Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4 Доходы предприятий, организаций 3 страница




Дополнительно может быть произведена оценка производственного потенциала предприятия.

 

Оценка и анализ источников образования имущества (пассивов) предприятия.

Анализ пассивов предприятия.

Порядок проведения общего горизонтального и вертикального анализа источников образования имущества предприятия совпадает с аналогичной процедурой общего анализа имущества.

После общего анализа источников образования имущества переходят к раздельному анализу основных составных частей - собственного капитала и заемных источников.

В первую очередь подлежит анализу собственный капитал. Его величина, как уже было выяснено при анализе оборотных активов, должна покрывать величину внеоборотных активов и не менее 10% оборотных активов. Проанализировав достаточность собственного капитала, переходят к оценке и анализу темпов прироста собственного капитала за изучаемый период. Глубина анализа зависит от потребителя результатов анализа, в управленческих анализах, в конечном счете, работа завершается управлением величиной производственно-финансового левериджа.

Большое значение придается анализу доли собственного капитала в составе источников образования имущества - коэффициенту автономии Кав:

Кав = СК / И, где

И - общий размер источников образования имущества (валюта баланса).

Критическое значение данного коэффициента разрабатывается партнерскими группами предприятия, наиболее часто встречающийся норматив - Кав > 0,5 - 0,6. Значение внутрихозяйственного норматива зависит от рентабельности предприятия и производственно-финансового левериджа. Используемые синонимы: коэффициент собственности, коэффициент независимости.

Затем изучается соотношение величин заемных средств и собственных предприятия - коэффициент, носящий наиболее часто встречающееся наименование - плечо финансового рычага - Кфр:

Кфр = ЗК / СК, где

ЗК - заемный капитал.

Синоним коэффициента - коэффициент долга. Нормативное значение обычно - не более 1. Если значение коэффициента больше 1, финансовая устойчивость предприятия сомнительна.

Следующая аналитическая процедура - анализ использования заемных средств(заемного капитала). Изучается общая величина заемных средств, их динамика. Производится оценка доли заемных средств в составе источников образования имущества - коэффициент финансирования - К фин:

К фин: = ЗК / И

Как и у коэффициента автономии, критическое значение данного коэффициента разрабатывается партнерскими группами предприятия, наиболее часто встречающийся норматив - К фин:< 0,4 - 0,5. Значение внутрихозяйственного норматива зависит от рентабельности предприятия и производственно-финансового левериджа. Используемые синонимы: коэффициент финансирования, коэффициент инвестирования, коэффициент финансовой устойчивости.

Оценив и проанализировав абсолютные и относительные приросты заемных источников образования имущества предприятия, приступают к раздельному анализу долгосрочных и краткосрочных (текущих обязательств) заемных источников.

При анализе необходимо учесть использованный методологический подход к оценке долгосрочных источников - для целей проводимого анализа они рассматриваются в данный период как собственные (как перманентный капитал), или как заемные. В случае присоединения долгосрочных заемных источников к собственным, необходимо повторить предыдущую процедуру анализа собственного капитала с учетом использования показателей перманентного капитала.

Если долгосрочные источники образования имущества рассматриваются в анализируемый период как заемные средства, производится их горизонтальный, а, в случае необходимости, вертикальный анализ.

Оценка и анализ краткосрочных обязательств также начинается с процедур горизонтального и вертикального анализа. Наиболее значение уделяется анализу величины кредиторской задолженности. Производится коэффициентный анализ оборачиваемости кредиторской задолженности, а также соотношения оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности.

 

Финансовая устойчивость предприятия - его способность функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска.

 

Оценка и анализ ликвидности и платежеспособности предприятия.

Платежеспособность предприятия является основной характеристикой, по которой внешние пользователи оценивают его финансовое состояние. Он характеризует способность предприятия в должные сроки и в полном объеме отвечать по своим обязательствам.

Для оценки и анализа платежеспособности предприятия пользуются показателями ликвидности активов предприятия. Ликвидность активов - это их возможность превращения в денежные средства, дифференцированная по срокам превращения, простоте и легкости.

Все активы предприятия группируются по 4-м степеням ликвидности:

1. Абсолютно ликвидные активы (первоклассные ликвидные средства) А1 - денежные средства и краткосрочные финансовые вложения.

2. Быстро реализуемые активы (легко реализуемые активы) А2 - дебиторская задолженность, готовая продукция и товары отгруженные.

3. Медленно реализуемые активы (средне реализуемые активы) А3 - производственные запасы и незавершенное производство.

4. Трудно реализуемые активы (неликвидные, иммобилизационные активы) А4 - внеоборотные активы предприятия - основные средства нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, незавершенное строительство.

По абсолютным показателям групп ликвидных активов проводят анализ ликвидности баланса, при котором соответствующие группы ликвидных активов соотносятся с группами источником образования имущества, склассифицированными по степени срочности:

1. Наиболее срочные обязательства - П1 - кредиторская задолженность, краткосрочные кредиты и займы, сроки возврата которых уже наступили.

2. Среднесрочные обязательства - П2 - остальные краткосрочные кредиты и займы.

3. Долгосрочные обязательства - П3 - долгосрочные кредиты и займы.

4. Собственные источники - П4 - собственный капитал предприятия.

Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются следующие условия:

А1 > П1

А2 > П2

А3 > П3

А4 < П4

Анализ ликвидности баланса позволяет установить тенденции в структуре баланса и его ликвидности.

Для оценки и анализа текущей платежеспособности используется ряд финансовых коэффициентов - коэффициенты ликвидности:

1. Коэффициент абсолютной ликвидности Кал:

Кал = (ДС + КФВ) / КО, или

Кал = А1 / П 1

где

ДС - денежные средства,

КФВ - краткосрочные финансовые вложения,

КО - краткосрочные обязательства. В зависимости от выбранной методики ими могут быть П1, кредиторская задолженность и отдельные статьи краткосрочных пассивов, все краткосрочные пассивы.

Внутрихозяйственный или партнерский норматив - не менее 0,2 - 0,7.

2. Коэффициент промежуточного покрытия К пп:

К пп = (ДС + КФВ + ДЗ + ГП + ОТ) / КО или

К пп = А1 + А2 / П 1,

где

ДЗ - дебиторская задолженность,

ГП - готовая продукция,

ОТ - отгруженная продукция.

Внутрихозяйственный или партнерский норматив - не менее 0,7 - 1,0.

3. Коэффициент текущей ликвидности (синоним: быстрой ликвидности, общего покрытия) - К тл:

К тл = (ДС + КФВ + ДЗ + З) / КО, или

К тл = А1 + А2 + А3 / П 1,

где

З - запасы.

Данный коэффициент является одним из основных для признания предприятия финансово несостоятельным по российской методике оценки вероятности банкротства. Нормативное значение - не менее 2.

 

Тема 10 Планирование финансов организации (предприятия)

1. Финансовое планирование: сущность и методы.

2. Бюджетирование финансов предприятия.

3. Налоговое планирование на предприятии.

  1. Финансовое планирование: сущность и методы.

Сущность и содержание финансового планирования. Сущность финансового планирования проявляется в сознательной организации финансового развития хозяйствующего субъекта, приводящую к реализации поставленных перед ним целей.

В узком смысле финансовое планирование – процесс разработки системы финансовых планов и плановых показателей по обеспечению жизнедеятельности предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению ее эффективности в будущих периодах.

Цель финансового планирования – определение объемов поступления финансовых ресурсов, прежде всего денежных средств, их распределение, и, в конечном итоге, достижение прибыльности предприятия.

Задачи финансового планирования:

- обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной, финансовой деятельности предприятия;

- определение путей эффективного вложения капитала, его рационального использования;

- установление финансовых отношений с бюджетом, кредитными учреждениями и иными контрагентами;

- увеличение прибыли за счет выявления внутрихозяйственных резервов в использовании денежных средств;

- контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью, кредитоспособностью, состоянием денежных фондов предприятия;

- соблюдение интересов собственников предприятия.

Основной инструмент финансового планирования – финансовый план предприятия.

Процесс финансового планирования на предприятии включает в себя анализ финансовой ситуации, разработку общей финансовой стратегии, составление текущих финансовых планов, корректировку финансовых планов, разработку оперативных финансовых планов.

Элементы финансового планирования: цели, программы, нормативы и нормы, правила и процедуры финансового планирования.

Горизонты финансового планирования – временные интервалы в деятельности предприятия, для которых производится разработка финансовых планов. Обычно: хозяйственные периоды, в пределах которых предприятие способно оценить параметры финансовых ресурсов. Максимальный срок совпадает со сроком научного предвидения, для предприятия реально – не более 5 лет. Наиболее типичен срок – 1 год, в условиях нестабильной экономической среды – 1 квартал.

Определяют наличие подсистем финансового планирования: перспективное, текущее и оперативное планирование.

Перспективное планирование(от 1 года до 3(5) лет) – разработка финансовой стратегии (определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных путей их достижения) и прогнозирование финансовой деятельности. Инструменты: прогноз отчета о прибылях и убытках, прогноз движения денежных средств, прогноз бухгалтерского баланса.

Текущее планирование(1 год)- разработка конкретных видов финансовых планов, реализующих финансовую стратегию предприятия. Инструменты: план доходов и расходов по видам деятельности, план движения денежных средств, план отчета о прибылях и убытках, план бухгалтерского баланса.

Оперативное планирование (неделя, декада, месяц, квартал)- разработка комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений деятельности организации. Инструменты: платежный календарь, кассовый план.

Финансовые ограничители, учитываемые в финансовом планировании – критические значения основных параметров финансовых ресурсов предприятия. Выделяют: первого уровня – критерии банкротства (коэффициенты текущей ликвидности и обеспеченности оборотных активов собственными источниками), второго уровня – показатели соотношения доходности, ликвидности и риска (остальные показатели ликвидности, рентабельность предприятия, производственно-хозяйственный леверидж), третьего уровня – предельные характеристики источников финансирования (коэффициентов автономии, финансирования, плеча финансового рычага, финансовый леверидж), четвертого уровня – параметры цикла потока денежных средств (продолжительность финансового и операционного циклов, минимальный объем денежных ресурсов).

Методология финансового планирования. Основные экономические закономерности, учитываемые при финансовом планировании.

Принципы финансового планирования: научность, комплексность, оптимальность

Методы финансового планирования. Нормативный, расчетно-аналитический, балансовый методы, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование. Сетевой метод планирования финансовых показателей. Методы финансового прогнозирования. Дисконтирование(исчисление современной(приведенной) стоимости капитала на базе дисконтной ставки(ставки сравнения) – оценка ожидаемой стоимости), компаундинг(наращение капитала – в сегодняшних ценах). Индексация капитала и доходов в финансовых прогнозах.

Финансовые прогнозы, программы, концепции, планы и бюджеты.

Методика составления финансового плана предприятия.

Финансовый план предприятия: его назначение, структура, используемые методы планирования. Показатели финансового плана.

Баланс денежных доходов и расходов предприятия. Источники информации, методы планирования и анализа.

Кассовый план предприятия. Кассовый план – план оборота наличных денежных средств, отражающий поступление и выплаты наличных денег через кассу. Кассовый план необходим для контроля за поступлением и расходованием наличных средств.

Платежный календарь финансиста.

Платежный календарь составляется по форме плана (отчета) о движении денежных средств на квартал с разбивкой по месяцам и более мелким периодам. Для того чтобы он был реальным, его составители должны следить за ходом производства и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности в целях предупреждения невыполнения финансового плана.

В платежном календаре притоки и оттоки денежных средств должны быть сбалансированы. Правильно составленный платежный календарь позволяет выявить финансовые ошибки, недостаток средств, вскрыть причину такого положения, наметить соответствующие мероприятия и, таким образом, избежать финансовых затруднений.

Налоговый календарь как разновидность платежного календаря.

Бюджетирование как вид внутрифирменного финансового планирования. Сущность, функции, преимущества бюджетирования. Схемы общего и частных бюджетов предприятия.

Налоговое планирование как неотъемлемая часть финансового планирования.

Стратегическое финансовое планирование. Основные стратегии.

Финансовое планирование в составе бизнес-планов.

 

  1. Бюджетирование финансов предприятий.

 

В мировой практике бюджетирование - методология планирования, учета, контроля денежных средств и финансовых результатов.

В нашей стране бюджетирование часто: регламент управления денежными средствами, используемыми в операционной(повседневной) деятельности предприятия. – т.н. казначейское бюджетирование.

В узком смысле бюджетирование: процесс составления, принятия годового бюджета организации и последующий контроль за его выполением.

Бюджетирование как управленческая технология состоит из 3 взаимосвязанных частей: технологии бюджетирования, организации процесса бюджетирования, использования информационных технологий.

1. Технология бюджетирования – включает в себя виды и формы бюджетов, целевые показатели (систему финансово-экономических показателей, на основе которых строятся бюджеты), порядок консолидации бюджетов в сводный бюджет организации.

Бюджеты- количественные планы в денежном выражении, отвечающие принципам количественной определенности, централизации(бюджеты ЦФО включают в себя целевые директивные показатели, устанавливаемые руководством организации) и системности(совокупность бюджетов по функциональному признаку и по ЦФО в обязательном порядке образует сводный бюджет).

Сводный бюджет состоит из 2 блоков: операционного и финансового бюджета.

Операционный бюджет содержит:

1. Бюджет продаж

2. производственный бюджет

3. бюджет прямых затрат на материалы

4. бюджет прямых затрат на оплату труда

5. бюджет общепроизводственных расходов

6. бюджет производственных запасов

7. бюджет коммерческих расходов

8. бюджет управленческих расходов

9. бюджет доход и расходов (или прогноз отчета о прибылях и убытках).

Финансовый бюджет включает:

1. инвестиционный бюджет

2. бюджет движения денежных средств

3. прогноз баланса (бюджет по балансовому листу).

Основные виды бюджетов, обязательные для составления: прогноз баланса, бюджет доходов и расходов (прогноз отчета о прибылях и убытках), бюджет движения денежных средств.

 

2. Организация процесса бюджетирования предусматривает формирование финансовой структуры организации (центров финансовой ответственности), бюджетного регламента, этапов бюджетного процесса, графика документооборота, системы внутренних нормативных документов.

Система бюджетирования есть неотъемлемый элемент системы управления предприятием. Она требует создания специальной организационной структуры на базе объектов бюджетирования, по которым ведется планирование, учет, анализ бюджетов и контроль за их исполнением. Такими объектами служат бизнес-направления, структурные подразделения, центры финансовой ответственности, бизнес-процессы, отдельные проекты.

На практике: в качестве объектов бюджетирования выделяются центры финансовой ответственности (ЦФО, или ЦФУ). Результат построения – финансовая структура.

ЦФО – структурное подразделение или группа подразделений, осуществляющих определенный набор хозяйственных операций, оказывающих непосредственное воздействие на доходы или расходы от этих операций и отвечающие за реализацию поставленных перед ними целей, соблюдение уровней расходов в пределах установленных лимитов и достижение определенного финансового результата своей деятельности.

Выделение ЦФУ возможно:

§ по сферам ответственности. Такое разделение приемлемо, когда четко определены функциональные сферы, имеется территориальное деление области сбыта. Существуют разные производства с различной организацией сбыта;

§ по продуктам и группам. Такое разделение целесообразно в тех случаях, когда для конкретных групп изделий и услуг, различны структура затрат, технология изготовления и потребители;

§ по клиентам. Такое разделение рекомендуется когда компания имеет для одних и тех же продуктов (услуг) разных покупателей, отличающихся каналами сбыта, категорией платежеспособности, наличием особых отношений;

§ по центрам прибыли, центрам затрат, центрам инвестиций, венчурным центрам.

Целесообразность того или иного разделения определяется особенностями бизнеса и стратегией развития компании.

Виды ЦФО(ЦФУ): центры доходов, центры затрат, центры прибыли и центры инвестиций.

Центр доходов – структурное подразделение, руководитель которого в рамках выделенного бюджета отвечает за максимизацию дохода от продаж. При этом руководитель, как правило, не имеет полномочий по варьированию ценами и ограничен в расходовании средств (в пределах бюджета).

Центр затрат – структурное подразделение, руководитель которого отвечает за выполнение своих функций в пределах установленного бюджета расходов (нормативных расходов).

Центр прибыли – структурное подразделение, руководители которого нацелены на максимизацию прибыли и с этой целью могут варьировать ценами реализации и затратами.

Центр инвестиций – структурное подразделение, обеспечивающее подготовку и реализацию инвестиционных проектов. Эти центры наделены правом принятия хозяйственных решений в пределах утвержденных бюджетов проектов и ответственности за осуществление инвестиционных проектов. Результаты деятельности руководителей центров инвестиций оцениваются по показателю рентабельности инвестиций (в расходы подразделения включается стоимость капитала).

Отдельная бизнес-единица (ЦФУ) в совокупности с соответствующей линейной финансовой службой образует финансовую структуру филиала, дочерней компании, структурного подразделения предприятия.

Финансовая структура предприятия в целом включает бизнес-единицы (ЦФУ), линейные финансовые службы и центральную финансовую службу.

Неотъемлемым элементом финансовой структуры являются механизмы взаимодействия ЦФО: трансфертные цены, налогообложение, внутреннее кредитование, общие инвестиции, разрешение конфликтов (арбитраж).

Бюджетный регламент представляет собой документ, в котором четко оговорены права и обязанности всех участвующих в бюджетном процессе субъектов, формы и сроки предоставления информации, получатели промежуточных и итоговых документов.

Бюджет организации разрабатывается на определенный период – бюджетный период (обычно календарный год).

Бюджетный процесс включает в себя 3 последовательных этапа:

1. разработки проекта сводного бюджета

2. утверждения проекта бюджета и включение его в систему бизнес-планирования

3. анализ исполнения бюджета по итогам текущего года

Бюджетный процесс должен быть непрерывным: 3-ий этап осуществляется одновременно с 1-м.

В целях обеспечения эффективности бюджетирования создается специальный коллегиальный орган управления – Бюджетный комитет. Он перераспределяет средства между статьями бюджета, разрабатывает меры по ликвидации дефицита бюджета, наказывает и поощряет ответственных лиц и т.п. Формируется обычно из руководителей высшего звена, возглавляется финансовым директором.

 

1. Использование информационных технологий позволяет осуществлять оперативный сбор, обработку и консолидацию фактических данных(управленческий учет), а также разработать различные сценарии будущего финансового состояния организации.

Информационные технологии – совокупность информационного обеспечения, технических средств и телекоммуникаций, кадров и их организация.

Применение информационных технологий в области бюджетирования возможно лишь при наличии сплошного управленческого учета.

 

3. Налоговое планирование на предприятии.

 

Налоговое планирование представляет собой раздел общего финансового планирования предприятия, а также входит неотъемлемой частью в любой инвестиционный проект.

Налоговое планирование (в широком смысле) - совокупность экономических отношений по поводу оптимизации налоговых изъятий части дохода налогоплательщика.

Налоговое планирование (в узком смысле) - планирование хозяйственной деятельности любого субъекта с целью оптимизации налоговых обязательств и платежей.

Внутрихозяйственное налоговое планирование включает в себя стратегию оптимизации налоговых обязательств, план реализации этой стратегии, организацию налогового учета, планирование налоговых платежей и т.п.

Осуществляя налоговое планирование, предприятия производят выбор между различными вариантами деятельности юридического лица и размещения его активов, направленный на достижение возможно низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех установленных законом льгот, а также оценка позиции государства (прежде всего налоговых органов) и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства.

Налоговое планирование на предприятии обязательно в следующих случаях:

· подготовка и планирование новой деятельности, нового бизнеса

· осуществление крупных сделок

· планирование деятельности на следующий период.

Стадии налогового планирования:

- предварительное налоговое планирование - до момента законодательного оформления субъекта налоговых отношений. Этапы: 1. Формулирование целей и задач субъекта. 2. Выбор места регистрации, осуществления деятельности предприятия и его подразделений. 3. Выбор организационно-правовой формы предпринимательской деятельности.

- текущее налоговое планирование - с момента получения статуса субъекта налоговых отношений. Этапы: 1. Применение налоговых льгот. 2. Выбор форм гражданско-правовых сделок, анализ их последствий. 3. Рациональное размещение активов и прибыли предприятия.

Процесс налогового планирования. Анализ, составление основных прогнозных документов, уточнение налоговых характеристик, оперативное налоговое планирование.

Виды внутрихозяйственного налогового планирования: перспективное, текущее, оперативное налоговое планирование.

Основные элементы внутрихозяйственного налогового планирования:

1. Учетная политика.

2. Налоговые планы (бюджеты по налогам, налоговые платежные календари).

3. Налоговые льготы

4. Элементы финансового менеджмента (прежде всего финансовые инструменты и методы).

Налоговое планирование направлено на оптимизацию так называемых «основных» налогов, формирующих основную массу платежей в бюджет: НДС, налога на прибыль, ЕСН, поимущественных налогов.

Для целей классического налогового планирования очень важно проводить на предприятии правильную учетную политику и организовать ее нормальную реализацию. Необходимо четко и грамотно вести бухгалтерский и налоговый учет, избегая методических ошибок в этих учетах. Основное внимание персонала, отвечающего на предприятии за налоговый учет необходимо ориентировать на избежании учетных ошибок при операциях на большом обороте и при разовых капиталоемких сделках. Подобные ошибки достаточно распространены и могут привести к серьезным последствиям. Необходимо правильно и четко оформлять первичные бухгалтерские документы, так как их отсутствие приводит к доначислению налогов и штрафных санкциям

Эффективность налогового планирования оценивается показателем налогового бремени.

Налоговое бремя определяется как отношение общей суммы налоговых платежей к доходу предприятия. В теории используется частный показатель налогового бремени, рассчитанный по добавленной стоимости.

В процессе налогового планирования разрабатывается нормативное значение показателя налогового бремени предприятия, максимально приближенное к эффективной налоговой ставке.

Эффективная налоговая ставка - такое отношение общей суммы налогов к добавленной стоимости, созданной налогоплательщиком, позволяющее ему осуществлять инвестиции (расширенное воспроизводство).

 

Литература.

 

1. Бочаров В.В. Леонтьев В.Е. Корпоративные финансы. – СПб.: Питер, 2004. – 544 с.

2. Гаврилова А.Н. Финансы организаций (предприятий): учебное пособие/ А.Н. Гаврилова, А.А. Попов. – М.: КНОРУС, 2005. – 576 с.

3. Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005. – 522 с.

4. Остапенко В.В. Финансы предприятий: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2006. – 303с.

5. Практикум по финансам организаций (предприятий): Учебное пособие/ Под ред. З.А.Круш. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 304 с.

6. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Управление финансами. Задачи, ситуации, тесты схемы: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 176 с.

7. Справочник финансиста предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 576 с.

8. Управление затратами на предприятии: Учебное пособие/ В.Г.Лебедев, Т.Г.Дроздова, В.П.Кустарев, А.Н.Асаул, Т.А.Фомина. – СПб.: Издательский дом «бизнес-пресса», 2006. – 352 с.

9. Финансы организаций (предприятий): Учебник/ Н.В.Колчина, Г.Б.Поляк, Л.М.Бурмистрова и др.; под ред проф. Н.В.Колчиной. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 368 с.

10. Щербина А.В. Финансы организаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 506 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 213; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.11 сек.