Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Восприятие пространственных отношений




Таблица 7

Задание 1.

Цели исследования. Исследовать умение различать правую – левую стороны в изобра­жении на картине, у собеседника и т. п.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут таблицу и просят сказать, в какой руке мальчик держит мяч, на какую ногу де­вочка надевает сапог и т. д.

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием понимают смысл задания и при оказании помощи в виде на­водящих вопросов или показа способа опре­деления стороны напротив находящихся объектов к 6–7 годам выполняют подобные задания.

Дети с задержкой психического развития в 6–7 лет понимают задание, определяют стороны у себя, но при показе сторон на кар­тинке испытывают трудности. При оказании помощи могут справиться с предложенным заданием.

Умственно отсталые дети испытывают большие трудности при определении стороны у себя даже в 7–8 лет. Осуществить перенос на картинку в этом возрасте, как правило, не могут даже при оказании помощи.

Задание 2.

Цели исследования. Выявить уровень развития пространственной ориентации в расположении объектов на плоскости; зрительного анализа и воспроизведения заданных конструкций; способности к воспроизведению образца по памяти; умение планировать свои действия в соответствии с заданной целью; наличие самоконтроля.

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают фигуру из трех палочек и просят сложить рядом такую лее. Детям 4-х лет можно оказывать помощь, обращая вни­мание на образец (см. табл. 7 внизу).

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием проявляют выражен­ный интерес и к' 5 годам проводят зритель­ный анализ самостоятельно на основе соот­несения, исправляют неверное выполнение. Возможно речевое сопровождение. Без тру­да воспроизводят по памяти.

Дети с задержкой психического развития проявляют интерес, способны по образцу и по памяти выполнить задания, но нужна орга­низующая помощь, так как навык самоконтро­ля к 5 годам еще не сформирован.

Умственно отсталые дети в 5 лет по об­разцу и по памяти задание не выполняют. Они играют палочками. Необходимо совмес­тное поэтапное выполнение.

Таблица 8

Цели исследования. Выявить сформированность пространственных отношений; умение ориентироваться на листе бумаги, в пространстве; умение дифференцировать понятия пра­вое – левое, верх – низ и т. п.

Процедура проведения. На таблице изображено пять разных предметов. Порядок их расположения таков: вверху слева, вверху спра­ва, посередине, внизу слева, внизу справа.

Перед ребенком кладут таблицу и просят ответить на вопросы: «Что нарисовано ввер­ху?», «Что нарисовано внизу?». Могут быть заданы и более сложные вопросы: «Что на­рисовано вверху слева?», «Что изображено внизу справа?».

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием к б–7 годам способны понять задание и выполнить его. В тех случаях, когда имеет место несформиванность восприятия пространственных отноше­ний, дети допускают ошибки при работе с данной таблицей.

Дети с задержкой психического развития понимают задание, но при выполнении его часто дают ошибочные ответы. Это может быть вызвано несформированностью воспри­ятия пространственных отношений в указанном возрасте, а также недостаточной сосредоточенностью в процессе работы.

У умственно отсталых детей формиро­вание пространственных отношений, как правило, идет с большим трудом, и эта таб­лица оказывается посильной лишь к 8–10 годам. Отмечаются трудности понимания инструкции.

С целью установления понимания пред­логов, слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов, можно использовать вырезанные из таблицы 5 кар­тинки с изображением разных по величине предметов и попросить ребенка положить сначала большой дом, затем слева от него маленький гриб, под большим домом поло­жить большую машину, справа от дома ма­ленькое дерево и т. п.

Как правило, дети с нормальным умствен­ным развитием выполняют все эти задания к б–7 годам.

Дети с задержкой психического развития нуждаются в организующей помощи.

Умственно отсталым детям в этом возрасте задание непосильно.

Таблицы 9, 10, 11

Цели исследования. Выявить целенаправ­ленность деятельности; комбинаторные спо­собности ребенка (умение оперировать обра­зами, соотносить части и целое, осуществлять анализ и синтез воспринимаемых объектов); волевые усилия; стойкость интереса.

Процедура проведения. Перед началом обследования каждое из изображений должно быть разрезано на части по намеченным ли­ниям: табл. 9 – на две части по горизонталь­ной линии, табл.10 – на четыре части по гори­зонтальной и вертикальной линиям, табл.11 – на три части по вертикальным линиям (лео­пард) и на четыре по диагональным линиям (дом).

Сначала каждая из картинок предъявляет­ся в сложенном виде, потом ребенка просят закрыть глаза и разъединяют картинку, затем ребенок должен вновь ее составить. Таблицы предъявляются поочередно.

Анализ результатов. Нарушения про­странственных представлений могут наблю­даться у умственно отсталых и интеллекту­ально полноценных детей. Однако у умственно отсталых они выражены в большей степени. Оказываемая им помощь (показ способа скла­дывания, повторное совместное выполнение задания) дает сравнительно меньший эффект.

В тех случаях, когда нет нарушений про­странственного восприятия, дети с нормаль­ным умственным развитием выполняют таб­лицы 9–10 в 3,5–4 года, таблицу 11 к 4,5–5 годам.

Дети с задержкой психического развития выполняют таблицы 10–11 к 5–6 годам. Картинка, разрезанная по диагоналям, вы­полняется при оказании помощи.

Умственно отсталые дети в этом возрас­те, как правило, не пытаются получить целое изображение. Они произвольно прикладыва­ют части одну к другой. Картинку, разрезан­ную по диагоналям, не могут собрать даже при оказании помощи. Наиболее специфич­ным оказывается складывание картинки с изображением животного, разрезанной на три части по вертикалям. Часты случаи, ког­да дети соединяют первую и третью части. Однако на вопрос: «А эту часть куда поло­жить?» дети с нормальным интеллектом сра­зу же разъединяют первую и третью части и кладут ее на искомое место. Дети умственно отсталые производят беспорядочные действия, кладут вторую часть перед первой, после третьей, сверху, снизу первой и тре­тьей части. Им необходима помощь в виде показа.

Таблицы 12, 13, 14

Цели исследования. Выявить наглядно-об­разные представления детей; способность це­лостного восприятия знакомых объектов; зрительно-двигательную координацию; гра­фические навыки.

Процедура проведения. На таблицах 12, 13 изображены геометрические фигуры (треу­гольники и круги) с неполными контурами. Подчеркивается, что все треугольники оди­наковы по величине, затем предлагаются за­дания типа: «Дополни до треугольника», «До­полни до круга».

На таблице 14 изображены незаконченные контуры двух предметных изображений (ба­бочки и жука). Детям дается задание дори­совать эти предметы («Дорисуй жука» и т. д.).

В основу предлагаемых детям заданий по­ложена методика Т. Н. Головиной, апроби­рованная ею при работе с большим количе­ством нормальных и умственно отсталых детей.

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием старшего дошкольного возраста выполняют задания таблиц 12, 13 без особого труда. Они понимают инструк­цию и с интересом принимаются за работу.

Дети с задержкой психического развития к 6–7 годам выполняют эти задания.

Умственно отсталые дети справляются с этими заданиями в значительно более по­зднем возрасте; наибольшие трудности возникают у них при необходимости дополнить (дорисовать) круг. Большинство учащихся I–II классов специальной (коррекционной) школы VIII вида выполняют это задание не­удовлетворительно. Они замыкают контур, не производя при этом необходимых кругообразующих движений, поэтому площадь дорисованной ими фигуры оказывается, как пра­вило, уменьшенной. При дополнении контура треугольника многие умственно отсталые учащиеся II классов изменяют его площадь и форму, причем имеют место случаи рас­пространенного принципа дополнения трех верхних треугольников на нижний ряд подобных фигур. Дети забывают, что все эти треугольники одного размера.

В таблице 14 учащиеся I класса массовой школы (с нормальным умственным развитием) понимают принцип работы и поэтому с ней справляются: некоторые из них допус­кают при дорисовывании асимметрию.

Дети с задержкой психического развития понимают задание, однако многим нужна организующая и разъяснительная помощь.

Умственно отсталые дети этого возраста испытывают большие трудности при необхо­димости понять принцип работы. В результа­те они допускают выраженную асимметрию и несоответствие заданному изображению.

Допускают ошибки или не выполняют задания даже многие ученики III–V классов специальной (коррекционной) школы. У них отмечается асимметричное дорисовывание заданных предметов, резкое увеличение или уменьшение дополняемой части, искажение формы. Помощь оказывается малоэффек­тивной.

Необходимо учитывать эти особенности, так как от них в определенной мере зависят дальнейшие успехи в процессе обучения и выполнения трудовой деятельности.

Таблица 15

Цели исследования. Выявить сформированность целостного восприятия; наглядно-образного мышления; способность решать за­дания в умственном плане.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут таблицу и говорят: «Посмотри, из круга (квадрата, треугольника) вырезали ку­сочек. Найди его среди тех, которые здесь на­рисованы».

Если ребенок не понимает, ему показыва­ют правильное решение. Остальные задания он должен выполнить сам. В более сложном варианте у фигур отсутствуют вырезанные из них части. Ребенок должен выполнить зада­ние на уровне наглядно-образного мышления.

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием проявляют выраженный интерес к заданию. В 6 лет оно им посиль­но, хотя качество выполнения не одинаково (не­которым нужна организующая помощь).

У детей с задержкой психического разви­тия отмечается бессистемность и нецеленаправленность в работе. При организующей по­мощи задание эти дети выполняют.

Умственно отсталые дети в этом возрасте за­дание не понимают. Помощь в виде разъяснения и показа выполнения неэффективна.

Таблицы 16 – 25

Цели исследования. Выявить уровень зри­тельного восприятия, наглядно-образного мышления; внимания.

Процедура проведения. Ребенку поочередно показывают таблицы (из теста Равена) с изображениями, содержащими пробелы. Ре­бенок должен найти среди внешне похожих вставок ту, которой стоит заполнить пробел. Трудность заданий постепенно нарастает, а принцип выполнения остается тот же.

Чтобы придать работе игровой характер и с целью оказания помощи, можно вырезать про­бел и вставки. Это позволит проследить за ха­рактером выполнения задания (ищет соответ­ствующую вставку или пробует втолкнуть в пробел все вставки наугад).

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием уже в 5–6-летнем возрасте понимают инструкцию и выполня­ют задание. Как правило, они действуют осознанно, находя подходящую вставку на основе зрительного сопоставления, при этом проявляют живой интерес к работе и испы­тывают радость при ее удачном выполнении.

Дети с задержкой психического развития к 7 годам при оказании организующей помо­щи выполняют таблицы 16–20. При выпол­нении таблиц 21–25 нужна значительная помощь.

Умственно отсталые дети 8–9-летнего возраста нуждаются в разъяснении инструк­ции. Они пытаются заполнить пробел наугад взятыми вставками, при указании помощи справляются с наиболее легкими заданиями (табл. 16–20). Однако более сложные зада­ния (табл. 21–25) оказываются для них не­посильными и при таком условии. Дети не усваивают принципа выполнения задания. У умственно отсталых детей нет стойкого ин­тереса к данной работе. При нарастании сложности таблиц интерес угасает.

Таблицы 26 – 29

Цели исследования. Исследовать способ­ность узнавания ранее известных сказок по отдельно изображенным фрагментам; умение пространственно соотносить детали и целое; воображение детей.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут (поочередно) таблицы 26 и 27, на каж­дой из которых изображено по одному фраг­менту из русской народной сказки. Первона­чально их показывают целиком. Ребенок должен узнать, из какой сказки предложен­ный фрагмент. Затем вынимают вкладыши и просят поставить их на место. Таблицы 28 и 29 сложнее. В каждой из них по шесть вкла­дышей треугольной формы.

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием, не страдающие на­рушениями пространственной ориентировки, без труда справляются с заданиями к табли­цам 26 и 27 в возрасте 4 лет. Задания к таб­лицам 28 и 29 выполняются ими в возрасте 5–6 лет. Интеллектуально сохранные дети выполняют задания с интересом и, как пра­вило, находят место вкладышам на основе зрительного соотнесения.

Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к заданиям, но выполня­ют табл. 26 и 27 к 5–6 годам, а табл. 28, 29 – к 7–8 годам при оказании помощи. Имеют место случаи выполнения задания методом «проб и ошибок».

Большинство умственно отсталых детей выполняют задания к таблицам 26 и 27 в воз­расте 7–8 лет, при этом, как правило, не нуждаются в помощи. Задания к таблицам 28 и 29 детьми этого возраста не выполняют­ся и при оказании помощи.

Таблица 30

Цели исследования. Те же, что в таблице 7.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут таблицу, на которой изображены сри­совывающие льва дети. Мальчик рисует его в профиль, а девочка – анфас. Внизу изоб­ражены получившиеся рисунки, которые предъявляются отдельно.

Ребенку рассказывают содержание табли­цы и задают вопросы: «Кто нарисовал этого льва?», «А это чей рисунок?».

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием, не имеющие наруше­ния пространственного восприятия, выполня­ют это задание уже в возрасте 6-и лет. Иногда у них возникают затруднения, которые можно преодолеть с помощью наводящих вопросов.

Дети с задержкой психического развития к 7-и годам понимают задание, но нуждают­ся в наводящей помощи.

Умственно отсталые дети 7–8 лет не все­гда понимают, как достичь правильного от­вета на предлагаемые им вопросы, и с зада­нием не справляются, помощь не используют.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 795; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.