политика базируется на антимонопольном законодательстве. Основой антимонопольного законодательства РФ является нормативный акт – Закон от 22 марта 1991г. №948 – 1 РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”, который был изменен и доработан в 2002 году.[4]

 

Выводы

 

1. Монополизм относится к разряду рыночных явлений. Существуют различные подходы к выяснению сущности монополизма, выделяют различные виды, типы и формы монополизма.

2. Роль монополий в экономике страны является весьма противоречивой. С одной стороны, монополизм имеет негативные последствия, но с другой – положительные.

3. Преобладание негативных последствий монополизма делает необходимым проведение государством антимонопольной политики, целью которой является не борьба с монополизмом вообще, а только с избыточным монополизмом. В экономической литературе предлагаются различные варианты антимонопольной политики.

4. Антимонопольная политика базируется на антимонопольном законодательстве. Система антимонопольного регулирования включает меры как законодательного, так и экономического характера.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.