Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Распространение марксизма в России. Возникновение политических партий




 

Марксистская литература получила известность среди русской революционно–демократической интеллигенции еще в 60–70–х гг. прошлого века. С идеями марксизма в конце 60–х гг. познакомилась группа русских эмигрантов в Швейцарии, которая образовала в 1870 г. Русскую секцию Первого Интернационала. В 1872 г. в России легально вышел первый том "Капитала" К. Маркса. Распространение идей научного социализма началось в борьбе с народнической идеологией.

Большая заслуга в этом принадлежала Г.В. Плеханову
(1856–1918 гг.) – выдающемуся пропагандисту, крупному теоретику марксизма, – и созданной им в сентябре 1883 г. в Женеве группе "Освобождение труда", в которую вошли политические эмигранты из России: В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч и В.Н. Игнатов. Это была первая марксистская организация, положившая начало истории российской социал–демократии, давшая ей теоретическое обоснование и сделавшая первый шаг навстречу рабочему движению.

Группа "Освобождение труда" объявила о разрыве с народническо–анархистской идеологией, поставила в качестве центральной задачи революционного движения организацию "русского рабочего класса в особую партию с определенной социально–политической программой..." (Литературное наследие Г.В. Плеханова. – Сб. VIII. – Ч. 1. С. 29). Работа группы по выполнению этой задачи шла по трем основным взаимосвязанным направлениям.

Во–первых, перевод на русский язык произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, издание их за границей и распространение, главным образом нелегально, в России.

Во–вторых, создание работ, пропагандирующих научный социализм, философию и экономическое учение К. Маркса, применяющих его теорию и метод к познанию и объяснению социальных процессов в России, роли рабочего класса в российском и международном революционном движении.

В–третьих, важнейшей задачей группы была бескомпромисная критика с позиций марксизма реакционных и буржуазно–либеральных воззрений, мелкобуржуазно–утопических взглядов народничества, экстремистских, анархистских, бланкистских концепций, реанимируемых на Западе и в России течений идеалистической философии (особенно кантианства, его субъективизма и агностицизма), которые тормозили формирование научного мировоззрения революционеров и, проникая в рабочую среду, препятствовали созданию марксистской революционной партии российского пролетариата.

Еще в начале 80–х годов произошел качественный поворот русской революционной мысли к марксизму. Он был связан с выходом в свет в 1882 г. сделанного Г.В. Плехановым русского перевода "Манифеста коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса, к которому его авторы дали предисловие, высказав свое убеждение в том, что "Россия представляет собой передовой отряд революционного движения в Европе" (Маркс К. и Энгельс Ф. – Соч. – Т. 19. – С. 305). Г.В. Плеханов сопроводил перевод "Коммунистического манифеста" своим предисловием, носившим программный характер для нового в революционной России направления теоретической мысли – научного социализма, где говорилось: "Вместе с другими сочинениями его авторов "Манифест" открывает новую эпоху беспощадной критики coвременных отношений труда к капиталу и, чуждого всяких утопий, научного обоснования социализма".

Написание и издание членами группы своих произведений было другим немаловажным направлением в ее деятельности.

Например, перу Г.В. Плеханова принадлежат работы, обогатившие международную литературу марксизма: "Социализм и политическая борьба" (1883 г.), "Наши разногласия" (1884–1885 гг.), "Русский рабочий в революционном движении" (1892 г.), "Анархизм и социализм" (1892 г.), историко–философские сочинения, такие, как книга о Н.Г. Чернышевском (1891 г.), статья "К шестидесятой годовщине смерти Гегеля", классический труд "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю" (1895 г.) и др.

С.И. Мицкевич – один из основателей Московской социал–демократической организации – писал о работе Г.В. Плеханова "Наши разногласия": "Новый мир открылся передо мной: найден был ключ к пониманию окружающей действительности, найдена была база для работы, выход из тупика, из тисков казавшейся ранее всесильной реакции. Русский рабочий класс – вот куда надо идти, надо нести в него светоч научного социализма. Он произведет ту политическую и социалистическую революцию, базу для которой тщетно старались найти... другие революционеры 60–70–х годов. Прочитал я тогда вновь и "Манифест Коммунистической партии", и новое громадное впечатление он произвел на меня: я его понял, я понял основы великой историко–философской теории Маркса. Я стал марксистом и уже на всю жизнь". (Советская культура. – 1983. – 24 сентября).

Главным выводом книги стала идея о необходимости создания в России рабочей социалистической партии, опирающейся на теорию научного социализма. Г.В. Плеханов писал: "... Образование рабочей партии есть единственное средство разрешения всех экономических и политических противоречий современной России. На этой дороге нас ждут успех и победа; все же другие пути ведут лишь к поражению и бессилию". (Плеханов Г.В. Избр. философские произведения. В 5 т. – М., 1956. – Т. 1. – С. 129).

Эта работа дала мощный импульс глубоко научной критике всего мировоззрения утопического социализма, содействовала переходу многих народников на позиции марксизма как в самой России, так и среди русских политических эмигрантов. Ф. Энгельс, познакомившись с основным содержанием брошюры "Наши разногласия", писал В.И. Засулич: "... горжусь тем, что среди русской молодежи существует партия, которая искренне и без оговорок приняла великие экономические и исторические теории Маркса и решительно порвала со семи анархистскими и несколько славянофильскими традициями своих предшественников". (Маркс К., Энгельс Ф. – Соч. – Т. 36. – С. 260).

В проектах программы русских социал–демократов, составленных в 1883 и 1885 гг. членами группы "Освобождение труда" под руководством Г.В. Плеханова, указывалось на историческую миссию российского рабочего класса как главной силы, способной сокрушить самодержавие и открыть путь для демократического развития страны. "Пролетариат, – подчеркивал Г.В. Плеханов, – это тот динамит, с помощью которого история взорвет русское самодержавие." (Плеханов Г.В. Соч. – Т. 3. – С. 207).

Обсуждение в марксистских кружках проектов программы русских социал–демократов имело большое политическое, теоретическое и пропагандистское значение. Однако в программах группы имелись лассальянские положения, допускались уступки народникам в вопросе о терроре, недостаточно была разработана и аграрная часть программы. Но в основном проекты программы, написанные Г.В. Плехановым, имели положительное значение, способствовали идейной подготовке создания социально–демократической рабочей партии в России.

В споре с буржуазными идеологами, которые не могли найти "лекарства" против язв капитализма, Г.В. Плеханов писал: "Mы же знаем такое лекарство, и притом лекарство верное: это диктатура пролетариата, как средство, и социалистическая организация благ, как цель". (Плеханов Г.В. Соч. – Т. 24. – С. 337). В противовес оппортунистам он заявил, что политическая власть рабочего класса представляет собой ничем не заменимое орудие коренного переустройства производственных отношений, "диктатура пролетариата должна быть первым актом социалистической революции". (Плеханов Г.В. Соч. – Т. 13, – С. 203).

Имя Г.В. Плеханова в международной социал–демократии было популярно, авторитет – высок. Он представлял российскую социал–демократию в Международном социалистическом бюро, на конгрессах и в секретариате Интернационала. Его выступления на конгрессах Интернационала в Париже (1889 г.), в Цюрихе (1898 г.), в Лондоне (1896 г.) и опять в Париже (1900 г.) всегда давали богатую информацию о развитии и перспективах революционного движения в России, были направлены против анархизма, оппортунизма, других враждебных марксизму течений. Выражая в своем выступлении на Парижском конгрессе Интернационала в 1889 г. стремление русских социал–демократов усвоить идеи современного научного социализма, распространить их в рабочей среде и с помощью рабочих приступом взять твердыню самодержавия, он закончил его пророческими словами: "Революционное движение в России может восторжествовать только как революционное движение рабочих. Другого выхода у нас нет и быть не может!" (Литературное наследие Г.В. Плеханова – М., 1940. – С. 86). Так начался выход революционных марксистов на арену борьбы международного пролетариата.

Таким образом, группа "Освобождение труда" предприняла плодотворную попытку связать в одно целое теорию и практику классовой борьбы российского пролетариата. Ее участники стали впервые излагать систематически и со всеми практическими выводами идеи марксизма, которые, как показал опыт всего мира, одни только выражают правильно сущность рабочего движения и его задачи.

В России создаются в это время первые марксистские группы, кружки, в которых изучались и пропагандировались труды К. Маркса, Ф. Энгельса, Г.В. Плеханова. Они действовали в Москве, Петербурге, Казани, Новгороде, Ярославле, Твери, в других городах России и в национальных районах – на Украине, в Грузии, Белоруссии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии. Ими руководили Д. Благоев, М.И. Бруснев, Н.Е. Федосеев, П.В. Точисский и др.

В начале XX века в стране формируются политические партии и организации. Создаются организации социалистов–революционеров, которые ставили задачу уничтожения самодержавия, построения социалистического общества на основе крестьянской общины. В 1905 г. состоялся 1 съезд ПСР.

В 1898 г. на съезде было провозглашено создание РСДРП, а в 1903 г. на съезде была принята ее первая программа. Она предусматривала свержение самодержавия, установление демократической республики (программа–минимум) и осуществление социалистической революции, установление диктатуры пролетариата (программа–максимум).

18 октября 1905 г. начала действовать конституционно–демократическая партия (партия народной свободы), созданная либеральной буржуазией. Ее идеалом стало "увековечение буржуазной эксплуатации в упорядоченных, цивилизованных, парламентских формах". (Ленин В.И., Полн. собр. соч. - Т. 44. - С. 25).

В условиях подъема 1–й революции в России был создан "Союз русского народа" – организация монархическая, расистско–шовинистическая, воспринявшая погромные традиции
черносотенцев.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 843; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.