Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материал к занятиям




Занятие 2.

Занятие 1.

План

1. Принятие христианства как культурно-исторический выбор России.

2. Православие, церковь и общество.

1. Письменность, просвещение и литература.

2. Развитие художественной культуры (архитектура, живопись).

3. Кризис средневековой культуры.

Литература

· Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. В двух частях. М. Владос, 2002. Часть 1.

· Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1989.

· Рябцев Ю.С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт Х1 – ХУ111 веков. Учебное пособие. М. Владос, 1997.

· Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры. Художественная жизнь и быт Х1 – ХУ111 веков. М., 1998.

· Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России 1Х – ХХ веков. М., «Простор», 1996.

Русская культура создавалась веками, но Х век открывает новую страницу в ее истории. Важнейшим событием культурной жизни этого периода является принятие Русью христианства. Христианство стало распространяться на Руси гораздо раньше официального обряда крещения (подробнее см., например, Маркова А.Н. Указ. Соч.) Исторический выбор, сделанный в 988 году князем Владимиром, был, безусловно, не случайным. Единое государство могло быть создано только на основе духовного единства. Для этого требовалась универсальная религия, которая стояла бы выше этнических различий и могла способствовать самоопределению Руси в историческом пространстве. Христианство подходило более всего и потому, что проповедовало равенство всех перед Богом. Существенным было то обстоятельство, что западные соседи, с которыми Русь активно развивала отношения, - народы единого христианского мира, а идеалом этого мира выступала Византия. Тесно общаясь с Византией, культурным и политическим центром евразийской цивилизации, Русь хотела быть «как Византия».

Однако византийское православие привлекало князя Владимира не только по политическим соображениям. Не менее важными были особенности религиозной психологии народа, художественно-эмоционального восприятия мира, близкие православной духовности.

Принятие христианства из рук Византии стало своеобразным культурным переворотом на Руси. Древнерусская культура начинает мыслить новыми категориями и ценностями. На этом культурном основании завершается становление этнического и исторического самосознания Руси и русского народа. Русская культура обрела единое пространство, единый язык, единая письменность. В течение длительного времени, до Х1Х века христианство останется доминантой русской культуры.

Христианизация Руси в то время означала процесс приобщения к высокой культуре Византии, при этом сохранялась генетическая связь с языческой культурой. Обозначим некоторые направления византийского влияния на культурно-исторический процесс в Древней Руси. Это влияние было особенно интенсивным в период с конца Х века до середины ХII века. Из Византии к нам пришло понимание церкви как духовной опоры сильной централизованной светской власти, что способствовало утверждению монархической формы правления. С помощью православия закладывались основы самосознания Руси как «христианнейшего народа», духовной наследницы Византии и лидера православного мира. Образ власти, утверждавшей среди славян «правильную» (православную) веру, сам воплощал идеал «правды». Это убеждение позволяло решить задачу первостепенного общественного значения – отношение личности и государства. Принцип соборности, предполагавший единодушное участие верующих в мирской и церковной жизни, закреплял традиционный для русской культуры коллективизм. Понимание на Руси вызвали такие черты православия, как созерцание и духовное подвижничество. Православная мораль предлагала отрешение от мирских страстей и умиротворение, которого человек достигал посредством духовного совершенствования. Подвижничество понималось православием в первую очередь как аскетизм, то есть отказ от радостей земных во имя постижения Бога. Русь наследовала от Византии идеал христианской святости, черты этого идеала впоследствии стали неотъемлемой частью русской души (см. подробнее: Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. Указ. Соч.; Ионов И.Н. Российская цивилизация. 1Х - начало ХХ веков. М. Просвещение, 1995).

Духовный переворот, произведенный христианством, изменил мироощущение и мировосприятие человека Древней Руси. Новая вера требовала строгого выполнения нравственных норм, делала человека носителем новой морали, основанной на культуре совести, вытекающей из христианских заповедей. Соответственно изменился весь строй жизни. То, что христианство было принято в византийском (православном) варианте, имело и иные последствия, проявившиеся в исторической перспективе. Православие ориентировало человека на внутреннюю, духовную работу, на самосовершенствование. Идея прогресса, преобразования внешнего мира в православии слабо выражена.

Православие в совокупности с другими факторами (природно-климатические условия, характер хозяйственной деятельности и социальных связей, геополитическое положение) повлияло на формирование русских культурных архетипов (см. словарь). Опишите типические черты русского национального характера, особенности менталитета русского народа.

Христианство оказало влияние на все стороны жизни Руси. Русь вошла в семью европейских христианских государств и развивала с ними политические, торговые и культурные отношения. Началось формирование городской культуры. Центром духовной и общественной жизни стала церковь. Она проповедовала новую идеологию, прививала новые ценностные ориентиры, воспитывала нового человека. Церковь играла активную политическую роль, поддерживая светскую власть, выступая поборником единства и суверенитета русских земель. Эта роль церкви особенно ярко высвечивается в трагические и переломные периоды русской истории (например, в период борьбы с татаро-монголами, в процессе создания Московского централизованного государства). Церковь разработала идейные основы самодержавия. Одной из важнейших функций церкви была благотворительность, забота о социально незащищенных группах населения (сиротах, инвалидах, престарелых). Церковь выступала регулятором общественных, в том числе и семейно-бытовых отношений. Церковь способствовала распространению грамотности и образования, развитию художественной культуры. Определяющую роль в распространении просвещения, создании крупных литературных и художественных ценностей сыграли монастыри. Первый и самый известный монастырь - Киево-Печерский был основан Антонием и Феодосием в Х1 веке. Позднее крупнейшими центрами духовного просвещения становятся Троице-Сергиева лавра (основана в Х1У веке Сергием Радонежским), Кирилло-Белозерский (Х1У в.) и Соловецкий (ХУв.) монастыри.

В результате крещения Русь получила мощный творческий импульс. Наряду с письменностью и книжной культурой развиваются архитектура, живопись, прикладное искусство. Однако скульптура, театр, некоторые другие виды художественного творчества не получили признания в эпоху средневековья, поскольку своими корнями уходили в языческую культуру. Православная церковь последовательно боролась с пережитками язычества. Средневековое искусство развивалось как искусство религиозное, первостепенное значение придавалось богословско-нравственному содержанию искусства. Художественные приемы и эстетические принципы были закреплены авторитетом церкви. Искусство было анонимным, поскольку, с точки зрения церкви, творчество имеет божественную природу, человек лишь исполняет замысел Творца.

В дохристианский период на Руси существовала примитивная письменность. После принятия христианства получила распространение славянская азбука, созданная монахами-миссионерами Кириллом и Мефодием. Это стало важнейшим культурным событием. Письменная культура распространялась монастырями. Первый и самый известный монастырь – Киево-Печерский был основан в ХI веке. Образованность считалась основой мудрости и рассматривалась как христианская добродетель. Появились школы, где обучали чтению, письму, счету и основам христианского вероучения. Высокообразованные люди встречались не только в среде духовенства, но и в светских аристократических кругах. Такими «книжными мужами» были, например, князья Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. В княжеских семьях получали образование и женщины. Развитию письменной культуры способствовало то, что православие допускало богослужение на родном языке.

Большинство памятников письменности домонгольского периода не сохранилось. До нас дошло лишь около 150 книг. Древнейшей из них является «Остромирово евангелие» (середина ХI в.). Этот памятник свидетельствует о высокой культуре создания рукописных книг. На Руси распространялась переводная литература религиозного и светского содержания.

Первые оригинальные сочинения относятся к концу ХI – началу ХII веков. Среди жанров древнерусской литературы центральное место занимает летопись, развивавшаяся в период ХI – ХУIII веков. Древнейшая летопись – «Повесть временных лет». Ее авторство приписывают монаху Нестору. Другой распространенный жанр – жития святых. Нестор-летописец был автором «Сказания о Борисе и Глебе», жития первых христианских мучеников на Руси. Замечательными памятниками древнерусской литературы являются «Поучение Владимира Мономаха» (политическое завещание князя), «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона, «Сказание о полку Игореве».

Борьба русского народа с иноземными захватчиками – основная тема литературных произведений периода подъема культуры, начавшегося во второй половине ХIY века. Это «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Сказание о граде Китеже», «Задонщина» и др.

В литературе ХY – ХYI веков усиливаются светские мотивы. Появляются произведения, поддерживающие политику московских великих князей. Игумен Филофей в посланиях Василию III развивал идею о Москве как о «третьем Риме». Эта идея была призвана служить обоснованием мирового значения русского государства и исключительной роли православной церкви. В ХYI веке в России появилось книгопечатание. Первая датированная печатная книга «Апостол» появилась в 1564 г., затем в 1564 г. – «Часослов». Эти книги были напечатаны в казенной типографии в Москве под руководством Ивана Федорова и Петра Мстиславца. Всего до конца века было издано около 20 книг религиозного содержания. В ХYI веке создаются обобщающие летописные произведения, например, «Лицевой летописный свод» - своеобразная всемирная история от сотворения мира. Памятник исторической литературы – «Книга Степенная царского родословия». В ней излагается русская история от Владимира I до Ивана IY. Свод житейских правил и наставлений содержит «Домострой», автором которого считается протопоп Сильвестр, воспитатель и советник Ивана Грозного. «Домострой» - своего рода выражение норм и ценностей культуры Московского царства. Ценнейший памятник русской литературы – «Великие Четьи-Минеи», составленные митрополитом Макарием. В этот свод оригинальных и переводных произведений, состоящий из 12 томов, вошли жития святых и другие «душеполезные» сочинения. Материал был расположен по месяцам в соответствии с днями памяти святых и составлял «годовой круг» чтения. Многие из произведений литературы сохранились только потому, что были включены в свод.

До конца Х века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, впоследствии повлиявшие на развитие архитектуры. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. На Руси получил распространение крестово-купольный тип храма. Он имел следующую схему построения: внутреннее пространство здания расчленялось четырьмя массивными столбами, образуя в плане крест; на этих столбах, соединенных попарно арками, возводился «барабан», завершавшийся полусферическим куполом; концы пространственного креста перекрывались цилиндрическими сводами, а угловые части - купольными сводами. Восточная часть здания имела выступы для алтаря – апсиды. Внутреннее пространство храма делилось столбами на нефы (межрядные пространства). Первая каменная постройка - Десятинная церковь в Киеве (конец Х в.). В ХI веке были построены Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке. В ХII веке ослабевает византийское влияние. Появились храмы башнеобразной формы, неизвестные византийскому зодчеству. Заметно влияние романского стиля.

В условиях феодальной раздробленности складывались региональные художественные школы, имевшие свои особенности. Так, архитектура Новгорода отличалась, массивностью построек, строгостью, аскетизмом форм, скромностью декора. Зодчество Владимиро-Суздальской Руси носило парадный характер, выделялось изысканностью пропорций, изяществом линий. Строительство во Владимире достигло подъема при Андрее Боголюбском. В середине ХII века был построен Успенский собор. Признанным шедевром древнерусской архитектуры является церковь Покрова на Нерли (серед. ХII в.), отличающаяся совершенством и легкостью пропорций. В конце ХII века в центре княжеского дворца возведен Дмитриевский собор. Он отличается богатством белокаменной резьбы.

В результате монголо-татарского нашествия каменное строительство прекратилось на целых полстолетия. Оно возобновляется лишь с конца ХIII века. Крупнейшими центрами развития архитектуры становятся Новгород, Псков. Наряду с храмами ведется гражданское и военно-оборонительное строительство. В середине ХIY века начинается каменное строительство в Москве. Возводится каменный Кремль, единственный во всей Северо-Восточной Руси того времени.

С объединением русских земель в едином государстве Москва становится общерусским художественным центром. В конце ХY – начале ХYI веков оформился ансамбль Московского Кремля. Над созданием ансамбля работали итальянские мастера – Аристотель Фиораванти, Антон Фрязин, Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари, Алевиз Новый и др. Были возведены Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы. Строится новый великокняжеский дворец (сохранилась Грановитая палата). Стены и башни Кремля вместе с остальными постройками составили единый ансамбль. В этом ансамбле получили воплощение идеи величия и силы Российского государства

В храмовом зодчестве шли поиски новых архитектурных форм, в которых все более выражалось национальное своеобразие. Шло строительство столпообразных церквей. В ХYI веке сформировался шатровый стиль, который порывал с традиционным крестовокупольным типом храма. Шатровые храмы возводились по образцу деревянных построек. Важнейший памятник этой эпохи – Покровский собор на Красной площади в Москве (его называют также собором Василия Блаженного по имени знаменитого юродивого, погребенного в одном из приделов). Собор воздвигнут в честь взятия Казани (1555 – 1560). Он представляет собой группу из девяти столпообразных храмов, увенчанных шатрами, на общем постаменте. Соединение на общей основе девяти не похожих друг на друга церквей символизировало объединение русских земель в едином государстве. В этот период огромный размах получило крепостное строительство.

С принятием христианства из Византии на Русь пришла монументальная (мозаика и фреска) и станковая (иконопись) живопись. Византия не только познакомила русских художников с новой техникой живописи, но и дала им иконографический канон (см. словарь), неизменность которого строго оберегалась церковью. Это предопределило более длительное византийское влияние в живописи, чем в архитектуре. Самые ранние из сохранившихся произведений древнерусской живописи были созданы в Киеве. Первые мозаичные изображения и фрески (живопись по сырой штукатурке) создавали приезжие мастера-греки. Мозаика не получила на Руси широкого распространения из-за дороговизны материала. Техника фрески более приемлемой для убранства русских церквей. Абсолютное преобладание получила икона, которая явилась классической формой изобразительного искусства для русского средневековья.

На протяжении веков икона на Руси была окружена ореолом огромного нравственного авторитета, она выступала носителем высоких этических идей. Характерной особенностью иконописного искусства является условность языка, что объясняется стремлением иконописца выразить необычное, сверхъестественное. Это искусство глубоко символично, каждая деталь имеет определенный смысл, понятный средневековому человеку. Смысловую нагрузку несет композиционное построение иконы, цветовая гамма, используемая иконописцем. Все изображения на иконах не имеют так называемого третьего измерения, т.е. композиция разворачивается не вглубь, а по сторонам. Фигуры статичны, все изображения плоскостны. Отсутствие в иконе иллюзорно переданной глубины вызывалось желанием обособить мир иконы – мир духовных сущностей от мира земного. Особую группу составляют житийные иконы. Используя изобразительный язык, житийные иконы повествовали о деяниях святого, тем самым прославляя его. Построение житийной иконы строго определенно. В центре помещалось изображение святого, оно было окружено рамкой из клейм, в каждом из которых иллюстрируются отдельные события из жизни святого.

Своеобразной была техника создания икон. В основном использовались деревянные доски. На доску наклеивали ткань, на которую наносился грунт. После этого мастер приступал к предварительному рисунку. Следующий этап – золочение фона (где необходимо), после этого художник приступал к расписыванию иконы красками. Использовалась темпера – краска, изготавливаемая из природных минеральных красителей, тертых на яичном желтке. Сверху с целью предохранения живописного слоя икона покрывалась олифой.

Икона – не картина, а священный предмет, она только тогда допускалась в дома и храмы, когда соответствовала канонам, освященным церковью.

К числу наиболее древних икон относится «Владимирская Богоматерь», вывезенная из Византии (ХII в.). Ее иконографический тип – «Умиление» (Богоматерь держит на руках младенца Христа и прижимается к нему щекой) стал излюбленным на Руси. В условиях удельной Руси в живописи стали заметно проявляться региональные особенности. ХIY век – время расцвета новгородской живописи. В Новгороде работал великий византиец Феофан Грек (частично сохранились его фрески, частности, «Благовещенье»).

Вторая половина ХIY – ХY века – «золотой век» средневековой русской живописи. Складывается московская школа иконописи. Здесь продолжается творческая судьба Феофана Грека. Крупнейшим художником эпохи был Андрей Рублев (1360 – около 1430). Он часто работает совместно с близким ему по духу Даниилом Черным. Самым знаменитым произведением Рублева считается «Троица». Икона написана для Троице-Сергиева монастыря, места погребения Сергия Радонежского. Имя Андрея Рублева связано с историй развития иконостаса - высокой алтарной преградой, на которой рядами располагались иконы. Еще одна крупная фигура среди живописцев – Дионисий (около 1460 – после 1502). Наиболее значительным его произведением были росписи в Ферапонтовом монастыре.

В художественное творчество ХYI века все более проникал интерес к быту, иконы утрачивали присущую им ранее высокую духовность. Одновременно усиливался контроль церкви над работой художников. Стоглавый собор 1551 года принял постановление о введении лицевых иконописных подлинников – трафаретов для изображения Спасителя, Богородицы, святых и целых композиций. Специальные старосты должны были следить за выполнением этих требований.

Х век в истории русской культуры завершает эпоху средневековья. В течении этого периода складывалась великорусская народность. Сформировался менталитет народа, определились системы ценностей, этические нормы и художественные каноны. В культуре этого периода доминировала традиция, т.е. культивирование опыта предшествующих поколений, воспроизводство одних и тех же образцов. Политическая изоляция Московского государства еще более усиливала консервативные тенденции в культурной жизни, способствовала укоренению идеи национальной исключительности.

В ХYII веке происходили значительные изменения в развитии социально-экономических отношений и политических структур (вспомните материал соответствующего раздела курса Отечественной истории). Расширялись политические, экономические и культурные контакты России с европейскими странами. Эти изменения предопределили основное направление развития культуры и ее особенности. Главное – это начавшееся разрушение религиозного мировоззрения. Шел процесс секуляризации культуры, т.е. ее «обмирщения», придания ей светского характера, освобождения из-под духовного диктата церкви. Борьба между старым и новым в духовной жизни проявилась в церковном расколе, последовавшем после церковной реформы патриарха Никона в 1653 – 1655 годах (вспомните материал соответствующей темы курса Отечественной истории). Усилились демократические тенденции. В культурный процесс включалось городское население (купечество, ремесленники). В этой среде формировались новые идеалы, этические нормы, вкусы, потребности. Крепло представление о самоценности земной жизни, возрастало внимание к самому человеку, осознавалось значение его активной деятельности.

Новые идеи проявились в литературе и искусстве. Возрос интерес к образованию, изучению иностранных языков. Повысился спрос на книги, в том числе на художественную литературу (русскую и переводную), учебники. Расширилась сеть школ. В 1687 году было открыто Славяно-греко-латинское училище (позже – академия). Это учебное заведение предназначалось для подготовки кадров высшего духовенства и чиновников. Оно сыграло большую роль в развитии образования в России в конце ХYII – начале ХYIII века.

Новые тенденции в развитии культуры наиболее полно отразила литература. В ней развивалось демократическое, светское направление, появлялись новые жанры: биографическая и автобиографическая повесть (например, «Житие» протопопа Аввакума, идеолога старообрядчества), демократическая сатира («Повесть о Шемякине суде»), бытовая повесть («Повесть о Горе-Злосчастии»). Новым было появление силлабического стихосложения, основанного на упорядочении числа слогов в строке. Основоположником русского стихосложения был Симеон Полоцкий, поэт, публицист, педагог, церковный деятель.

Светские мотивы, отказ от церковных канонов характерны и для архитектуры. Проявляется стремление к внешней нарядности, усиливается декоративное начало. Церкви становятся похожими на светские постройки. Заказчиками церквей все чаще становятся купцы и посадские общины. Наиболее яркие образцы посадского зодчества возникли в Ярославле, например, церковь Ильи Пророка (вспомните другие храмовые постройки Ярославля этого периода). Развивается строительство каменных жилых домов. В конце столетия возникло «московское барокко» - художественный стиль, в оформлении которого заметную роль сыграло западноевропейское искусство.

Общий для русской культуры процесс обмирщения затронул живопись. Новым явлением стало развитие реалистических тенденций. Во главе нового направления стали мастер Оружейной палаты С.Ф.Ушаков и И.Владимиров, автор трактата о живописи, в котором он решительно встал на защиту реалистических тенденций. С пробуждением интереса к человеку связано появление портретной живописи («парсуны») – первого собственно светского жанра. Парсуны первоначально писались в старой иконописной манере и старой иконной технике – на доске, яичными красками. В конце века портреты уже писались по западному образцу – масляной краской на холсте.

Новым явлением культуры ХYII века стало появление театра – придворного и школьного (при Славяно-греко-латинской академии). В основном, ставились пьесы на евангельские сюжеты. Появление театра расширило сферу духовной жизни общества.

На протяжении ХYII столетия русская культура сделала большой шаг по пути модернизации, преодолевая сопротивление церкви, выступавшей чаще всего с позиций традиционализма. Развитие новых тенденций создало предпосылки того перелома в культуре, который совершился в начале следующего столетия.

 

Тема 4. Культура ХYIII века (2 часа)

Цель занятия. Рассмотреть процесс смены модели культуры в условиях неорганической модернизации в России в ХYIII веке.

Задачи занятия. Проанализировать тенденции развития культуры нового времени. Отследить изменения в мировоззрении, системе ценностей, художественном творчестве. Познакомиться с наиболее известными памятниками литературы и искусства ХYIII века.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.